Конспект урока по информатике на тему: "Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста."
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Тема урока: Пересечение множеств.

Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста.

Цель:

  • сформировать начальное представление об отрицании;
  • учить находить на «карте множеств» область элементов, не принадлежащих заданному множеству;
  • дать начальное представление о пересечении двух множеств;
  • учить находить на «карте множеств» область множеств, которые являются пересечением двух других множеств;
  • учить определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух других множеств;
  • учить определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечение);
  • учить создавать одинаковые фрагменты текста в Microsoft Word.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формировать представления учащихся о множествах окружающих нас.
  • иметь представление о пересечении двух множеств;
  • находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением двух других множеств;
  • уметь определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
  • уметь определяют характер отношений между двумя заданными множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения;
  • развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
  • воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
  • развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 2, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, Microsoft Word, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; раздаточный материал – карточки с заданиями.


№п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, дети! Меня зовут Эльвина Рафисовна. И сегодня я проведу у вас урок информатики.

Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа

Задание №5 с. 3

Треугольник – множество хищных птиц.

Круг – множество ястребов.

Номера на рисунке из фигур:

 – 1 (сова) – в треугольнике, за пределами круга;

 – 2 (голубь) – в квадрате, за пределами треугольника

Задание № 7 с. 4

От центра: желтый, зеленый, красный, синий

Давайте вспомним, что мы знаем о множествах:

  • Что такое множество? (множество – это группа объектов, объединенных по какому-либо общему признаку)
  • Как называют объекты внутри множества? (Элементами множества).
  • Количество элементов множеств может быть разным. 
    Сколько элементов внутри множеств: «Носов у человека» (
    один), «Ушей у человека» (два), «Глаз у человека» (два), «Пальцев на руке человека» (пять), «Хвостов у человека» (ноль)
  • А сколько элементов внутри множества «Звёзд на небе» (бесконечное множество). Вывод: количество элементов множеств может быть от ноля до бесконечности.
  • Множества не существуют сами по себе. Они могут находиться в определенных отношениях друг с другом. Так, например:

– одно множество может находиться внутри другого, образовывая маленькую подгруппу, как мы назовем такое множество (подмножество).
При этом нужно помнить, что ВСЕ элементы подмножества являются элементами множества, но не наоборот (
ВСЕ хвойные деревья являются деревьями, но не ВСЕ деревья являются хвойными);

– множества могут не иметь общих элементов, про такие множества мы говорим, что… (они не пересекаются).

 При этом нужно помнить, что НИКАКИЕ элементы одного множества не являются элементами другого множества, и НИКАКИЕ элементы второго множества не являются элементами первого множества (НИКАКИЕ рыбы не являются птицами, и НИКАКИЕ птицы не являются рыбами)

Отвечают на вопросы учителя.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать ребус. (пересечение)

Посмотрите на экран и сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели поставим?

(научиться находить область множеств, которые являются пересечением двух других множеств)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

Еще одно отношение между множествами, с которым мы познакомимся – это отношение при котором два множества имеют общие элементы, принадлежащие одновременно двум множествам. Что мы можем сказать про такие множества? (пересекаются).  При этом нужно помнить, что только НЕКОТОРЫЕ элементы одного множества являются одновременно элементами другого множества и наоборот. (НЕКОТОРЫЕ пятнистые животные являются хищными, НЕКОТОРЫЕ хищные животные являются животными с пятнистой окраской)

Задание №9

Впишите в фигуры названия предметов, а в клетки таблицы их количество:

- названий предметов на букву «К» (кубик, карандаш). Сколько названий на букву «К»?(2);

- названий предметов на букву «М» (машина, мяч, медведь). Сколько названий на букву «М»?(3)

- названий предметов НЕ на букву «К» (машина, мяч, медведь, альбом, телефон) (5);

- названий предметов НЕ на букву «М» (кубик, карандаш, альбом, телефон). (4)

А теперь закрасьте часть  прямоугольника в последней строке. Какую часть нужно закрасить, если в названии множества есть слово «НЕ»?

(Если в названии множества есть слово «НЕ» -  значит нужно закрасить часть за пределами этого множества.)

Задание №10

Обратите внимание на множество, их границы пересекаются, и на пересечении образуется новое множество.

- Какое множество находится на пересечении множества птиц и множества летающих животных? («птицы, которые умеют летать»)

- Какая часть закрашена? (закрашена область пересечения круга и овала)

- Почему множество птиц не является просто подмножеством летающих животных? (Не все птицы умеют летать и не все животные умеют летать)

Впишите в фигуры названия животных и в таблицу пропущенные названия множеств.

                               - животных на рисунках – 10

                              - птиц – 5

                             - животных, которые умеют              

                               летать – 6

        - птиц, которые умеют летать – 3

                              (попугай, лебедь, сова)

        - птиц, которые не умеют летать – 2

                                (пингвин, страус)

        - животных, которые не являются                          

                             птицами и не  умеют летать – 2

                              (белка, змея)

Задание №11

- Какой случай изображен на первом рисунке? (множество и его подмножество) Какому множеству нужно придумать название – тому, которое больше множество жилых домов, или тому, которое меньше этого множества? (больше) Какое название можно вписать? (множество домов, построек, городских объектов и т.п.)

- Какой случай изображен на втором рисунке? (два множества, которые не пересекаются) (множество зданий театров, школ, кинотеатров, библиотек и т.п.)

- Какой случай изображен на третьем рисунке? (два множества, которые пересекаются) (множество 3-хэтажных домов, кирпичных домов, красных домов и т.п.)

Какие дома могут находиться:

- на пересечении 2 фигур

- в круге, за пределами овала

- в овале, за пределами круга

- Какой случай изображен на четвертом рисунке? (множество и его подмножество) (множество кирпичных жилых домов; 3-хэтажных жилых домов; домов, где живут мои друзья и т.п.)

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Сейчас мы поработаем в текстовом редакторе Word. Будем копировать фрагменты текста.

Правило Копирование фрагмента

- Выделите фрагмент.

- Нажмите кнопку  Копировать на панели инструментов.

- Поместите курсор в то место в тексте, куда нужно вставить фрагмент.

- Нажмите кнопку Вставить на панели инструментов

На столах лежат карточки, вам нужно выполнить задание по образцу.

Выполняют дидактические упражнения.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа)

Давайте подведем итоги.
-С чем мы сегодня познакомились на уроке?
-Что мы научились делать?

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа)

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

   №12 с.7

Слушают учителя.

Записывают домашнее задние


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5. Дорисуй маленькие фигуры в таблице. Впиши в большие фигуры номера рисунков Множества: хищных птиц птиц ястребов

Слайд 2

7. Закрась большие круги Множества: рыб акул животных тигровых акул

Слайд 3

Множества: – животных – пятнистых животных – хищных животных – хищных пятнистых животных

Слайд 4

) Тема: Пересечение множеств Цель: на учиться находить область множеств, которые являются пересечением двух других множеств

Слайд 5

9. Впиши в фигуры названия предметов на рисунке. Сколько предметов в каждом множестве? (Впиши ответы в рамки в клетках таблицы.) Закрась часть прямоугольника в последней строке таблицы. Множества: – названий предметов на рисунке – названий на букву «К» – названий на букву «М» – названий не на букву «К» – названий не на букву «М»

Слайд 6

10. Впиши в фигуры названия животных на рисунках. Впиши в таблицу пропущенные названия множеств. Сколько животных в каждом множестве? (Впиши ответы в рамках в клетках таблицы.) Множества: – животных на рисунках – птиц – животных, которые умеют летать – птиц , которые умеют летать – . НЕ . . – . НЕ . И НЕ .

Слайд 7

11. Придумай и впиши пропущенные названия множеств. – м ножество жилых домов – м ножество . .. – м ножество жилых домов – м ножество . .. – м ножество жилых домов – м ножество . .. – м ножество жилых домов – м ножество . ..

Слайд 9

Домашнее задание стр . 7 № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word.Создание одинаковых фрагментов текста”Цели: познакомить с понятием пересечение множеств; научиться создавать одинаковые фрагменты текст...

Конспект урока “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word. Перемещение фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word.Перемещение фрагментов текста”Цели: отработать понятие пересечение множеств; изучить понятие объединение множеств; научит...

Технологическая карта по информатики. Тема урока: «Отличительные признаки. Текстовый редактор Word:создание одинаковых фрагментов текста (копировать)», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: рефлексия Цель урока: создание условий для повторения понятия «Отличительные признаки»; формирование умения копировать текст в текстовом редакторе Word.Задачи урока Ди...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Отличительные признаки. Текстовый редактор Word: создание одинаковых фрагментов текста (копирование)"(3 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование условий для повторения понятия “отличительные признаки объектов”; формирование умения выполнять действие “копирование” в текстовом ...

Технологическая карта урока информатики «Пересечение множеств. Текстовый редактор Word: создание таблиц» ( УМК Горячев А.В., 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятия «пересечение множеств»; формирование практических умений работы в текстовом редакторе Word.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта урока информатики. Тема:«Пересечение множеств. Текстовый редактор Word: создание таблиц». (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование понятия о «пересечении» множеств, закрепление понятия «множество», формирование практических умений раб...

Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100". Тема: "Описание общих свойств и отличительных признаков объектов. Текстовый редактор Word (создание и сохранение текста)" (4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений определять общие свойства и отличительные признаки объектов, работать с текстовым редактором Word: создание и сохранение текста.Задачи урокаДидактические:...