Рабочая программа Робототехника 10-17лет 72 часа
рабочая программа по информатике (4 класс)

Роговской Алексей Анатольевич

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12 Робототехника 10-17л 72ч69.09 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

http://kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

Принято                                                                                «Утверждаю»_________________

Педагогическим советом                                                     Директор ГБОУ Школы в Капотне

        Тихонов В.А.

Протокол №______ от ________2019г                               «_____»________________2019г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ПРОГРАММА

 «РОБОТОТЕХНИКА»

Уровень программы: ознакомительный

Возраст детей: 10-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                Автор-составитель:

                                                      Роговской Алексей Анатольевич

                                                                   Педагог дополнительного образования

Москва

2019

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «РОБОТОТЕХНИКА» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO WEDO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека.

Программа  представляет собой  систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 72 часа. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо,  овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.

Актуальность

Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой         проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.

При реализации Программы используются следующие методы: вербальные, наглядные, практические, частично-поисковые. Применение данных методов в образовательном процессе способствует повышению интереса обучающихся к работе по данной Программе, способствует расширению кругозора, формированию навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации.

Отличительные особенности данной Программы от уже существующих

Предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

Цель Программы

Формирование практических умений и навыков в области робототехники, развитие мотивации личности обучающегося к познанию и техническому творчеству, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.

Задачи Программы:

Обучающие

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развивающие

  • способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • способствовать развитию навыков разговорной речи;
  • способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;
  • способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за достижения отечественной науки и техники.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся: 10-17 лет.

В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 10-17 лет без ограничений по уровню подготовки.

Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы.

Наполняемость учебной группы – 10 чел.

Срок реализации Программы: 1 год по 72 часа в год.

Методы организации и осуществления занятий

1. Перцептивный акцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации  мультимедийных  презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно- объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.

Особенности организации учебного процесса

 Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

ИТОГО

1

Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение схем механических передач.

1

-

1

Устный опрос.

2

Модель«Нападающий»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

3

Модель «Вратарь».

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

4

Модель«Ликующие болельщики»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

5

Модель«Спасение самолёта»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

6

Модель«Непотопляемый парусник»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

7

Модель«Спасение от великана»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

8

Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

9

 Зубчатые передачи в быту.

Модель  «Глаза клоуна».

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

10

Скорость вращения зубчатых колёс   разных размеров. Модель «Карусель»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

11

Рычаги. Точка опоры. Ось вращения.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

12

Модель «Ручной миксер». Подготовка работ к конкурсу

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

13

Творческий конкурс «Парад игрушек»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

14

Модель «Детская площадка»                                                                            

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

15

Модель «Весёлый человек!»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

16

Творческий проект «Измеритель скорости ветра». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

17

конкурс День защитника Отечества

Модель "Колесо обозрения.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

18

Модель "Строительный кран".

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

19

Космос и человек. Подготовка к конкурсу. Конкурс

Модель «Космическая Стиральная Машина»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

20

Конструирование собственных моделей. Соревнования  роботов.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

21

Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции  за счет вращения колёс.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

22

Модель «Машина с толкателем»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

23

Модель« Тягач с прицепом»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

24

Творческий проект «Тележка»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

25

Блоки и шкивы. Применение блоков  для изменения силы.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

26

Модель «Мостовой кран»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

27

Ременная передача. Модель «Крутящий столик»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

28

Творческий проект «Живые картинки»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

29

История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению.

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

30

Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. Подготовка работ к конкурсу

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

31

Модель гоночного автомобиля. Подготовка работ к конкурсу

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

32

Творческий конкурс «Автомобиль будущего»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

33

Самостоятельно разрабатываем схему модели "Робот".

Подготовка к конкурсу День защитника Отечества

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

34

Конкурс День защитника Отечества

Самостоятельно разрабатываем схему модели «Сабачка».

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

35

Планетоходы, подготовка к конкурсу. Конкурс, подведение итогов

Самостоятельно разрабатываем схему «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт»

1

2

3

Оценка качества и правильности сборки.

36

Конкурс  «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт»

-

2

2

Оценка качества и правильности сборки.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся.  Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия  и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организация учебного процесса

Формы проведения занятий:

  1. Рассказ.
  2. Лекция-диалог.
  3. Практическое занятие.
  4. Презентация.
  5. Тренировки в учебном кабинете.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение  на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Материально-техническое обеспечение
         Наборы  Лего - конструкторов:

       - основной набор LEGO Education WeDOTM 

       -9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo

                                                 

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

Список литературы:

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
  3. Программное обеспечение WeDo, ROBOLAB 2.9.
  4. Интернет-ресурсы.

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).
  4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).

Аннотация к рабочей программе «РОБОТОТЕХНИКА»

для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по робототехнике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции технического и духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Планируются результаты начального общего образования на основе примерной программы по робототехнике, с использованием литературы: « Индустрия развлечений. ПервоРобот.» книга для учителя; Cборник проектов. LEGO Group; Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.

Целью программы является - Овладеть навыками начального технического конструирования и программирования. Научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, пользовать различного рода источники информации.

Направленность образовательной программы - коммуникативная.

Краткое содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного курса.

3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

6. Материальные ресурсы.

7. Список литературы.

Образовательное учреждение – Государственное образовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне».

Адрес, телефон - 109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29.  Тел: (495) 355-00-00, e-mail: vkapotne@edu.mos.ru, сайт: http:// kapotnya.mskobr.ru.

Уровень реализации программы - средняя школа, 5 – 11 класс.

Сроки реализации программы - с 01.09.2019 года по 31.05.2020 года.

Количество часов в неделю/год - 2 часа в неделю, 72 часа в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Физическая культура (предмет) Количество часов в неделю 3 Количество часов в год 99

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений прим...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений примерной рабо...

Рабочая программа по курсу «Математика» в 3 классе 170 часов (5 часов в неделю)

Рабочая программа с тематическим планированием по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика, 3 класс", 5 часов в неделю...

Методическая разработка"РОБОТ «РИКША» ИЗ КОНСТРУКТОРА «LEGO MINDSTORMS EV3» для детей 12-17лет

ИЗ КОНСТРУКТОРА «LEGO MINDSTORMS EV3» " производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций  что недостаточно для  ...

Рабочий лист к классному часу "Разговоры о важном"

Дополнительный материал к класному часу "Разговоры о важном"...

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 29 января 2024 год тема союзники России

Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 29 января 2024 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: союзники России. Сервис проекта раз...