Нетрадиционные уроки информатики в начальной школе
методическая разработка по информатике (4 класс)

Буланова Ирина Константиновна

Данная работа изложена доступным языком, чтобы каждый учитель, которому это интересно, мог взять её и самостоятельно получить дополнительные знания по методике преподавания нестандартных уроков информатики в начальных классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_nestandartnye_uroki.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт точных наук и информационных технологий

Кафедра физико-математического и информационного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика обучения информатике»

Тема: Нестандартные уроки информатики в начальной школе

Шифр, Направление: 44.03.01  «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Информатика»

Исполнитель:    обучающаяся 1401 группы Буланова И.К.

Научный руководитель: Калимова А.В.

Сыктывкар 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1 ГЛАВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        4

1.1 Психолого-педагогические особенности малдшего школьника          4

1.2 Мотивы, познавательные интересы младших школьников        8

II ГЛАВА.  ОБЗОР  НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ        12

2.1 Нетрадиционные уроки - как форма повышения познавательного интереса        12

    2.2 Примеры нестандартных уроков информатики в начальной школе        17

Заключение        20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        21

ВВЕДЕНИЕ


Тема данной курсовой работы «Нестандартные уроки информатики в начальной школе».

С ведением ФГОС НОО появился системно-деятельностный подход, который предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, гарантированность достижения планируемых результатов, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

А нестандартные уроки способствуют тому, чтобы в полном объеме реализовать требования в рамках стандарта нового поколения.

Таким образом, всё это делает тему курсовой работы актуальной.

        Нестандартных уроков в литературе описано множество видов, но далеко не все виды применяются в начальной школе.

Цель данной курсовой работы – выявить и описать формы проведения нестандартных уроков информатики, применяемые в начальной школе.

Нами поставлены следующие задачи:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по теме;
  2. Выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;
  3. Выделить мотивацию учебной деятельности младших школьников;
  4. Определить виды нестандартных уроков;
  5. Описать формы проведения нестандартных уроков, применяемых в начальной школе.

        Интерес у обучающихся начальной школы к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках стандартная форма обучения сдерживает развитие увлечённости предметом. Поэтому на уроках нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Однако не стоит каждый урок информатики проводить в нестандартной форме, так как это занимает много времени.

        Сегодня учителя все чаще внедряют и поощряют нетрадиционные формы уроков, такие как урок-игра, урок-экскурсия и другие формы.

         

1 ГЛАВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Психолого-педагогические особенности младшего школьника

Знание и учет психолого-педагогических особенностей обучающихся начальной школы позволяет грамотно построить учебную работу. Все учителя, работающие с учащимися данного возраста должны не только знать эти особенности, но и учитывать их в своей работе.

Младший школьник – дети возраста от 6-7 до 10-11 лет, которые обучаются с 1-4 классы начальной школы.

Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

В этом  возрасте происходит коренное изменение социальной роли ребенка, появляется учебный вид деятельности. Становясь школьником, ребенок приобретает и новые знания, умения, навыки, а также новый социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка.

Все основы учебной деятельности закладываются именно в период обучения в начальном звене. Именно поэтому эту деятельность необходимо строить, учитывая все возрастные возможности ребенка.

Рассмотрим подробнее психологические особенности данного возраста.

  1. Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. [2, C 134]

Обучаясь в начальной школе, у ребенка увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Речь первоклассника – чаще речь-повторение, речь-называние. В процессе обучения в начальном звене формируется развернутая речь. На уроках учитель требует дать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, учит рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить четко и внятно.  

Таким образом, перед учителями начальных классов стоят следующие задачи:

  • Обеспечение хорошей речевой среды для обучающихся(чтение произведений, восприятие взрослой речи и т.д);
  • Создание на уроке речевых ситуаций, диалога;
  • Способствование развитию желания и стремления у учеников говорить правильно.

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.

  1. Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях.

Психологи выделяют 2 стадии в развитии мышления младшего школьника.

1 стадия (1-2 классы). Их мышление во многом схоже с мышлением дошкольного возраста: наглядно-действенное и наглядно-образное. Ребенок говорит о предметах в основном только по внешнему виду. Выводы делают только поверхностно, не рассуждая логическим путём.

  1. стадия (3-4 классы). Учащиеся овладевают классификацией, формируются формально – логическое мышление. [1, с 203]
  1. Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.

Память в младшем школьном возрасте становится более осознанной. Но все же младший школьник легче запоминает то, что ярче  и необычнее. Только к 3-му классу память становится более продуктивной. Однако очень редко, когда ребенок в младшем школьном возрасте овладевает приемами смыслового запоминания. Логическая память у многих остаётся недостаточно развитым.

  1. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте.

У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Им трудно сосредоточиться на однообразном, скучном виде деятельности, требующее от ребенка умственного напряжения. Их внимание также отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Младший школьник не в силах быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой.

  1. Восприятие -  психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

У младшего школьника доминирует непроизвольное внимание. Ребенок данного возраста воспринимает не самое главное, а то, что ярко выделяется на фоне другого: цвет, форма и т.д.

К концу 4 класса у младшего школьника появляется синтезирующее восприятие. Обучающийся на данном этапе может дать полное описание предмета или картинки, а также дополнить его объяснением изображенного события. [3, с 68]

  1. Воображение – отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

В младшем школьном возрасте воображение имеет воссоздающий (репродуктивный) характер. Ребенок в своих вымыслах и играх чаще старается воспроизвести то, что он где-либо видел или слышал. В процессе обучения воображение имеет очень большое значение: возникшие образы и мысли ребенок старается воплотить в реальные предметы (рисунки, подделки), над которыми иногда нужно приложить определенные усилия. [4, с 324]

Для того, чтобы облегчить процесс усвоения предмета информатики младшими школьниками, избежать ошибок, необходимо знать и учитывать в своей работе психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

 

  1.  Мотивы, познавательные интересы младших школьников.

Для того, чтобы процесс обучения складывался эффективно, необходимо знать мотивы, познавательные интересы младших школьников. Известно, что мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.[5, с 21]

Опираясь на определение мотива, можно выделить несколько видов мотивов учебной деятельности. В структуре учебной мотивации принято выделять 2 основные группы мотивов:

  • Познавательные мотивы – составляют основное содержание учебной деятельности, показывают на то, что школьник готов к изучению новых знаний, овладению учебными навыками. Данный вид мотивов указывает на то, что ученик готов к самообучению, самообразованию.
  • Социальные мотивы – связаны с социумом, с окружающей действительностью. Например, стремление получить знание, для того чтобы быть полезным обществу, необходимо учиться, чтобы выполнить свой социальный долг.

Первая группа мотивов -  познавательные. Она может быть разбита на несколько подгрупп:

  1. Широкие познавательные мотивы – когда школьник ориентируется на овладение новыми знаниями. Данная группа подразумевает с собой несколько уровней, что зависит от глубины интереса к знаниям.
  2. Учебно-познавательные мотивы – когда школьник ориентируется на усвоение способов добывания знаний: рациональная организация своего учебного труда, интерес к способам саморегуляции учебной работы, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний.
  3. Мотивы самообразования – направлены на самостоятельное добывание школьниками знаний.  

Вышеперечисленные познавательные мотивы обеспечивают наличие у обучающегося «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика вести соревнование с самим собой, его желание добиться более высоких результатов по сравнению с предыдущими.

Вторая группа – социальные мотивы тоже распадается на несколько подгрупп. Рассмотрим их:

  1. Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, для того, чтобы быть полезным Родине. Ученик с данной группой мотивов осознаёт чувство преданности, социальной необходимости, понимает необходимость учиться.
  2. Узкие социальные мотивы (позиционные) – обучающийся стремиться получить авторитет среди остальных, пытается занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими. Данный мотив связан с потребностью общения и получения удовлетворения от нее.
  3. Социальные мотивы – ученик не только хочет общаться, но и стремится осознавать способы своего сотрудничества с остальными. [4, с 53]

Помимо основных групп мотивов можно выделить еще 2 вида – мотивы достижения успеха и мотивы на избегание неудач. Рассмотрим их:

Младшие школьники, у которых доминируют мотивы достижения успеха, ориентированы на позитивное достижение цели и активно его реализуют. Учебная деятельность вызывает у них положительные эмоции. Данный мотив проявляется в желании качественно и добросовестно выполнить то или иное задание и получить необходимый результат. Совместно с познавательным мотивом представляет успешное учение младшего школьника. Свои победы ребенок объясняет силой своих стараний и приложенными к нему усилиями.

Обучающиеся школьники, у которых доминируют мотивы на избегание неудачи, ведут себя иначе. Их учебная деятельность связана с отрицательными эмоциями. Младший школьник не получает удовлетворения от выполненных заданий. Эти дети не уверены в себе, у них низкая самооценка. Любое сложное задание вызывает у них страх и боязнь. Собственный неуспех объясняют отсутствием у себя способностей, невезением. [6, с 174]

Н. Г. Лусканова помимо этих мотивов выделяет компенсаторный мотив, который характеризуется побочным по отношению к учебной деятельности, но позволяющий ученику показать себя в другой отрасли – в музыке, в спорте и т.д. Когда эта потребность удовлетворяется в другой сфере, низкая успеваемость уже не становится источником переживаний для школьника.

В процессе развития у младшего школьника структура мотивов постоянно меняется. Так например, в школу будущий первоклассник приходит с положительными мотивами, он готов учиться. Для того, чтобы сохранить эти положительные мотивы и укрепить у него желание учиться, все усилия педагога должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и его учебных интересов.

Также за период обучения в начальной школе меняются познавательные мотивы. От интереса к отдельным фактам младший школьник переходит к принципам и закономерностям. У ребенка в этом возрасте начинается склонность к самообразованию, но в элементарных проявлениях. Например, дополнительное чтение произведений изученного на уроке автора. Но по статистике, эта склонность проявляется у меньшинства.

Младший школьный возраст благоприятен для заложения основы желания учиться. В начале своей школьной жизни ребенок имеет внутренне желание учиться, получать хорошие отметки, радовать родителей и учителя. Выявление и поддержка данного мотива – главная задача в современной педагогике и психологии.

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод. Что мотивация оказывает непосредственное влияние на продуктивность обучения. Если мотивы отсутствуют, соответственно и успеваемость низкая. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – начало становления мотивационной сферы, от которого во многом зависит практически вся судьба обучающегося в дальнейшем.

II ГЛАВА.  ОБЗОР  НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ.

2.1. Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса.

Повышение познавательного интереса – одна из главных социальных задач педагога на уроке. Как правило, познавательный интерес тесно связан с познавательными мотивами, то есть потребностью в овладении знаниями, умениями, навыками. Для повышения познавательного интереса учителю необходимо придумывать что-то новое, вместо традиционных уроков включать нестандартные формы уроков.

В педагогической литературе нет четкого определения нестандартному уроку. Рассмотрим их несколько значений:

Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. (по И.П.Подласому). [7, с 58]

Нестандартный урок – импровизированное занятие, отличающее от обыденной структуры урока.

Нестандартный урок – предполагаемое сотрудничество учителя и ученика, где учитель использует личностно-ориентированный подход в обучении, а задания, которые предлагаются учащимся, носят мотивированный характер.

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников.

        Ниже представлен сравнительный анализ планирования традиционного и нестандартного урока.

Традиционный урок

Нестандартный урок

Цель урока

Для учителя: дать новый материал;

Для  ученика: усвоить новые знания.

Для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников;

Для ученика: создать творческую продукцию.

Виды деятельности на уроке

- для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала;

-для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала.

- для учителя: организация творческой деятельности;

-для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т.д.

Структура урока

Строго по разработанному плану, без отступлений.

Ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока

Одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике.

Многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль

Воспроизведение учениками изученной темы.

Представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающий этап урока

Подведение итогов, закрепление изученной темы.

Рефлексия, осознание собственной деятельности.

В педагогике выделяют несколько видов нетрадиционных уроков. С. В. Кульневич и Т. П. Лакоценина выделяют следующую классификацию нестандартных уроков:

  1. Уроки с изменённым способом организации (урок взаимоконтроля, лекции, защита идей, урок-встреча).
  2. Уроки, связанные с фантазией (театрализованный урок, урок-сказка)
  3. Урок, имитирующее какой-либо вид деятельности (урок-экспедиция, урок-экскурсия, урок-заочная экскурсия). Эти виды уроков обычно проводят в начале изучения раздела.
  4. Уроки с игровой или соревновательной основой (КВН, викторина, урок-игра).
  5. Уроки с трансформацией стандартных способов организации (зачёт, семинар, урок-моделирование).
  6. Уроки с оригинальной организацией (урок-монолог, урок-взаимообучение)
  7. Уроки-аналоги определённых действий (урок-суд, урок-аукцион) . возможно проведение уроков на тему логика, понятие множеств и др.

Просмотрев методические литературы, можно сделать вывод, что существуют десятки типов нетрадиционных уроков. Однако учителя пользуются чаще такими как урок-соревнование, урок-игра, урок-зачет, компьютерные уроки. [8, с 115]

У уроков, которые имеют в основе нетрадиционную форму, можно выделить положительные и отрицательные моменты.

 Преимущество данных уроков состоит в следующем:

- повышение познавательных интересов обучающихся, интереса к знаниям;

- проявление инициативы на уроке учащимися;

- установка на творческую деятельность, постоянный поиск знаний;

- создание комфортной среды обучения.

Отрицательные моменты:

-требуют тщательной подготовки учителя, что занимает много времени;

- слишком частое обращение к данным формам уроков может привести к потере времени, к потере интереса предметом.[10, с 95]

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание — понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Есть и другие признаки:

-самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

-необычные условия работы;

-активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. [7, c 102]

         Обычно нестандартные формы урока учителя проводят в конце темы или раздела. Этот урок является итогом всего выше изученного. На нём подводят итоги пройденного, закрепляют изученный материал.

Нестандартные формы проведения уроков – это не самоцель, они просто позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят. Они помогают разбудить природную любознательность ребят и качественнее сформировать общие учебные умения, а также стимулировать познавательную активность учащихся. Что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.

Анализ литературы, проведенный нами, показал, что по опыту учителей оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания информатики использование нестандартных уроков как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета - заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет.

Учителя же могут использовать такие уроки при подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий, они подтолкнут к поиску новых оригинальных форм и методов обучения, воплощению учителями своих дидактических идей этой фантастической страны научных знаний. Они разрушат затвердевшие штампы так называемых ЗУНов (знания, умения, навыки.). Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную , образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества , когда учитель не просто с предметом идет к детям, а с детьми к предмету.

Также из анализа литературы можно сделать вывод, что мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в демократизации школы, а другие напротив считают опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно трудиться.

На наш взгляд, практиковать такие уроки следует всем учителям, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени учителя при подготовке качественного нестандартного урока.

Рассмотрим конкретные формы уроков информатики в начальной школе.

2.2. Примеры нестандартных уроков информатики в начальной школе.

        Урок информатики по ФГОС может вводится уже в 1 классе как факультативное занятие и со 2 класса как отдельный урок.

         Основные цели введения информатики в начальной школе следующие:

  • Формирование первичного понятийного аппарата информатики – как науки об информации, её формах, свойствах, способах представления и обработки на соответствующем инструментарии;
  • Формирование основ информационной культуры, в процессе использования учебных игровых программ;
  • Формирование первичных психомоторных и поведенческих навыков общения с компьютером;
  • Формирование и развитие логического и алгоритмического мышления.

Основным содержанием уроков информатики в начальной школе должны стать игры и задачи на формирование алгоритмического мышления, нестандартные математические задачи и упражнения на формирование навыков работы на компьютере.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Выделим несколько вариантов проведения нестандартных уроков информатики, учитывающих психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.

  1. Урок-путешествие.  (см. Приложение 1)

Ученики в игровой форме совершают путешествие по какой-либо стране, где им предстоит посетить несколько станции. В конце урока нужно подвести итоги, где учащиеся сами оценят свою деятельность по количеству набранных жетонов. А также определят лучшего ученика, который получит диплом победителя, все остальные сертификаты.

Цели:

Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний по предмету.

Развивающая  –  развитие мышления, памяти, внимательности.
Воспитательная  –  развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.

Задачи: расширять информационную культуру учащихся; развивать логическое мышление учащихся; развивать стремление к победе через организацию соревновательной деятельности; развивать  интерес учащихся к предмету.

Тип урока: повторение пройденного материала.

Ход занятия:

  • Приветствие. Вводное слово учителя.
  • Выполнение заданий по станциям.
  • Подведение итогов. Рефлексия.

Данную форму урока целесообразно проводить в конце изучени раздела. Например: основные устройства компьютера или интернет и его возможности.

  1. Урок-творчества.

Данный урок целесообразней проводить в 3-4 классах

Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творчески применять полученные знания; воспитание сотрудничества, чувства ответственности.

Ход урока:

  • Класс делится на 5 групп.
  • Создается жюри, которое совместно с учителем придумывает систему оценивания.
  • Каждой группе дается задание. (1-2 группы составляют кроссворд по изученной теме; 3-4 группы готовят аукцион – игра, в которой игрокам задаются по 2 вопроса, допускающие несколько верных ответов. Каждый правильный ответ оценивается баллом; 5 группа пишет план-сценарий учебного видеофильма по теме урока.)
  • Каждая группа обеспечивается учебным местом, краткой инструкцией и всем необходимым материалом.

Время работы: 20-25 мин.

  • Смотр творческих работ. Оценивание выполненных заданий. Суммирование баллов.
  • Анализ проделанной работы. Выводы.

Данную форму можно проводить при изучении  темы Графический редактор Paint.

  1. Урок-сочинение.

Данный урок можно проводить в 4-х классах, когда у учащихся сформировался достаточный уровень словарного запаса.

Цель: закрепление изученного материала; развитие наблюдательности и умения анализировать; реализация связи теории с практикой; развитие и обогащение словарного запаса.

Ход урока:

  • Класс получает задание: написать сочинение на изученную тему;
  • Описание в сочинении различных видов деятельности и краткое их объяснение;
  • Оценка сочинений: учитывается количество примеров,  качество их объяснения и то, как они «вписаны» в рассказ.
  • Итоги урока. Рефлексия. [9, с 201]

Эту форму можно провести при изучении темы Интернет и его возможности, где обучающиеся должны высказать своё мнение.

  1. Урок- аукцион.

Цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний. Урок вместе с учителем готовит инициативная группа учеников.
а) организуют сбор объектов для продажи:

б) продумывают костюмы:

в) записывают соответствующую музыку:

г) компьютерная презентация

Структура урока:

1. Приветствие

2. Повторение во время опроса основных вопросов темы.

3. Объяснение правил аукциона «продажи» предметов, музыкальная пауза, продолжение <продажи>, музыкальный финал, итоги.

Проводится аукцион так:

За демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. В центре - волчок, вокруг - предметы. Волчок запускается. Покупатели, желающие приобрести данный предмет должны указать его связь с предметом, с изучаемой темой. Выигрывает тот, кто последним даст ответ или сделает последнее важное дополнение.

Эта форма подходит при изучении темы Человек и информация.

  1. Урок – эстафета

Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап:

Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме.
  2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.
  3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.
  4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя и со стороны класса.

Данная форма подходит для закрепления любой из тем по курсу «Информатика»

  1. Урок – игра «Крестики – нолики»

В начале путём жеребьёвки определяются две команды – участницы: «Крестики» и «Нолики», по 5-8 игроков в каждой.

На доске вывешивается таблица – обычная «сетка» (3х3) для игры. В каждой из 9 ячеек записано название конкурса.

Обычно команда «Крестики» первой выбирает по желанию любой из девяти предложенных конкурсов. В дальнейшем право выбора конкурсов принадлежит победителю. В каждом конкурсе участвуют две команды. Жюри оценивают выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом «крестика» или «нолика» - в зависимости от того, какая команда победила. (По 9 карточек с символами «Х» или «О» готовятся заранее).

Как правило, редко бывает так, чтобы какой-либо команде удалось выиграть в обычном понимании – закрыть своим символом по горизонтали, по вертикали или по диагонали три клетки подряд. Обычно победа присуждается команде, выигравшей большее количество конкурсов.

Для каждого конкурса, учитывая сложность заданий, можно установить конкретное время на обдумывание ответа. Возникающие при этом паузы можно заполнить либо музыкальными фрагментами, либо игрой со зрителями, предлагая им загадки по теме урока или вопросы. При этом можно раздавать жетоны, которые могу выступать в роли эквивалента оценки.

        Данная форма целесообразна при проведении итогового урока по всей дисциплине.

Таким образом, благодаря  нестандартному  подходу  к  обучению на  уроках  создается  непринужденная  обстановка, что  способствует  лучшему  усвоению  материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему - нецелесообразно из–за большой потери времени.

Заключение

В результате выполнения данной работы, значительно расширились знания по методике преподавания нестандартных уроков информатики.

Поставленные нами задачи были выполнены.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
           Интерес – то, что побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.  Для того, чтобы заинтересовать школьника данным предметом, необходимо отыскивать для проведения урока различные нестандартные виды работы, в частности игры. Отказ от традиционных этапов урока привлекает учеников. Игра вызывает дух соревнований, будит эмоции учеников, заставляет удивляться.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

Данная работа была изложена доступным языком, чтобы каждый учитель, которому это интересно, мог взять её и самостоятельно получить дополнительные знания по методике преподавания нестандартных уроков информатики в начальных классах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гальперин Г. Я. Лекции по психологии: учебное пособие. [Текст] / Г.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2002. –  400 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: учебное пособие. [Текст] / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 2001. – 458 с.
  3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие. [Текст] / А. Н. Леонтьев.  – М.: Смысл, 2000. – 412 с.
  4. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: методическое пособие [Текст] / О. Н. Истратова / О. Н. Истратова., Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 456 с.
  5. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Мыльников // Народное образование. – 2002. -№9. –С.123 -130
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. [Текст]  / А. К. Маркова. – М., 2008. – 321 с.
  7. Мухина С. А.: Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С. А. Мухина., А. А. Соловьева. – Р-н-Д., 2004 г. 472 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов – 100 ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС-пресс,2004 – 365 с.
  9. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. [Текст] / И. Ф. Харламов. — М., 2001 –  223 с.
  10. Нечаева М.А.: Нестандартные уроки [электронный ресурс] / М. А. Неаева. - http://mirznanii.com/a/208031/nestandartnye-uroki , М.: 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная форма проведения урока информатики в начальной школе

Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня  осваивается учителями самых разных школьных предметов.1) Доклад2) Открытый урок ...

Презентация к урокам информатики в начальной школе

Цели и задачи обучения информатике в начальных классах, формы организации обучения, ребусы к урокам....

уроки информатики в начальной школе

презентации к урокам информатики по УМК Н.В. Матвеевой....

Методические материалы для учителя "Уроки информатики" в начальной школе

Уроки информатики в начальной школе. Методические материалы....

Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе

Рассмотрены некоторые формы сотрудничества,  способствующие формированию УУД, которые использую на своих уроках...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий, особенно регулятивные и познавательные УУД. Методический ...