«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»
статья

Степанова Елена Александровна

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_may.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Выступление на ШМО по теме:

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»

Подготовил: учитель

высшей квалификационной категории

Степанова Е. А.

май 2019 г.

Возможности нетрадиционных уроков велики:

- они являются средством формирования познавательной деятельности
школьников;

- средством активизации учащихся в процессе учебной работы;

- а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению.
Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.

Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Какие же нетрадиционные уроки я провожу? Это интегрированный урок; «Турнир знатоков»; «Поле чудес»; «Счастливый случай»; урок-сказка; урок-экскурсия; урок – путешествие; урок «Что? Где? Когда?»; урок- соревнование; ролевая игра; КВН.

На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы. Стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

-формирует навык исследовательской деятельности- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- а в общем, способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронного приложения к учебникам , видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит  учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасный фильм о буквах и звуках «Азбука - Малышка», мультимедийное приложение к учебнику «Азбука», презентации «Учим буквы». Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во время букварного периода обращаются практически на каждом уроке. Использование данной ленты в слайд презентации позволяет решать несколько задач: ребенок может упражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесении звука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные, согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит с опорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание). Видоизменение ленты букв не требует больших затрат, данный слайд можно адаптировать к каждому уроку.

Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста.

При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Благодаря ИКТ на уроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи, можно спроецировать изображение страницы прописи на белую доску.

Для объяснения начертания букв хорошо использовать презентацию «Учимся писать буквы», «Памятка. Письмо с секретом»,электронное учебное пособие «Азбука».

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач  цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка, тесты и интеллект-карты.

Электронное приложение к учебнику помогает разнообразить урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

По предмету «Окружающий мир» я использую презентации «Водоёмы нашего края»,  «Экскурсия к водоёму», «Природные зоны России», «Леса России», «Разнообразие животных и растений», «Первоцветы», «Правила безопасности» и т.д., Часто использую на уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат, с участием самих же ребят.

Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Учащимися под моим руководством разработаны проекты:

«История моей семьи», "Красота лета",Моё Подмосковье".

Что дают такие уроки учащимся?

С удовольствием посещать предмет.

За счёт   повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

Использовать   разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

В заключение хочу сделать такой вывод:

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся

ДокладНа методическом объединении учителейначальных классовУнечского муниципального района   « Нетрадиционные формы урокас ИКТ как способы активизации познавательной деятельности ...