Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Колобок"" з класс
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме

Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Колобок" з класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Тема урока: Алгоритм с ветвлениями и циклами.

Исполнитель «Колобок».

Цель:

  • закрепить начальное представление о ветвлениях и циклах в алгоритмах;
  • учить отличать условие ветвления от условия повтора;
  • закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • познакомить с программой “Колобок на шахматном поле”
  • учить составлять алгоритмы с помощью исполнителя «Колобок».

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • уметь отличать условие ветвления от условия повтора;
  • выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • составлять сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения;
  • развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
  • воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
  • развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, Microsoft Word, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

№п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, дети! Меня зовут Эльвина Рафисовна. И сегодня я проведу у вас урок информатики.

Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа

Задание №18 с. 16

– Каких зверей удалось найти? (Ёж, медведь, лось, волк, заяц, белка.)

– Прочитайте команды алгоритма. (Начало. Найди зверя. Раскрась его. Впиши название зверя в таблицу. Все звери раскрашены? Конец.)

– Какие из них нужно обвести? Сколько раз они выполняются? (Нужно обвести все команды, кроме «Начало» и «Конец», - они выполняются столько раз, сколько зверей на рисунке.)

–Давайте вспомним, что такое алгоритм.(Алгоритм - это действия, выполненные по порядку.)

– С какими алгоритмами вы знакомились?

– Что такое ветвление и цикл в алгоритме. (Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.)

Отвечают на вопросы учителя.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– На какие 2 группы разделены вопросы?

1 группа: Чайник пустой? Идёт дождь? Горит зелёный сигнал светофора? Устраивает цена книги? Задачи по математике задавали?

2 группа: Есть ещё игрушки в коробке? В тарелке есть ещё конфеты? Остались яблоки на дереве? Есть невымытые помидоры? Есть не заточенные карандаши? (Одни относятся к вопросам условия алгоритма с ветвлением, а другие относятся к вопросам условия алгоритма с циклом.)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какие цели поставим?

(Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

Задание №19

– Рассмотрите рисунок. Что Боб сделал неправильно? (Собрал несъедобные грибы.)

– Составьте для него алгоритм. (Начало. Приди на полянку. Найди гриб. Гриб съедобный. Сорви гриб. Все грибы обошел? Конец.)

– Какая команда будет выполняться не всегда? Когда её нужно будет пропустить? (Команда «Сорви гриб» не выполняется, если гриб несъедобный.) Обведите прямоугольник с этой командой зеленым карандашом.

– Есть ли цикл в этом алгоритме? Какие команды будут выполняться больше одного раза?

(Найди гриб. Гриб съедобный. Сорви гриб. Все грибы обошел?)

– Сколько раз будут выполняться эти команды? (Сорвать гриб нужно столько раз, сколько будет найдено съедобных грибов, а остальные команды нужно выполнить столько раз, сколько будет найдено всех грибов.)

– В каком из двух ромбов записано условие повтора? (Во втором.) Обведите его красным карандашом.

Задание №20

– Придумайте и запишите вопросы к рисунку, где Боб собирает грибы.

(Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»:

- На рисунке больше двух пней?

- На рисунке есть елка?

- В корзине Боба есть мухоморы?

- Боб собрал все мухоморы?

Вопросы, на которые нельзя ответить словами «да» или «нет»:

- Сколько грибов на рисунке?

- Какая птица на рисунке?

- Сколько корзин у Боба?)

Задание №21

– Помогите золушке разобрать фасоль. Прочитайте команды подсказки.

– Откуда золушка будет брать фасолину? (Из мешка.) Что ей потребуется открыть? (Мешок.) Каких два предмета ей нужно приготовить?

(Две пустые корзинки.)

– Заполните схему алгоритма. (Начало. Открой мешок. Приготовь две пустые корзины. Возьми одну фасолину. Фасолина белая/черная? Положи в круглую корзину.- Положи в овальную корзину. Мешок пустой? Конец.)

– Какие команды будут выполняться не всегда? (Если в мешке есть и белые, и чёрные фасолины, то все команды алгоритма будут выполняться.)

– Какие команды будут выполняться больше одного

раза? (Возьми одну фасолину. Фасолина белая/черная? Положи в круглую корзину.- Положи в овальную корзину. Мешок пустой?)

По сколько раз будет выполнена каждая из этих команд? (Все команды будут выполняться столько раз, сколько фасолин в мешке, кроме двух команд «Положи…»: одна из них будет выполнена столько раз, сколько белых фасолин окажется в мешке, другая столько раз, сколько найдется черных фасолин

– Какой вопрос на схеме является условием повтора? («Мешок пустой».)

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом.

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Давайте вспомним, кто такой исполнитель. (Исполнитель – это объект, способный выполнить определенный набор команд.)

– С каким исполнителем вы работали на прошлом уроке?

– Сегодня познакомимся с новым исполнителем.

Колобок на шахматной доске – Алгоритмы –

Линейные алгоритмы

Задание №1

– Давайте составим алгоритм. Начинаем также, как в тетради. Каждая команда на отдельной строчке.

Задание №2

– Нужно побывать во всех клетках, где есть грибы.

Задание №3

– Дойдя до цветка, использовать команду «взять».

Задание №4

– Посадить цветы на клумбе, с помощью команды «положить»

Задание №5

– Собрать все цветы

Выполняют дидактические упражнения.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа)

Давайте подведем итоги.
С чем мы сегодня познакомились на уроке?
–  Что мы научились делать?

Составляли сложные алгоритмы – в каждом из них были и команды, которые выполняются всегда, и команды, которые выполняются по нескольку раз в цикле.

С каким исполнителем познакомились?

Возможно, ли такое, что Колобок откажется выполнять ваш алгоритм?

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа)

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

   №22 с.19

Слушают учителя.

Записывают домашнее задние


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

Слайд 5

1 группа 2 группа Чайник пустой? Идёт дождь? Горит зелёный сигнал светофора? Устраивает цена книги? Задачи по математике задавали? Есть ещё игрушки в коробке? В тарелке есть ещё конфеты? Остались яблоки на дереве ? Есть невымытые помидоры? Есть не заточенные карандаши?

Слайд 6

Тема урока: « Алгоритм с ветвлениями и циклами». Цель: Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Слайд 7

Приди на полянку Найди гриб Гриб съедобный? Сорви гриб Да Да Нет Нет Все грибы обошел?

Слайд 10

Открой мешок Приготовь две пустые корзины Возьми одну фасолину Фасоль белая? Да Нет Положи в овальную корзину Положи в круглую корзину Мешок пустой? Да

Слайд 11

21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике на тему "Алгоритм с ветвлением"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  ПО ИНФОРМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ»Цели: закрепить умение составлять алгоритмы ветвящегося вида;воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в ...

Презентация к открытому уроку по информатике на тему "Алгоритм с ветвлением"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  ПО ИНФОРМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ»Цели: закрепить умение составлять алгоритмы ветвящегося вида;воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в ...

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс...

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по информатике по теме: "Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. Транспортер"

Тема: Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. ТранспортерКласс: 3Цели деятельности учителя:  - познакомить учащихся с правильным построением и исправлением алгоритма - научить последовательному ...

Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...