Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс)

Попова Наталья Петровна

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_dlya_detey_s_ovz.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность АОП для детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные  ограничения в здоровье, и в связи с  этим  нуждающиеся  в специальном (коррекционном) образовании.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья,  и фиксирующей образовательные цели и результаты. АОП способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.                                  

2. Задачи адаптированной образовательной программы состоят:

* в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

*     в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

*   в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;

*  в осуществлении профессионального самоопределения  учащегося и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;

*    в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.

3. Целевое назначение адаптированной образовательной программы:

содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

4. Адресность адаптированной образовательной программы

АОП предназначена для  детей с ОВЗ, которые могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками и на индивидуальном обучении, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых образовательных условий и технических средств обучения.

Реализуется адаптированная образовательная программа в течение одного года.

      5. Коррекционная работа

 Коррекционная работа построена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной

образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

        6. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

       

 Особенностями системы оценки для учащегося являются:

* комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

* использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

*   оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

*   оценка динамики образовательных достижений обучающегося;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

* использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

* уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;

* использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

* использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

7. Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации АОП:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2012 годы и на плановый период до 2020 года,
  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения,
  • нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность

образовательного учреждения.

8. Ожидаемые результаты освоения адаптированной образовательной программы для  ребенка с ОВЗ.

1. Социальная адаптация, коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребенка, улучшение качества жизни, возможностей в развитии и коррекции личности каждого ребенка индивидуально;  

2. Создание условий, способствующих усвоению программного материала, развитию у каждого обучающегося механизма компенсации имеющегося недостатка в развитии, развитие на их основе оптимальной интеграции в современное общество;  

3. Выполнение федерального государственного образовательного стандарта на I уровне обучения по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья; достижение обучающимися уровня образования, необходимого для перехода в общеобразовательную школу; 

4. Создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью дальнейшего трудоустройства, обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях профессионального начального образования;

5. Достижение потенциально возможного уровня образованности в соответствии с программой обучения;

6. Выполнение заказа общества и государства по реализации образовательных  программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности. 

I I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Цель программы:

Формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Семенов А.Л., Рудченко Т. А.) общеобразовательных школ. Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1) владение базовым понятийным аппаратом:

цепочка (конечная последовательность);

мешок (неупорядоченная совокупность);

утверждения, логические значения утверждений;

исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.

4. Место предмета в учебном плане  ОУ

Количество часов в неделю – 1 час.

 Общее количество часов в год – 32 часа.

Уровень обучения – базовый.

5. Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе.

Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, возникших в результате задержки психического развития, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:

  • упражнения на умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода;
  • упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
  • упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов.

При работе над логическими заданиями производится коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках информатики постоянно применяются приемы, корригирующие устойчивость внимания, его переключения и увеличение объема.

Данные задания улучшают ориентацию ребенка в любой предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из выше перечисленных особенностей класса, адаптированная образовательная программа построена на осуществлении принципа преемственности, между начальным и основным общим образованием, между специальным и общеобразовательным учреждением.

6. Образовательные задачи обучения:

-Познакомить с основными теоретическими понятиями информатики.

- Научить создавать и преобразовывать простые информационные объекты: тексты, рисунки, схемы различного вида, в том числе с помощью компьютера.

- Формировать системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем

- Формировать и развивать умения использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.

- Формировать и развивать умения использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.

Коррекционные задачи обучения:

- Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей.

- Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.

- Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.

Воспитательные задачи обучения:

- Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.

- Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.

- Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.

- Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

- Формировать навыки здорового образа жизни.

7. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:

Информатика. Учеб. для нач. шк. В 3 ч. Ч.  2 / А. Л. Семёнов,  Т.А.Рудченко. — М.:

Просвещение: Ин-т новых технологий, 2009.

Информатика. Рабочая тетрадь. В 3 ч. Ч.  2 / А. Л. Семёнов,  Т.А.Рудченко. — М.:

Просвещение: Ин-т новых технологий, 2009.

Информатика. Тетрадь проектов. В 3 ч. Ч. 2 / А. Л. Cемёнов, Т.А. Рудченко. — М.:

Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010.

8. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения данного курса обучающиеся 3 класса должны

понимать:

что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

что данные — это закодированная информация;

что тексты и изображения — это информационные объекты;

что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;

как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;

называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

9. Ожидаемые результаты освоения адаптированной образовательной программы для  ребенка с ОВЗ.

1. Социальная адаптация, коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребенка, улучшение качества жизни, возможностей в развитии и коррекции личности каждого ребенка индивидуально;  

2. Создание условий, способствующих усвоению программного материала, развитию у каждого обучающегося механизма компенсации имеющегося недостатка в развитии, развитие на их основе оптимальной интеграции в современное общество;  

3. Выполнение федерального государственного образовательного стандарта на I уровне обучения по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития);  

4. Достижение потенциально возможного уровня образованности в соответствии с программой обучения;

5. Выполнение заказа общества и государства по реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности.  

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Количество часов

Дата

Корректировка

Дом. задание

I четверть. Цепочки

1

ТБ в кабинете информатики. Длина цепочки

1

2

Цепочка цепочек

1

Мешки

3

Двумерная таблица  для мешка

1

Язык

4

Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания

1

5

Словарный порядок.  Дефис и апостроф

1

6

Понятие «дерево»

1

Деревья

7

Дерево. Следующие вершины,

листья

1

II четверть

8

Дерево. Предыдущие вершины

1

9

Уровни вершины дерева

1

10

Контрольная работа по темам: «Мешок», «Дерево»

1

Исполнитель Робот

11

Поле и команды Робота

1

12

Программы для Робота

1

13

Перед каждой бусиной

1

14

После каждой бусины

1

III четверть. Цепочки

15

Операция склеивания цепочки

цепочек

1

16

1

17

Решение задач

1

Деревья

18

Путь дерева

1

19

Мешок всех путей дерева

1

20

Все пути дерева

1

21

Дерево раскрытия цепочки

мешков. Деревья потомков

1

22

Контрольная работа по темам: «Цепочка цепочек», «Путь дерева»

1

Исполнитель Робот

23

Робот.  Конструкция повторения

1

24

Робот.  Конструкция повторения

1

IV четверть

Мешки

25

Отсчитываем бусины от других бусин цепочки.

1

26

Склеивание мешков цепочек

1

27

Таблица для склеивания мешков

1

Проекты

28

Контрольная работа по теме

«Решение задач»

1

29

Одинаковые мешки

1

30

Поиск одинаковых мешков в ситуациях большого количества объектов и мешков

1

31

Работа с большими словарями, поиск слов

1

32

Построение генеалогического дерева своей семьи

1

Всего:

32 ч

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Предложенная выше адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Информатика» является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагога образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие. 

 В представленном выше материале отражены основные вопросы, касающиеся реализации адаптированной образовательной учащегося с ОВЗ в образовательной организации. Были рассмотрены вопросы определения содержания и структуры адаптированной образовательной программы, соотнесения их с содержанием Основной общеобразовательной программы с учетом требования индивидуализации специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции О правах инвалидов»;

4.  «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года. 
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
6. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) 
7. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
9.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
10. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

11. Постановление от 12 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»;

12. Закон Российской федерации «Об образовании»  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009) ;

13. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

14. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

АДАПТИРОВАННАЯ образовательная ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 1-4 класс

Сквозная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой): Маткматика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология....

Рабочая программа по литературному чтению по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: изд...

Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе  для детей с  ТУО...