Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Мой друг - компьютер"
рабочая программа по информатике (3 класс)

Борисова Елена Юрьевна

Рабочая программа создана для обучающихся 3 классов с целью формирования первичных элементов информационной культуры и получении первоначальных практичесикх умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_drug_-_kompyuter.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В адаптационный период происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, в том числе и со средствами ИКТ для решения образовательных задач в начальной школе ИКТ деятельность является наиболее привлекательной для сегодняшних школьников, в ней они более успешны и активны, чем в деятельности с тетрадью или учебником.

Формирование ИКТ-компетентности, в частности овладение навыками клавиатурного письма, учащихся также может реализовываться на внеурочных занятиях.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта;
  2. Образовательной программы школы;
  3. Авторского пособия  «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Е.И.Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. – Работаем по новым стандартам.

Цель: Формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере ,  необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

Обучающие задачи:

1.  Познакомить с элементарным устройством ПК;

2. Учить использованию компьютера для получения новых знаний об окружающем,   применению  наглядных пособий, электронных развивающих игр,  мультимедийных презентаций  в ходе игровых занятий. 

            Развивающие задачи:

1. Развивать навык чтения;

2. Формирование универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС НОО.

3. способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;

           Воспитательные задачи:

  1. Формирование навыков культурного общения и поведения в сети интернет
  2. Формирование коммуникативных умений обучающихся при работе над совместным проектом

Основными средствами проведения занятий программа предусматривает выполнение практических заданий на компьютере. Программа предусматривает индивидуальные формы проведения работ. Наиболее эффективным методом является практическая работа.

Для реализации программы имеется компьютерный класс, соответствующий требованиям СанПиН.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» непрерывная длительность просмотра изображений с доски или экрана отраженного свечения составляет 10-15 минут, работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 мин., поэтому продолжительность занятия составляет 20 минут.

           Содержание курса выстроено с учётом:

Психофизических особенностей  учащихся младших классов,  

возрастных возможностей  детей  (для разных возрастов и способностей детей учебный материал подбирается педагогом индивидуально).

Потребности личности ребёнка, прежде всего, в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер.

Соображений естественности и лёгкости обучения при постоянном и “самопроизвольном” усложнении, углублении содержания образования.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности детей рассчитана на один год и построена с учетом возрастных и психических особенностей учащихся. Состав группы в течение года постоянный. Время существования объединения – первый год. Количество человек – 22. Возраст учащихся – третий класс. Занятия проводятся один раз в неделю в пятницу. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Важно, чтобы ребенок испытывал радость от занятий. Неудачи могут привести к развитию нежелательного чувства неуверенности у ребенка. Учебно-познавательная творческая деятельность ребенка на занятиях не должна оставаться без внимания. Для ребенка уважение и одобрение его деятельности очень важно. Для этого на занятиях используются следующие методы психологической поддержки:

        Эмоциональные методы мотивации:

  • поощрение;
  • порицание;
  • игра;
  • яркие наглядно-образные представления;
  • ситуация успеха;
  • стимулирующее оценивание;
  • предоставление свободы выбора;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

        Познавательные методы мотивации:

  • опора на жизненный         опыт;
  • познавательный интерес;
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • выполнение творческих заданий.

           Волевые методы мотивации:

  • формирование ответственного отношения;
  • рефлексия поведения;
  • прогнозирование деятельности;
  • самооценка деятельности и коррекция.

           Социальные методы мотивации:

  • развитие желания быть полезным;
  • побуждение к созиданию;
  • самореализация личности;
  • создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества;
  • заинтересованность в результатах.

Любой образовательный процесс должен контролироваться и анализироваться. Поэтому проводится контроль за знаниями, умениями и отношениями детей.

            Стартовый контроль проводится  в целях определения первоначального уровня знаний, умений, отношений детей и позволяет внести изменения, дополнения в учебно-тематическое планирование.

            Промежуточный контроль проводится после изучения  тем, имеющих большой объем.        Итоговый контроль проводится в конце обучения, отражает конечные результаты уровня знаний, умений, отношений детей, которых они достигли после обучения по данной программе. Результаты итогового контроля сравниваются с ожидаемым результатом и позволяют внести в программу необходимые изменения и дополнения.

Формы проведения контроля:

        - тестовые задания;

        - собеседование;

        - опрос;

        - практические  и самостоятельные работы;

        - наблюдение.

          Предметные результаты:

         В результате прохождения курса  «Компьютер - мой друг»  учащиеся младших классов  должны:

Знать:

-из каких частей состоит компьютер;

-разновидности компьютерных игр, программ;

-правила поведения в компьютерном классе;

-гигиенические нормы работы за компьютером.

- правила  безопасности при работе в сети Интернет.

Уметь:

-самостоятельно запустить и завершить работу той или иной программы;

-проводить самостоятельный поиск необходимой программы;

-сосредоточиться на выполнении поставленных задач;

-контролировать эмоциональные проявления;

-попросить о помощи в трудных ситуациях;

-выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности;

-неукоснительно выполнять все правила и нормы работы в компьютерном классе;

- использовать приобретённые навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Личностные и метапредметные результаты:

  • развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей:   интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;
  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

    Мониторинг успешности учащихся.

Использование диагностических средств: заполнение индивидуального листа занятий, тесты, творческие работы, самостоятельные работы, устный опрос и др.

Наблюдение: педагог, воспитатель за регулярностью посещения занятий детьми, степенью  овладения освоения  учебного материала, ответственности при выполнении творческих  заданий. По степени участия в мероприятиях и по результатам достижений.

Содержание  курса

  1.Встреча.Знакомство.     Знакомство с главным  помощником  и другом детей    Айтишей, который  будет  помогать детям осваивать  просторы  компьютерных технологий.                                                                                                                                2.Введение. Информация.  Компьютер – не игровой автомат, а инструмент для развития умственных и интеллектуальных способностей человека. Познакомить с понятием информации. Что такое информация?

Познакомить с различными видами информации и тем, что можно делать с информацией (информационные процессы). Поиск информации. Способы хранения информации.

3. Компьютер для начинающих.

Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Основные устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера. Ввод и вывод данных. Компьютерный практикум: Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.  Овладение  понятиями "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок»
Практическая работа №2. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью меню.

4.Компьютерные  игры. Виды компьютерных  развивающих  игр.                                       а) развивающие игры;

б) обучающие игры;

в) игры-эксперименты;

г) игры-забавы;

д) компьютерные диагностические игры.                                                                          

  Это компьютерные программы  «открытого» типа или («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. «Рисовалки», «Закрашки» конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями и др.

5. Графический  редактор

 Позволяет   рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями:  выбор карандаша, изменение цвета карандаша, изменение цвета фона, очистка экрана и т.д.

Практическая работа. Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать.

6.  Текстовый  редактор .

Подготовка текстовых документов.  Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика.  

Практическая работа . Вводим текст.

Практическая работа. Редактируем текст.

Практическая работа . Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.

7.  Мультимедийные технологии.

Программа Power Point, ее назначение. Планирование презентации. Режимы презентаций. Создание презентаций. Выбор шаблона оформления. Настройка анимации. Художественное оформление презентации. Звуки и видеоизображения.  

8. Интернет-это круто!  Основные правила поведения в Интернете.

        никогда не  выкладывать  в общедоступном месте информацию о себе и членах своей семьи, не называть никаких имен, адресов или номеров телефонов. Не отвечайте на послания, в которых содержатся ругательства, угрозы, непристойные предложения. Договоритесь с детьми, чтобы они сообщали вам о таких письмах. Далеко не всякую информацию можно добыть в Интернете. Показать способы  поиска информации и скачивания  на  детском  портале «Солнышко».

9. Итоговая  практическая работа.

Выполнение индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ) по выбору  детей.

Тематическое планирование

№п/п

Тема  занятия

Количество  часов

Всего

часов

Теоретических

практических

1.

Знакомство с предметом. Введение.

1

1

2.

Информация.

1

1

3.

Компьютер  для начинающих

1

3

4

4.

Развивающие  игры.

Виды развивающих игр

1

5

6

5.

 Графический  редактор

1

2

3

6.

 Текстовый  редактор

1

3

4

7.

Мультимедийные технологии

1

6

7

8.

 Интернет-это круто!

1

5

6

9.

 Итоговая   практическая  работа

2

2

Итого:

7

27

34

                                                           1 год обучения

Тема

Вид деятельности

1

Знакомство с предметом. Введение.

Комплектование группы. Правила поведения в компьютерном классе. Инструктажи по ТБ.

2

Информация. Основные понятия. Значение.

Учебная презентация. Беседа. Поиск информации. Способы хранения информации.

3

Компьютер для начинающих.

Учебная лекция. Устройство компьютера.

4

Компьютер для начинающих.

Устройство ввода и вывода. Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.  Овладение  понятиями "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок»

5

Компьютер для начинающих.

Устройство ввода и вывода. Практическая работа №2. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью меню.

6

Компьютер для начинающих.

Компьютерный практикум. Операционная система. Понятие и простейшие приёмы работы. Практическое занятие.

7

Развивающие игры. Виды развивающих игр.

Понятие, значение. Учебная лекция. Презентация. Беседа.

8

Развивающие игры.

Тренажёры клавиатуры.

Практическое занятие.

9

Развивающие игры.

Логические игры и головоломки.

Практическое занятие.

10

Развивающие игры. Обучающие тренажёры по предметам.

Практическое занятие.

11

Развивающие игры.

Компьютерные пазлы и раскраски.

Практическое занятие.

12

Развивающие игры.

Логические игры и головоломки.

Практическое занятие.

13

Графический редактор Paint

Учебная демонстрация Беседа. Основные значки и функции.

14

Графический редактор Paint

Практическое занятие. Рисование с помощью готовых шаблонов и геометрических фигур.

15

Графический редактор Paint

Практическое занятие. Творческая самостоятельная работа. Использование криволинейной графики.

16

Текстовый редактор Word

Учебная демонстрация Беседа. Основные значки и функции. Подготовка текстовых документов.  Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика.

17

Текстовый редактор Word

Практическое занятие. Вводим текст. Набор текста с печатного образца.

18

Текстовый редактор Word

Практическое занятие. Редактирование текста.

19

Текстовый редактор Word

Практическое занятие. Форматирование текста. Копирование. Вставка.

20

Мультимедийные технологии

Учебная демонстрация Беседа. Основные значки и функции.

21

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Работа с фоном. Структура слайда.

22

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Работа с фоном. Структура слайда.

23

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Создание слайдов с использованием текстовой информации и иллюстративного  материала с готового электронного носителя.

24

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Создание слайдов с использованием текстовой информации и иллюстративного материала с использованием поиска.

25

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Создание слайдов с использованием музыкальных файлов и анимированных объектов.

26

Мультимедийные технологии. Презентация Power Point

Практическое занятие. Создание слайдов с использованием музыкальных файлов и анимированных объектов.

27

Интернет – это круто!

Вводный инструктаж. Правила безопасности в сети. «Опасные» сайты. Вирусы. Нормы поведения в сети.

 

28

Интернет – это круто!

Практическое занятие. Поисковые системы.

29

Интернет – это круто!

Практическое занятие. Детский портал «Солнышко»

30

Интернет – это круто!

Практическое занятие. Детский портал «Солнышко»

31

Интернет – это круто!

Практическое занятие. Детский портал «Солнышко». Участие в онлайн – проектах.

32

Интернет – это круто!

Практическое занятие. Детский портал «Солнышко». Участие в онлайн – проектах.

33

Итоговая практическая работа

Творческая работа. Создание тематической презентации с использованием различных источников и функций.

34

Итоговая практическая работа

Творческая работа. Создание тематической презентации с использованием различных источников и функций.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Компьютеры  10 шт.
  2. Ноутбуки – 3 шт
  3. МФУ – 1 шт
  4. Проектор – 1 шт
  5. Экран – 1 шт.
  6. Программное обеспечение для каждого устройства
  7. Интернет на каждом устройстве
  8. Локальная сеть на каждом устройстве
  9. Игровые программы

Учебно – методическое обеспечение курса

 

Авторское пособие  «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Е.И.Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. – Работаем по новым стандартам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Медвежьегорская общеобразовательная школа №2»

Согласовано                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом                                      Директор школы_______________

от 29 августа 2015 года                                                                      Степанова Н.А.

                                                                                 Приказ №145 от 18.09.2015

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Компьютер - мой друг»

Начальное общее образование

1 – 4 класс

Автор: Борисова Е.Ю.

учитель начальных классов

Медвежьегорск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»

Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой инструмент - компьютер"

Данная программа по информатике рассчитана на 102 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Компьютер - мой друг" в 4 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Путешествие в компьютерию. 2 класс

Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Друг-компьютер»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс

В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание  курса для 1 класса...