Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе
статья по информатике (4 класс) по теме

Краснова Светлана Викторовна

В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий, особенно регулятивные и познавательные УУД. Методический аппарат учебника «Информатика и ИКТ» авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А.Г. позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе»

Краснова С.В., учитель информатики МОУ «Алгатуйская СОШ»

В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий, особенно регулятивные и познавательные УУД. Методический аппарат учебника «Информатика и ИКТ» авторов                      Бененсон Евгении Павловны и Паутовой Альбины Григорьевны позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Рассмотрим различные УУД, принципы их развития, заложенные в учебнике и примеры учебных заданий.

Личностные универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использовании информационных технологий, их практическую значимость (4 класс) дают толчок процессу самоопределения, в том числе профессионального.

Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Приведём примеры компьютерных программ:

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image004.jpg

Программа «Кто где живёт». Пропедевтика темы «Система координат»

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image006.jpg

Программа «Логика». Обучение решению логических задач с помощью таблиц

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image008.jpg

Программа «Природные зоны». Обучение поиску информации в гипертекстовом документе

Учебник включает задания, связанные с практическим использованием офисных программ, а также задания, содержащие информацию об областях использования компьютеров. Приведём пример таких заданий.

Задание №24 (4 кл., ч. 2) Придумай и напиши цветными карандашами открытку для мамы к празднику 8 Марта. Используй одну из данных заготовок.

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image010.jpg

Открытка №1

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image012.jpg

Открытка №2

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image014.jpg

Открытка №2

Задания №27, 31 (4 кл., ч. 2) Текстовый процессор MS Word. Создай на компьютере поздравительную открытку и запиши её в свою личную папку.

Макеты открыток содержатся в учебнике, а также на диске в виде заготовок текстовых файлов и файлов с рисунками, которые ученик может вставить в текстовый документ.

Действие нравственно-этического оценивания

Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности» (2-4 классы), а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера (4 класс).

Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

Изучение правил поведения в компьютерном классе (2-4 классы) и этических норм работы с информацией (3, 4 классы) развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему ученики постоянно возвращаются перед тем, как начать работу на компьютере, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения как общепринятых моральных и этических норм.

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:

  • ставить учебные цели,
  • использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
  • осознание качества и уровня усвоения.

Все элементы двух названных списков составляют перечень регулятивных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действие планирования и целеполагания

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию УУД планирование. Это задания типа «Составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…». Содержанием этих заданий является:

  • планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
  • планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.

Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана                     (2 класс). Цель при этом задаётся учителем или учебником. В третьем и четвёртом классах формируется действие самостоятельного целеполагания. Приведём примеры заданий на определение последовательности действий.

Задание № 4 (2 кл., ч. 2) Чтобы сварить манную кашу, надо выполнить следующие шаги алгоритма:

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image016.jpg

a. Пронумеруй шаги алгоритма по порядку. Если ты не знаешь, как варить манную кашу, посоветуйся с взрослыми.

b. В кашу можно положить ягоды, варенье или какао. Если хочешь, дополни алгоритм приготовления манной каши.

Задание № 15 (4 кл., ч. 1) Программа «Лаборатория». При стрельбе из пушки дальность полёта снаряда зависит от угла подъёма ствола. Угол может меняться от 0 до 90 градусов с шагом 15 градусов. Проводя опыты, можно выяснить, при каком угле наклона ствола пушки дальность полёта ядра самая большая.

А. Составь циклический алгоритм выполнения лабораторной работы.

Цель: определить, при каком угле наклона ствола пушки дальность полёта ядра самая большая.

В. Программа «Лаборатория» позволяет перенести пушку на другие планеты Солнечной системы. Составь укрупнённый алгоритм, который позволит выяснить, зависит ли дальность полёта ядра от того, на какой планете находится пушка.

Система заданий, связанных с одновременным анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации стимулирует действия по формированию внутреннего плана. Хотя в явном виде они не требуют составления плана, желание ученика выполнить их успешно понуждает его к планированию деятельности в рамках такого задания. Приведём примеры таких заданий:

Задание № 5 (2 кл., ч. 1) Прочти рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Речки чёрные и голубые».

В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные.

На основе информации рассказа: дай название иллюстрации; дорисуй рисунок.

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image018.jpg

Универсальные учебные действия контроля и коррекции

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (2-4 кл.) создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Исполнив алгоритм, ученик сличает способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм. Если на уроке используется компьютер и рекомендованный набор программ, каждый сеанс работы на компьютере заканчивается сличением способа действия и его результата с заданным эталоном и итерационного внесения необходимых изменений.

Создание информационных объектов (4 класс) предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости.

Универсальное учебное действие оценивания

Наличие раздела «Твои успеха», а также заданий, для выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие, способствует самостоятельному осознанию уровня усвоения и выделение того, что ещё необходимо усвоить.

Задание на стр. 80 – III странице обложки (учебник 2 класса, ч. 1)

Раскрась ёлку, игрушки и флажки. Раскрашивая, соблюдай правило: «Игрушки и флажок с её описанием должны быть одного и того же цвета».

Во флажках дефиниции понятий, изученных за первое полугодие второго класса.

 

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image020.jpghttp://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image022.jpg

Познавательные универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:

осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому.

Общеучебные универсальные действия

Действие «поиск и выделение необходимой информации». Для развития действия поиска и выделения информации в учебники 3 и 4 класса введён справочный раздел, содержащий выдержки из справочников, энциклопедий, интернет сайтов с указанием источников информации, в том числе, адресов сайтов. Учебники содержат также систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию в справочном разделе, в гипертекстовых документах, входящих с состав методического комплекта, а также других источниках информации, определяемых учениками.

Действие «знаково-символическое моделирование». Действие развивается на протяжении всего срока обучения. Во втором классе составление знаково-символических моделей рассматривается в теме «Кодирование информации». Пространственно графические модели реальных объектов ученики используют и видоизменяют при изучении тем «Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители».

В третьем и четвёртом классах учащиеся используют готовые графические модели процессов для решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители. Ветвление». К таким моделям относятся алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются табличные модели. Таблицы используются для записи условия и решения логических задач, а также для описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком.

В четвёртом классе используются опорные конспекты, которые являются знаково-символическими моделями среды офисных компьютерных программ.

Действие «смысловое чтение». В процессе изучения курса во втором классе ученики выполняют целый ряд заданий, направленных на развитие смыслового чтения. Эти задания основаны на совместном анализе коротких литературных текстов и графических объектов и отбора необходимой текстовой и графической информации. В третьем и четвёртом классах развитие действия смыслового чтения продолжается в процессе работы с различными справочными информационными источниками.

(3 кл. ч. 1 с. 18 № 16 «Гости», с. 52 № 55 «Природные зоны»;                               3 кл. ч. 2 с. 56 № 52 «Красная книга», справочный материал.)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Развитие действия выбора эффективных способов решения задач начинается в третьем классе и связано с составлением алгоритмов формальных исполнителей. Критерии эффективности вначале задаются учителем, а затем формулируются учениками.

Постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. В четвёртом классе при создании различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ ученики решают творческие задачи (создание поздравительных открыток, конструирование роботов и создание презентаций сконструированных роботов). В процессе подготовки к выполнению заданий учащиеся развивают действие постановки и формулирования проблем и планирования собственной деятельности по решению проблемы.

Общеучебные универсальные действия формируются при помощи следующих заданий:

2 класс Задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования: ч. 1, задания № 21, 22, 49, 60, Д8; ч. 2 задания 23, 47.

Задания, формирующие навык смыслового чтения: ч. 1, задания №№ 5, 9, 10, 70 и др.

3 класс Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ч. 1, задания №№ 51, 55, 59, Д20.

Знаково-символическое моделирование: ч. 1, задания №№ 46, 47, 57, Д16, ч. 2 задания №№ 23, 47.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера: ч. 2, задание 24.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: ч. 2, задания №№ 47, 48, 55, 60.

4 класс Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ч. 1, задания №№ 24, 56, задание 2 на стр. 63; ч. 2, здания №№ 11, 15, 19, 27, 43, 47, 64.

Анализ двух – трёх разнородных информационных объектов (текст, таблица, дерево, список, рисунок, схема) с целью выделения необходимой информации: ч. 1, задание №№ 16, 29, Д5; ч. 2, задание 61.

Знаково-символическое моделирование: ч. 1, задания №№ 25, 26, 27, 32, 56, , ч. 2 задания №№ 7, 20, 47.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера: ч. 2, задание 43, 47.

Универсальные логические действия

Анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается во втором классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Во втором классе развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности. Задания выполняются с полным устным комментарием учеников с использованием слов «предыдущий», «последующий», «все кроме одного». В третьем классе данное УУД развивается в рамках тем «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».

Стр. 36, 40 (3 кл., ч. 1) объекты, имеющие одинаковое значение свойства «материал».

Стр. 47 (3 кл. ч. 1). В двух таблицах одна и та же информация о хвойных деревья. Отличаются таблицы только порядком записей.

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.files/image023.jpg

Какую таблицу удобно использовать, чтобы найти ответы на вопросы:

  • Какое хвойное дерево самое высокое?
  • У какой пихты шишка длиннее?

Задание № 49 (3 кл., ч. 1). Найди в таблицах «Хвойные деревья (№1 и №2) ответ на вопросы:

o Какое дерево самое низкое?

o Какой длины шишка у самого высокого дерева?

o У какого дерева самая длинная шишка?

o У какого дерева самые длинные хвоинки?

В четвёртом классе развитие УУД продолжается в рамках тем «Организация информации в виде дерева. Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» (задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов).

Синтез как составление целого из частей. Развитие действия синтеза  осуществляется во втором классе в рамках темы «Устройство компьютера» при изучении принципа открытой архитектуры. «Сборка» компьютера из его частей осуществляется в виде схемы в учебнике, объёмного макета из бумаги, а также с помощью компьютерной программы «Сборка компьютера Малыш».

В третьем классе развитие действия «синтез» осуществляется при составлении алгоритмов исполнителя Художник. Цель этих алгоритмов – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов. В четвёртом классе развитие УУД осуществляется в процессе создания информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Построение логической цепи рассуждений. УУД развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. Во втором классе вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.).

В третьем классе рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Учащиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Содержательно задания связаны с управлением формальными исполнителями алгоритмов, решением математических задач, а также анализом геометрических фигур.

Задание № 16 (3 кл., ч. 2) Четырёхугольник, у которого все стороны равны, является ромбом.

А. Оцени истинность высказываний:

  Любой ромб является четырехугольником.

  Любой четырехугольник является ромбом.

В. Составь алгоритм. Цель: выяснить, является ли данный четырёхугольник ромбом, и написать под ним слова «Ромб» или « Не ромб».

С. Выполни алгоритм для каждого рисунка на чертеже.

В четвёртом классе в учебник включены задания на составление логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой. (Составление алгоритма «Выполнение д/з»)

Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют внеурочные мероприятия.

Заключение

Учебно-методический комплект раннего обучения информатике авторов Бененсон Е. П. и Паутовой А. Г. позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями. Создаётся учебная среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (содержит текст федерального государственного образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
  5. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  6. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  7. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  8. Паутова А.Г. Информатика 2 кл. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  9. Паутова А.Г. Информатика 3 кл. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  10. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  11. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  12. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 кл. Методическое пособие к учебнику. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.
  13. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Программа по информатике. 2-4 кл. М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...