Конспект урока по информатике. Алгоритм как модель действий.
план-конспект урока по информатике (3 класс)

Краснокуцкая Надежда Сергеевна

Конспект урока по информатике в 4 классе по теме :"Алгоритм как модель действий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokinformatika.docx105.64 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

4

Авторы учебника

Матвеева Н.В., Челак Е.Н.

Предмет

Информатика

Тема урока

Алгоритм как модель действий.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Урок-исследование

Цель (для учителя)

Создание условий для формирования  понятия «алгоритм»; научить составлять и выполнять алгоритм как модель действий

Цель (для учащихся)

Исследовать алгоритм как модель действий; создать условия для формирования навыков составления алгоритма.

Задачи

Образовательные:

создать условия для  формирования  понятия  алгоритм; научить отличать алгоритм от плана действий (описания последовательности действий).

Развивающие:

формирование исследовательской деятельности;

способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, долговременной и кратковременной памяти,

произвольного внимания, диалогической речи.

Воспитательные:

воспитывать познавательную активность, умение работать сообща в парах;

Результаты

Предметные:

Знать – понятие алгоритма, свойства алгоритма, правила составления алгоритма.

Уметь – составлять план действий, находить ошибки в составленном алгоритме, применять алгоритмы в жизненных ситуациях,

Метапредметные:

- умение применять алгоритм для представления разного рода однотипной информации;

- установление связи с другими предметами: окружающим миром, математикой, русским языком, технологией.

Личностные:

-  научить  построению алгоритмов,  связанных с  повседневной жизнью;

 - формировать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

Регулятивные:

-определять цель выполнения заданий;

-контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Познавательные:

- осуществлять мыслительные операции:  анализ,  синтез, сравнение;

-применять алгоритм для представления разного рода  информации;

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии друг с другом  в совместном решении задач;

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Информатика. 4 класс», Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год.

Компьютерная презентация

Методы и приёмы

Наглядный, практический, исследовательский

Формы работы

Фронтальная, парная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Организационный этап

Приветствие. Настрой на работу.

Мотивация и целеполагание.

Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили сегодня до конечного результата и результат оказывался положительным.

Ребята, посмотрите на экран. Вам знакомы эти герои? (Заврики - динозаврики Гриша и Соня) https://i.ytimg.com/vi/ifei8cZPnPE/maxresdefault.jpg

Верно, герои Заврики с образовательной платформы Учи.ру. Соня и Гриша решили приготовить себе завтрак. Пожарить яичницу. А кто из вас умеет жарить яичницу? Замечательно, посмотрите получится ли у Завриков приготовить яичницу? (нет)

  1. Разбить яйцо на сковороду.
  2. Разогреть сковороду.
  3. Налить масло на сковороду.
  4. Посолить яйцо.

Почему не получится? (перепутали рецепт, неправильная последовательность действий в рецепте)

Исправьте рецепт. (выполняют на интерактивной доске)

1.Разогреть сковороду.

2.Налить масло на сковороду.

3.Разбить яйцо на сковороду.

4.Посолить яйцо.

Скажите, те, кто вначале урока говорил, что не умеет готовить яичницу, теперь по данному плану сможете приготовить дома?

Как можно назвать рецепт приготовления яичницы по- другому? (план приготовления, инструкция, последовательность действий.)

В информатике такая последовательность действий называется алгоритмом. Слово «алгоритм» происходит от имени великого Персидского учёного Мухаммеда аль-Хорезми́. Более подробно об этом вы узнаете в старших классах.  Как вы думаете, какова цель нашего урока? (научиться составлять алгоритмы)

Алгоритмом мы можем назвать такое описание последовательности действий, которое обладает определенными свойствами. Данные свойства представлены в таблице. (на интерактивной доске)

Свойство

Описание свойства

первое

Описание должно состоять из отдельных шагов (команд, инструкций)

второе

Описание состоит из конечного числа инструкций

третье

Каждая инструкция должна быть понятна исполнителю

четвертое

Исполнение приводит к ожидаемому результату

пятое

Позволяет решить не одну задачу, а целый класс подобных задач.

Таблица представлена у вас на рабочих листах.

Давайте разберем будет ли наша инструкция по приготовлению яичницы алгоритмом. Обладает ли данная инструкция следующими свойствами. (инструкция состоит из отдельных шагов, их три, каждый шаг понятен исполнителю, исполнив этот алгоритм, мы получим ожидаемый результат-готовое блюдо, и все, кто захочет на завтрак яичницу могут воспользоваться данной инструкцией) Какой вывод делаем? (Данная инструкция является алгоритмом)

Назовите примеры алгоритмов из жизни.

  • Купить хлеб
  • Собраться в школу
  • Закрыть дверь на ключ
  • Написать контрольную работу на 5
  • Выполнить фонетический разбор слова
  • Решить задачу по математике
  • Распорядок дня;
  • Дорога в школу;
  • Подготовить домашнее задание по предметам;
  • Приготовить  обед.  

Рассмотрим задачу. Попробуем составить алгоритм решения данной задачи.

Динозаврик Соня приготовилась посадить цветы на клумбе. Клумба прямоугольной формы. Для того чтобы знать, сколько надо цветов для данной клумбы, Соня должна определить длину границы данного участка. С чего начнем наш алгоритм? Какой будет первый шаг? (дети выполняют на рабочих листах параллельно с учителем на доске).

1.Измерить длину а данного участка.

2.Измерить ширину в данного участка.

3.Определяем границу данного участка, как сумму длин всех сторон.

Обладает ли наш алгоритм всеми свойствами? Давайте проверим.

Физкультминутка. Давайте отдохнем вместе динозавриком Гришей.

В понедельник Гриша купался,

(Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал.

(Изображаем рисование.)

В среду долго умывался,

(«Умываемся».)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу он прыгал, бегал,

(Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

(Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.),

Целый день он отдыхал.

(руки под щеку—засыпают.)

Первичное усвоение новых знаний.

Динозаврик Гриша предлагает вам самостоятельно составить алгоритм определения площади прямоугольника. У вас на рабочих листах дан прямоугольник.

           в        

             

                               а

Площадь обозначаем буквой S, длину буквой а, ширину буквой в.  

В заготовку на рабочем листе впишите недостающие данные алгоритма.

1.___________________

2.___________________

3.___________________

Сколько шагов будет в вашем алгоритме? (3)

На выполнение вам 4 минуты.

Проверка алгоритма. По вашему алгоритму другие смогут найти площадь жилого дома или площадь комнаты? (да, так как алгоритм понятен всем, применим для решения класса подобных задач)

Первичная проверка понимания.

Работа за компьютером. Вспомнить ТБ. Работа в приложении «Страна Фантазия»

Информация о домашнем задании

Написать алгоритм: как приготовить ваше любимое блюдо.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведя итог нашей встрече, мы попробуем оценить сегодняшний день следующим образом. Возьмите лист бумаги, на котором нарисована ладошка. На каждом пальчике напишите, отвечая на вопрос:

Большой –  я научился…

Указательный – все задания я выполнял…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось) …

Безымянный – мое настроение в ходе урока…

Мизинец – я сейчас чувствую…

Вспомним слова Алисы: Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”.

Я желаю, чтобы дома при выполнении домашних заданий вы планировали свою деятельность и тогда все у вас всё получится. Ведь все в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по информатике во 2 классе на тему: "Алгоритм"

Конспект урока по информатике во 2 классе на тему; "Алгоритм"Цель:Цель: формирование у учащихся  понятия "алгоритм”; формирование навыков составления алгоритмов посредством команд(шагов);обу...

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс...

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс

Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по информатике по теме: "Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. Транспортер"

Тема: Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. ТранспортерКласс: 3Цели деятельности учителя:  - познакомить учащихся с правильным построением и исправлением алгоритма - научить последовательному ...

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике»

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике» h1 { margin-bottom: 0.21cm } h1.western { font-family: "Liberation Serif"...