РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ВО 2 КЛАССЕ
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Бобокова Карлагаш Айдаровна

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, базисного учебного плана, авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_po_inform.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, базисного учебного плана, авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Нормативно – правовая база:

1. Закон РФ от10.07.1992 г. №3266-1 (редакция от 02.02.2004г.) «Об Образовании»

2. Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №15785 от 22.12.2009 года

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

4. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента Государственного Стандарта, рекомендованных Министерством образования РФ №15785 от 22.12.2009г.

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290)

8. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

       Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета.

Непрерывность обучения информатики  со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной школы необходимо донести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработке данных.

Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.

Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Изучение информатики во втором классе позволит детям:

1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;

2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;

3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;

4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;

5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.

      Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:

  • теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
  • ответов на вопросы;
  • выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
  • компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
  • обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.

        В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

       В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Цели и задачи курса

 Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

  • Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • Знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей с помощью компьютера;
  • Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях;
  • Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • Воспитание способностей школьника к адаптации в быстроменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Место курса в учебном плане.

         Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом по информатике и информационным технологиям для основной школы и примерным поурочным планированием, который должен подготовить детей к восприятию учебного материала курса основной школы на уровне понимания языка информатики.

       Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Информатика» во 2 классе отводится 34 ч + 1 ч (1 ч в неделю, резерв 1 ч. на  35 учебных недель).

Результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ».

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

-  владение базовым понятийным аппаратом:

- цепочка (конечная последовательность);

-  мешок (неупорядоченная совокупность);

- одномерная и двумерная таблицы;

-  круговая и столбчатая диаграммы;

- утверждения, логические значения утверждений;

-  исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

-  игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция ----  игры, выигрышная стратегия;

- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

- проведение полного перебора объектов;

-  определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

- использование имён для указания нужных объектов;

- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

-  выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

-  достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

-  использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;

- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

- ИКТ-квалификация

- сканирование изображения;

- запись аудиовизуальной информации об объекте;

- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

-  заполнение учебной базы данных;

- создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

Содержание курса.

Виды информации. Человек и компьютер (6 часов)

Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).

Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.

Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.

Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

Учащиеся должны понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.

Кодирование информации (5 часов)

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.

Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.

Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).

Тестирование по теме «Кодирование информации».

Учащиеся будут понимать:

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Числовая информация (7 часов)

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация -  это форма представления информации и способ кодирования информации.

Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.

Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».

Учащиеся будут знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  числами;

- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).

Данные и компьютер (16 часов)

Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.

Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.

Обработка текстовой информации:  текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.

Контрольная работа по теме «Текстовая информация».

Учащиеся будут понимать:

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  текстом;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде  текста;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  в виде текста;

- работать с текстами  на экране компьютера.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету « Информатика и ИКТ».

1.Печатные средства обучения:

  • Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др.Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Раздаточный и демонстрационный материал:

3. Учебно – лабораторное оборудование.

Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей

начальных классов

протокол № 1 от «28»  августа 2013 г.

Руководитель                        

                                        Р.Ф.Ванцева              

Согласовано

Зам.директора по УВР      

                                        М.В.Воканова  

« 29» августа  2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 класса (ФГОС, УМК Н.В. Матвеевой)

Предлагаемая программа и тематическое планирование по информатике для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуров...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс

Примерная рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс....

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 4 класс. 2013-2014 уч.г.

Рабочая программа по и формационной культуре и ИКТ на основе стандарте основного (общего) образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2007г; примерной программе ос...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена в соответствии с авторской программой  по «Информатике» для 2...

Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (...

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2-4 классов разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 2-4 классов А.В. Горячева. Программа по информатике и ИКТ ...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон

Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон...