Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс
рабочая программа (1 класс)

В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание  курса для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochka_1_kl_moy_drug_kompyuter_2022-23_afanaseva.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю

Директор МАОУ Селятинской средней  

общеобразовательной школы № 2

            О.С.Савостикова

                                                                                            Приказ № 93 от 31.08.2022 года

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой друг - компьютер»

( информационная культура)

в 1 В классе

Учитель начальных классов

МАОУ Селятинской сош №2

                                                          Афанасьева Наталья Георгиевна

2022 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ ДРУГ - КОМПЬЮТЕР»

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мой друг – компьютер» на уровне начального общего образования составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основ- ной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьник, а также с учётом рабочей программы воспитания МАОУ Селятинской СОШ №2.

Пояснительная записка

Программа “Компьютер – мой друг” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти, воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов )  Теоретические знания для младших классов даются на  занятиях  в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.

В программе “Мой друг - компьютер” и назначение, и оформление программы, и их последовательность подчинены одной цели - обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задач курса.

Включение компьютерной обучающей программы в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерная программа для детей  младшего школьного возраста – это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы, а также активные формы работы самого ребенка ,т к в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Занятие информационной технологии у младших школьников подобно другому занятию в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом занятия, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе.

Принципы, положенные в основу курса – принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности – от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, – обязательные атрибуты каждого занятия. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

Цель: формирование первичных элементов, информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

- дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения хранения обработки и передачи информации человеком.

-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.

-выработать навыки культурно-продуктивного общения.

-научить использованию компьютера для получения новых знаний.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

1.    ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

2.    ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

3.    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

4.    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микрогруппах на протяжении нескольких занятий.

5.    РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.

Место предмета в учебном плане. Программа курса состоит из 135 часов:

·        1 класс  «Мой друг – компьютер» - 33 часа (1 раз в неделю)

          2 класс «Юный компьютерный художник» – 34 часа (1 раз в неделю)

·         3 класс «Мастер печатных» - дел 34 часа (1 раз в неделю);

·         4 класс «Мастер презентации»- 34 часа (1 раз в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ ДРУГ - КОМПЬЮТЕР»

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики»

Графический редактор Paint (31 час)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы. Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Функция раскрашивания в графическом редакторе. Раскрашивание готовых рисунков. Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет). Функция копирования. Составление рисунков. Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи. Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов). Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка). Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер). Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов. Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ ДРУГ - КОМПЬЮТЕР»

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД

•        внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

•        принятие образа «хорошего ученика»;

•        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

•        способность к самооценке;

•        начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

•        начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

•        сбор информации;

•        обработка информации (с помощью ИКТ);

•        анализ информации;

•        передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

•        самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

•        использовать общие приёмы решения задач;

•        контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

•        моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

•        подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

•        синтез и сравнение;

•        классификация по заданным критериям;

•        установление аналогий;

•        построение рассуждения.

Регулятивные УУД

•        начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

•        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•        ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

•        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•        умение выполнять учебные действия в устной форме;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

•        сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•        адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

•        выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД

В процессе обучения дети учатся:

•        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

•        ставить вопросы;

•        обращаться за помощью;

•        формулировать свои затруднения;

•        предлагать помощь и сотрудничество;

•        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•        слушать собеседника;

•        договариваться и приходить к общему решению;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        осуществлять взаимный контроль;

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебный план

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе.

1

1

2

Компьютерная грамотность

7

3

4

3

Знакомство с графическим редактором Paint

7

2

5

4

Основные приемы работы с компьютерной графикой

3

1

2

5

Основные приемы работы с объектами

4

1

3

6

Работа с выделенными объектами. перемещение, копирование, удаление, изменение размеров Вставка надписи.

4

1

3

7

Использование масштаба, сетки

3

1

2

8

Выполнение и защита проектных работ

4

1

3

Итого

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

 Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. (1 час)

- Знакомство с учениками.

- Правила поведения в компьютерном классе.

- Права и обязанности учащихся кружка.

- Задачи кружка.

- Техника безопасности.

- Организационные вопросы.

 Компьютерная грамотность (7 часов)

 - Познакомить с объектами Рабочего стола. Освоение приемов работы с мышью.

- Использование меню для выбора элементов.

1. Запуск стандартных программ из Главного меню.

2. Завершение работы с программами.

- Знакомство с алфавитно - цифровыми и служебными клавишами. Ввод и редактирование текста в программе Блокнот.

- Вставка и удаление пустых строк.

1. Вставка нескольких копий фрагмента в текст.

2. Перестановка фрагментов текста.

Выполнение арифметических действий на Калькуляторе Знакомство с графическим редактором Paint (7 часа)

Первоначальные сведения о возможностях графического редактора Paint

-Графический редактор

-Назначение и основные возможности графического редактора Paint.

 -Алгоритм запуска графического редактора Paint.

-Интерфейс программы Paint (рабочее окно программы, панель инструментов, палитра). Практическая работа:

 - Запуск графического редактора Paint.

 -Работа со справочной системой.

 -Создание графических примитивов в Paint.

Основные приемы работы с компьютерной графикой (3 часа)

Изменение размера рисунка

-Диалоговое окно Атрибуты.

 -Единицы измерения (пиксель, дюйм).

Практическая работа: -изменение размеров изображения.

Сохранение рисунка

-Алгоритм сохранения изображения.

 -Форматы графических файлов.

Практическая работа:

 -Создание графических примитивов в Paint и сохранение.

 Операции с цветом

 -Палитра.

-Сочетание цветов.

-Фоновый цвет.

-Цвет контура.

-Цвет заполнения.

-Диалоговое окно.

Изменение палитры.

 -Инструмент выбор цветов.

 -Инструмент Ластик.

Практическая работа:

 -Работа в программе Paint.

Основные приемы работы с объектами (4 часа)

Выбор фрагмента изображения

-Фрагмент

-Инструмент Выделение и Выделение произвольной области.

-Режим совмещения объектов.

- Основные операции с фрагментом изображения.

Практическая работа:

 -Работа в программе Paint.

Монтаж рисунка из объектов

-Окно программы Paint.

-Команда Правка.

-Основные операции с фрагментом изображения.

Практическая работа:

-Работа в программе Paint.

Работа с выделенными объектами. перемещение, копирование, удаление, изменение размеров Вставка надписи. (5 часов) 

Операции с изображением

 - Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров, вставка надписи, ставка рисунков, объектов и их редактирование.

- Возможности цветового оформления.

- Использование рисунка в качестве фона рабочего стола.

- Вставка созданных рисунков в другие документы.

Симметрия, наклон и инверсия объектов.

 - Рисование с помощью мозаики.

Использование масштаба, сетки (3 часа)

 - Рисование с помощью сетки, изменение масштаба, создание ярлыка, типы сохраняемых документов.

Выполнение и защита проектных работ (3 часов) 

Выполнение проектной работы

 -Проект и основные этапы его разработки.

 -Требования по защите проектной работы.

Практическая работа:

-Создание проектной работы в программе Paint.

 Защита проектной работы.

Рефлексия

 -Требования по защите проектной работы.

-Защита проектной работы. Рефлексия.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

Должны знать:

правила техники безопасности;

основные устройства ПК;

 правила работы за компьютером;

 назначение и возможности графического редактора PAINT,

текстового редактора Word.

Должны уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

включить, выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

свободно набирать информацию на русском и английском регистре;

работать с инструментами графического редактора PAINT;

текстового редактора Word.

Применять основные приемы работы с компьютерной графикой редактора PAINT (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом);

 применять основные приемы работы с объектами редактора PAINT (выбор фрагмента изображения, монтаж рисунка из объектов);

 создавать стандартные фигуры в редакторе PAINT;

выполнять заливку областей; исполнять надписи в редакторе PAINT;

использовать возможности графического и текстового редакторов при выполнении мини-проектов;

составлять и защищать творческие мини-проекты.

Организационно - педагогические условия реализации программы.

Материально - техническое обеспечение программы.

Tux Paint —программа для рисования, ориентированная на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс.

http://school-collection.edu.ru/ сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов» – ЦОР к занятиям.

Для работы на занятиях используется следующее оборудование:

- мультимедийный проектор,

-интерактивный комплекс (доска+проектор)

- принтер,

- аккустические колонки,

- персональный компьютер,

- магнитная доска,

- простой карандаш,

- цветные карандаши,

- ластик, цветные маркеры

Учебно - методическое и информационное обеспечение программы

Название учебного раздела

Названия и форма методического материала

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе.

- практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

- словесный метод (объяснения, разъяснения, беседа, рассказ, инструктаж);

Компьютерная грамотность

- видео-метод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль)

- дидактические пособия (раздаточный материал)

Знакомство с графическим редактором Paint

- практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

- словесный метод (объяснения, разъяснения, беседа, рассказ, инструктаж);

Основные приемы работы с компьютерной графикой

практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

Основные приемы работы с объектами

- практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

- словесный метод (объяснения, разъяснения, беседа, рассказ, инструктаж);

Работа с выделенными объектами. перемещение, копирование, удаление, изменение размеров Вставка надписи.

- практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

- словесный метод (объяснения, разъяснения, беседа, рассказ, инструктаж);

Использование масштаба, сетки

схематические (таблицы, диаграммы)

Выполнение и защита проектных работ

- практический метод (упражнения, практикумы на компьютере, практические задания);

- словесный метод (объяснения, разъяснения, беседа, рассказ, инструктаж);

Список литературы

1.Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование»№ 4- 2007.-М:Образование и Информатика, 2007.-96 с.:ил

2.С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

3.Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php

4.Дендебер И.А., Извекова Е.В., Васильева Н.И. Фотография и видеосъемка в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения //Школа управления образовательным учреждением. – С.-Пб, 2013.- № 09 (29). – С.51.

5.Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59. 6.Ярмахов Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.

Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол -во часов

Дата проведения

Примечания

Форма контроля

Форма проведения занятия

По плану

По факту

1

Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены

1

групповая

2

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница - мышь.

1

Групповая,

игра

3

Меню: возможность выбора. Начните работу с нажатия кнопки Пуск.

1

групповая

4

5

Клавиатура - инструмент писателя. Набор и редактирование текста.

2

групповая

6

Что скрывается в строке меню. Действия с фрагментом текста.

1

групповая

7

Действия с фрагментом текста в программе Блокнот.

1

групповая

8

Калькулятор - помощник математиков.

1

групповая

9

10

Графический редактор. Назначение и основные возможности графического редактора Paint.

2

групповая

11

12

Алгоритм запуска графического редактора Paint. Интерфейс программы Paint (рабочее окно программы, панель инструментов, палитра).

2

групповая

13

14

Практическая работа:

- Запуск графического редактора Paint. -Работа со справочной системой.

2

самостоятельная

15

Практическая работа: Создание графических примитивов в Paint.

1

самостоятельная

16

Диалоговое окно Атрибуты. Единицы измерения (пиксель, дюйм). Алгоритм сохранения изображения. Форматы графических файлов.

1

групповая

17

Создание графических примитивов в Paint и сохранение.

1

групповая

18

Операции с цветом.

1

групповая

19

Фрагмент. Инструмент Выделение и Выделение произвольной области.

1

групповая

20

Режим совмещения объектов. Монтаж рисунка из объектов

1

групповая

21

Окно программы Paint. Команда Правка.

1

групповая

22

Основные операции с фрагментом изображения.

1

групповая

23

Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров объекта.

1

групповая

24

Вставка надписи, ставка рисунков, объектов и их редактирование.

1

групповая

25

Возможности цветового оформления. Использование рисунка в качестве фона рабочего стола.  

1

групповая

26

Рисование с помощью мозаики.

1

групповая

27

28

Рисование с помощью сетки.

2

групповая

29

Изменение масштаба, создание ярлыка.

1

групповая

30-31

Выполнение проекта «Праздничная открытка»

2

 Защита проекта

самостоятельная

32

Выполнение проекта по выбору.

1

групповая

33

Итоговое занятие.

1

групповая

Согласовано                                                                                                    Согласовано

на заседании ШМО                                                                        Зам. директора школы по УВР                                                                                                                       учителей начальных классов                                                                                         М.Л.Казина                                                     протокол № 1                                                                                                                                                                                                                                          от « 30 » августа  2022 г.                                                                от « 30 »  августа  2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочного курса занятий «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 классе

 Цель внеурочных занятий по ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных тради...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культура речи"

Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...