Особенности создания мультимедийной презентации для образовательных целей
методическая разработка по информатике

Ревнева Дарина Юрьевна
Содержание: Важность использования мультимедийной презентации в образовательном процессе. Типы презентации материала. Этапы создания презентации. Структурные элементы презентации. Психофизические особенности восприятия информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности создания мультимедийной презентации для образовательных целей

Содержание: 

Важность использования мультимедийной презентации в образовательном процессе. Типы презентации материала. Этапы создания презентации. Структурные элементы презентации. Психофизические особенности восприятия информации.

Лекция

  1. Важность использования мультимедийной презентации в образовательном процессе

На сегодняшний день в образовательном процессе одной из наиболее популярной формой донесения учебной информации является мультимедийная презентация. Учебные презентации – один из самых удобных и эффективных способов подачи информации с помощью компьютерных программ (таких как: Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).

Следует отметить, что главной целью любой презентации является преподнесение информации в удобном для слушателя формате. Достижение этой цели осуществляется за счет использования следующих элементов презентации:

  •  фото, картинки, иллюстрации;
  •  аудиоматериалы;
  •  видео;
  •  анимационные ролики;
  •  интерактивный подход к подаче информации.

Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в корне изменяет атмосферу привычного учебного занятия, делая его более живым и интересным. Причем, использование мультимедиа на уроках благоприятствует расширению общего кругозора учащихся, обогащает их знания. На самом деле, мультимедийная презентация выступает не только в качестве еще одного источника учебной информации. Построение уроков с использованием презентации позволяет развивать различные стороны психической деятельности обучаемых, причем, более всего это относится к развитию внимания и памяти. Поскольку для того, чтобы понять материал, изложенный в презентации ученик должен приложить определённые усилия, то непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов для поступления учебного материала (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно сказывается на прочности запоминания информации. С другой стороны, неправильно составленная презентация может негативным образом сказаться на достижении целей урока.

  1. Различные типы презентации материала

Следует отметить, что мультимедийные презентации можно классифицировать различным образом в зависимости от используемого подхода. Первый подход связан с целью создания презентации (классификация по назначению). Используя это подход можно выделить следующие типы:

  • учебные презентации. Как правило, такие презентации используются в сфере образования. Они служат для изложения нового материала, позволяют провести контроль знаний учащихся, позволяют самостоятельно осваивать учебный материал обучающимися и могут использоваться во многих других учебных ситуациях.
  • научно-исследовательские. Основной целью такого типа презентаций является заявление о своих научных достижениях. Наиболее часто такого рода презентации используются во время выступлений исследователей.
  • портфолио. Портфолио – это авторские презентации, в которых содержится перечень основных достижений рассказчика. На слайдах таких презентаций обычно представляют различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.

По способу изложения учебной информации можно выделить 2 вида презентаций:

  • линейные презентации. Это самый распространённый вид мультимедийных презентаций – каждый слайд выступает в качестве сопровождения слов лектора, методиста, исследователя. Технически эти презентации устроены очень просто – последовательно сменяющие друг друга слайды: от титульного до последнего. Очевидным преимуществом такой организации подачи материала является легкое выстраивание логики повествования и донесения материала до учащихся. К главному недостатку таких презентаций можно отнести невозможность изменить последовательность подачи материала.
  •  нелинейные или интерактивные презентации. Информация представленная в таких презентациях предназначена для самостоятельного освоения учениками. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным. В основном, нелинейная презентация создается для изучения определенного учебного вопроса. Технически нелинейная презентация выглядит следующим образом: сначала показывается титульный слайд, после которого появляется оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы. Как правило, в такой презентации имеются задания подразумевающие самостоятельное выполнение учеником (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.

В зависимости от формата файла, в котором сохраняется презентация, можно выделить следующие типы:

  •  презентация была выполнена в программе Microsoft PowerPoint и сохранена с расширением *.pptx или *.ppt. Преимуществом использования данного формата является возможность включения мультимедийные элементы (аудио, видео, анимационные ролики, гиперссылки и др.) в презентацию.
  • презентация выполнена с использованием программного пакета Microsoft PowerPoint, но сохранена в pdf формате. Такой способ подачи учебного материала используется для демонстрации не подразумевающий проигрывание мультимедийных файлов. Как правило, сохранение презентаций с расширением *. pdf применяется в случае необходимости защиты материала от копирования.
  • презентации, выполненные в формате Flash. Несмотря на то, что для создание подобных презентаций необходимо затратить большее время и усилия по сравнению с предыдущими вариантами, однако в результате получается «живой» интерактивный фильм со звуком и анимацией. Презентация, сделанная в формате Flash, как правило, является нелинейной, что позволяет ученику выбирать интересующие его темы и пропускать ненужные

При выборе определенного типа презентации важно понимать, какую информацию и каким образом необходимо донести до учащихся, для того, чтобы достичь цель урока.

  1. Этапы создания презентации

Как и любой другой образовательный материал, презентация, для достижения максимальной эффективности от её использования, должна быть построена с учетом следующих рекомендаций.

  • Необходимо четко сформулировать цель презентации. Очень важно научиться выражать цель своего выступления в одном, максимум двух предложениях. Цель должна быть реалистичной, логичной и, желательно, легкой для запоминания. В учебной презентации цель совпадает с целью урока.
  •  Подборка необходимой информации и её систематизация. Здесь очень важно помнить главное правило презентации: на слайде должна быть только необходимая информация. Поэтому, с одной стороны, материал должен подбираться таким образом, чтобы его было достаточно для уверенного ориентирования лектора или учителя в теме, с другой стороны, нет необходимости выносить всю найденную информацию на слайд. При подготовке презентации рекомендуется сразу тезисно формулировать слова и фразы, которые будут помещены на слайд. С этой точки зрения очень удобно пользоваться таблицей, где в одной колонке содержится информация, которую учитель доносит до аудитории, а в другой – материалы, которые будут вынесены на слайд (тезисы, выражения, иллюстрации).
  •  Разработка концепции презентации. Здесь имеется в виду какой тип презентации будет использован. Для этого можно воспользоваться классификацией, рассмотренной выше. В любом случае необходимо, чтобы способ подачи презентации и материал, в ней содержащийся, четко соответствовал поставленной цели урока.
  • Дизайн презентации. При выполнении презентации в пакете Microsoft PowerPoint можно воспользоваться готовым дизайном слайдов, выбрав его из имеющихся шаблонов. Однако лучше всего продумать собственный стиль оформления презентаций. Это позволит создать уникальную атмосферу при подаче материала и сделает его более наглядным. Очень важно здесь решить какую цветовую схему использовать в данном случае, какие элементы оформления слайда будут повторяющимися, каким образом будет осуществляться переход между слайдами.
  • Наполнение презентации информацией и мультимедиа. Если при подготовке материала использовалась таблица (см. пункт 2), то необходимо перенести информацию из второго столбца в «тело» слайда. Кроме того, помимо основного наполнения у слайдов должны быть заголовки и номера страниц. При необходимости, вносятся также и графические элементы (графики, диаграммы, другие объекты).
  • Оптимизация текстового материала и графики. Как уже было отмечено, на слайде должна быть только необходимая информация. Т.е. то, на что ученик должен обратить свое внимание. Причем, желательно, чтобы текст был, по возможности, заменен рисунками, схемами или таблицами. Если текстовый фрагмент необходимо оставить, то для лучшей наглядности необходимо пользоваться следующими правилами:
  • крупные абзацы текста нужно постараться сократить, или разбить на несколько сладов;
  • не нужно использовать выравнивание текста «по центру», поскольку это значительно усложняет восприятие материала;
  • если в материале присутствует перечисление, то его желательно выполнить в виде списка «по пунктам»;
  • если в презентации используются эффекты анимации, то не следует их применять к тексту;
  • все количественные данные можно представить с помощью графиков или диаграмм, что не только значительно облегчит восприятие информации, но также и сделает презентацию более интересной.
  • Вёрстка слайдов. На этом этапе для всех имеющихся текстов выбираются единые шрифты и цветовые схемы. При выравнивании основного текста или заголовков желательно воспользоваться сеткой, это поможет избежать перемещения элементов при переходе от слайда к слайду. Если автор желает добавить анимационные эффекты в презентацию, то нужно понимать, что они оправдывают себя.
  • Пробное выступление с презентацией. Необходимо обратить внимание на то, что текст выступления соотносится с информацией на сладах. Очень важно проверить насколько удобно работать со слайдами и насколько корректно воспроизводятся эффекты анимации. Если для выступления с презентацией предусмотрен временной регламент, то нужно удостовериться, что он будет соблюден. При выступлении с готовой презентацией необходимо заранее продумать момент с переключением слайдов. Существует два варианта показов слайдов презентации: контроль за переключением слайдов осуществляет сам докладчик. Это вариант наиболее часто используется в учебных презентациях. Другой вариант, когда ответственность за переключения слайдов перекладывается на ассистента. В этом случае необходимо продумать каким образом будет осуществлено взаимодействие между докладчиком и его помощником. Одним из вариантов такого успешного сотрудничества будет распечатывание текста с докладом, на котором обозначены места перехода к следующему разделу. В любом случае тщательная репетиция поможет избежать ошибок и неточностей повествования.

  1. Структурные элементы презентации

При создании презентации необходимо выделить основные структурные блоки – модули презентации – знание этих элементарных единиц поможет логично выстроить повествование. Сразу следует отметить, что презентация не обязательно должна содержать все модули, кроме того, последовательность их внесения в презентацию определяется самим учителем. Перейдем к рассмотрению каждого модуля презентации в отдельности.

Титульный слайд. Исполнение титульного слайда отличается от других слайдов презентации. Основная информация, которая должна содержаться в этом модуле:

  • название презентации и данные об авторе (указание имени, должности);
  • дата демонстрации;
  • название организации имени которой выступает докладчик.

Не нужно перегружать титульный слайд обилием информации. Тема презентации, по возможности, должна быть лаконичной и понятной. Кроме того, для лучшего визуального восприятия, рекомендуется использовать крупный шрифт.

Оглавление. Такой модуль может быть использован как в линейных, так и нелинейных презентациях. В первом случае он служит для тезисного представления аудитории плана материала, который будет рассказан. Во втором случае оглавление помогает переходить к нужным разделам презентации, используя функцию гиперссылок.

Организационный модуль. В это разделе содержится информация правилах поведения во время доклада (необходимости соблюдения тишины, выключения мобильных устройств, установление временного регламента на вопросы и т.д.) Вместо текстовых сообщений в этом блоке можно использовать информационные изображения.

План. Этот слайд даёт аудитории ответ на вопрос какую пользу слушатели получат от работы с данной презентацией. Как правило, это модуль начинается со слов «Изучив эту тему, Вы узнаете…».

Вопрос-ответ. Такого рода слайды служат, во-первых, для привлечения внимания аудитории, во-вторых, для того, чтобы наладить контакт со слушателями и вовлечь их в более активную работу. Работа с данным модулем может протекать по следующему сценарию: 1) сначала на экране показывается вопрос (крупно в центре экрана), 2) аудитории задаётся вопрос, 3) после получения ответа от аудитории, на экране показывается правильный ответ (по щелчку мыши, можно использовать эффект анимации).

Повествование. Этот модуль содержит основную информацию, которую докладчик хочет донести до слушателя. Здесь используется текст, изображения, анимация и проч. материалы. Для удобства восприятия информации слайд должен содержать заголовок. Важно не перегружать слады, поэтому если материала очень много, то желательно разбить его на несколько слайдов.

Термин. Использование этого модуля позволяет акцентировать внимание учеников на конкретных терминах изучаемой теме. Организовать слайд можно следующим образом: сначала появляется термин, лектор может спросить у аудитории как она его понимает, а после этого показать определение термина на экране. Важно, что на слайде в этом случае не должно быть другой информации, которая может отвлекать внимание.

Сравнение. Один слайд или несколько, которые используются для сравнения предметов, различных точек зрения. Сначала демонстрируется один элемент сравнения, затем другой. В этом случае необходимо подчеркнуть разницу между объектами, например, можно использовать таблицу или схему.

Слайд-задание. Этот модуль презентации служит, с одной стороны, для оценки знаний учеников, с другой, для привлечения их внимания. Слайд может включать в себя кроссворд, загадку, ребус или проблемный вопрос.

Тест. Если данный модуль применяется в линейной презентации, то вопрос и варианты ответа отображаются на одном слайде. Необходимо помнить, что на одном слайде не следует размещать более одного вопроса. Гораздо перспективнее включение таких сладов во время демонстрации нелинейной презентации, показом которой управляет сам ученик. Работа организуется следующим образом: 1) на экране показан вопрос и варианты ответов; 2) при нажатии на неправильные варианты ответов (реализуются с помощью гиперссылок) учащийся переходит на слайд с информацией о том, что он ответил неверно и предложением прочитать дополнительный материал или попробовать ответить снова; 3) после нажатия на правильный вариант ответа, учащийся оказывается на слайде, где указано, что он ответил верно. На этом слайде присутствуют гиперссылка для перехода к следующему вопросу.

Справка. Этот модуль используется для включения информации напрямую несвязанной с темой презентации. Появление справочной информации может осуществляться с помощью нажатия на гиперссылку. Также дополнительная информация может быть вынесена в конец презентации, в этом случае справочный материал позволит докладчику ответить на вопросы аудитории.

Промежуточный вывод. Такие слайды необходимы в том случае, если в презентации рассматривается несколько крупных вопросов и время её длительности достаточно продолжительно (20 минут и более). Промежуточные выводы позволят обобщить данные и «привести» обучаемых к итоговому выводу.

Итоговый вывод. В этом модуле указываются итоговые выводы по представленной теме. Рекомендуется тезисно представить ключевые моменты презентации, не перегружая слайд обилием текста.

Список источников. Здесь следует указать литературные источники на базе которых строилась презентация.

Домашнее задание. Этот модуль используется в учебной презентации. Позволяет дать ученикам вопросы и задачи для самостоятельной работы дома. Желательно включение таких слайдов в конце каждых разделов.

Итоговый слайд. Как и титульный, это слайд должен отличаться от других слайдов презентации. Здесь необходимо поблагодарить аудиторию за внимание.

При создании презентации желательно использовать структурные модули, это позволит доступно организовать излагаемый материал.

  1. Психофизиологические закономерности восприятия информации

Для учителя очень важно понимать, что при работе с мультимедийными презентациями необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Поэтому при создании слайдов важно пользоваться следующими правилами, которые облегчат ученику понимание учебного материала:

  • помещайте на каждый слайд минимальное количество слов. Информация должна подаваться тезисно, все дополнительные материалы подаются докладчиком устно;
  • для всей текстовой информации и тем более заголовков должны быть использован четки и крупный шрифт;
  • желательно помещать ту информацию на экран, которую учащиеся будут записывать себе в виде конспекта;
  • при выборе размера шрифта, схем и иллюстраций важно понимать насколько хорошо информация будет читаться с последних рядов парт;
  • при выборе заливки фона и букв следует использовать спокойные тона, чтобы избежать напряжения при зрительном восприятии;
  • иллюстрации, графические материалы, видеоролики и прочий мультимедийный контент, по возможности, должен иметь максимальное разрешение;
  • для показа каждого слада необходимо отводить достаточное время (как правило 2-3 минуты). Продолжительность воспроизведения желательно определить во время предварительного просмотра презентации. Важно, чтобы ученики могли сконцентрироваться на информации и имели возможность записать важные моменты в тетрадь;
  • эффекты анимации и звуковое сопровождение не должны носить отвлекающий характер.

Подводя итог, знание основных закономерностей создания презентации позволит педагогу создать уникальный учебный материала и в доступной и интересной форме донести его до учащихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Применение учебных презентаций в образовательном процессе http://griban.ru/blog/59-primenenie-uchebnyh-prezentacij-v-obrazovatelnom-processe-vidy-jetapy-i-struktura-prezentacij.html
  2. Презентации. Зачем нужны презентации PowerPoint http://www.teachexcel.ru/microsoft-powerpoint/logika-i-emocii.-zachem-na-samom-dele-nujni-powerpoint-prezentacii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...

Мультимедийная презентация на тему: "Создание психологического климата"

Создание психологического климата в группе является одной из наи­более важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие лично...

Мультимедийная презентация на тему: "Создание ситуации успеха и неуспеха"

Известно, что деятельность человека, и в частности ребенка, яв­ляется фактором развития его личности. Производя какие-либо уси­лия физического, интеллектуального, духовного плана, человек уп­ражняется...

Методические рекомендации для создания мультимедийной презентации в программе PowerPoint

Эта статья будет интересна педагогам, учащимся и родителям....

Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями

Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.В данной работе отражены особеннос...