Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.
статья по теме

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  это

один из путей повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informacionno.docx64.13 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  это

один из путей повышения качества образования.

М.В. Таскина

учитель начальных классов

МБОУ СОШ пос.Литовко

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Чтобы добиться этой цели, необходимо  сделать учебный процесс максимально эффективным.

Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока.

Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности и часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Информационно - коммуникационные технологии  позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Я использую презентацию  при организации  учащихся на работу, при проведении устного счета,  при актуализации знаний, постановке проблемы на уроке, при изучении нового материала,  на заключительном этапе, подводя обучающихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, при решении задач обучающего характера, при проверке фронтальных самостоятельных работ, при  коррекции усвоенных знаний.

 В презентации я показываю самые выигрышные моменты темы. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Таким образом реализуется один из дидактических принципов - наглядность представляемого материала. Кроме того, реализуются учебные задачи:

1. Повышение мотивации к обучению школьников.

2. Повышение внимания учеников к изучаемому материалу.

3. Формирование ярких представлений об изучаемой теме.

4. Разнообразие форм представления учебного материала.

5. Развитие творческих способностей, активизация процессов восприятия, мышления, воображения и памяти.

Благодаря всему перечисленному,  происходит  повышение качества обучения за счет повышения интереса к изученному предмету.

Я превращаю  презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне  возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает мне  как учителю возможность для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- использования разнообразных упражнений;

- экономии времени и материальных средств;

- расширения образовательного пространства урока.

Фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Я убедилась,  что благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается  концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На уроках математики при помощи ИКТ  я легко решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под  моим руководством  на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа.   Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему,  решают задачи на движение.         На уроках математики я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики  вырос. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит,  им  небезразличен  уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании  позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь слова Л.С. Выготского, основоположника развивающего обучения, который писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

.

Список литературы:

1.  Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
         4. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе и Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний....

Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий на уроках в начальной школе. …...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позвоПредварительный просмотр:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСлайд 1. Итак, прекрасная пора детства!...