Функциональная грамотность
методическая разработка по информатике (4 класс)

Машнева Виктория Валерьевна

Функциональная грамотность,ее виды и задачи к разным видам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Виды функциональной грамотности.

1. Читательская грамотность - требуется для выполнения множества задач, где нужно осилить текст. Но осилить — значит не просто прочитать или прочитать как можно быстрее. А осмыслить, найти в нем связи, понять, что скрыто между строк.

2. Математическая грамотность - это не только арифметические действия, но и понимание логики вычислений: что к чему прибавить, что из чего вычесть, что на что умножить или разделить. В этих вопросах не поможет калькулятор. Сюда же относится способность анализировать и интерпретировать данные, использовать математические модели для решения проблем, аргументировать свои рассуждения, делать логические выводы.

3. Естественнонаучная грамотность - связана с применением знаний по физике, химии, биологии и географии в жизни. Это, например, когда мы:

слегка дуем на тлеющие угольки, чтобы заставить костер снова разгореться;

обильно проливаем лунку водой перед посадкой растений на даче;

надуваем воздушный шарик не слишком сильно, чтобы он не лопнул. 4. Финансовая грамотность - включает в себя умение разбираться в финансовых инструментах и услугах, способность планировать бюджет, критически относиться к рекламным предложениям, осознавать свои финансовые цели и продумывать их достижение.

5. Глобальные компетенции - связаны с умением уважительно взаимодействовать с другими людьми, понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общечеловеческие проблемы, такие как социальное неравенство, климатический кризис и так далее.

Пример такой компетенции, важной для школьников, — умение избегать конфликтных ситуаций и знать, как вести себя в случае буллинга.

6. Креативное мышление - позволяет искать решение задачи нестандартным путем. Например, нужно наградить победителей соревнования. Классическое решение: купить медали и в финале вручить их детям. Нетривиальное: приготовить особенные авторские сувениры.

1. Читательская грамотность

Задача 1

Прочитай текст:

«Когда Антон пришёл домой после школы, он увидел на столе записку от мамы:

„Антон, я ушла в магазин. Поставь разогреваться суп и накорми кота.“

Антон выполнил все задания и сел делать уроки.»

Вопрос:

Какие два действия Антон сделал перед тем, как начал уроки? Почему он их сделал?

Задача 2

Прочитай:

«По дороге в школу Таня увидела, что на тротуаре лежит кошелёк. Она подняла его и поняла, что вокруг никого нет. Тогда девочка отнесла кошелёк в школьную администрацию.»

Вопрос:

Какие качества характера проявила Таня? Какая мысль в тексте не сказана напрямую?

2. Математическая грамотность

Задача 1

В классе 28 учеников. Учитель разделил их на группы по 4 человека.

Сколько групп получилось?

Сколько учеников останется, если разделение будет по 3 человека?

Задача 2

В магазине акция:

— если купить 2 тетради по 25 рублей, третью можно взять за 10 рублей.

Сколько заплатит ребёнок за 3 тетради по акции?

Сколько бы стоили те же тетради без акции?

3. Естественнонаучная грамотность

Задача 1

У Пети есть два растения. Он провёл опыт:

Первое растение поставил на подоконник.

Второе — в тёмный шкаф.

Через неделю растение на подоконнике выросло, а в шкафу — пожелтело.

Вопрос:

Почему это произошло? Какие условия важны для роста растений?

Задача 2

Зимой дорогу посыпают солью, чтобы растопить лёд.

Но рядом с дорогой растения часто болеют и сохнут.

Вопрос:

Почему растениям вредна соль, которую используют зимой?

4. Финансовая грамотность

Задача 1

У Кати 500 рублей. Она хочет купить:

фломастеры — 260 руб,

альбом — 120 руб,

наклейки — 90 руб.

Хватит ли ей денег?

Если нет, то что она может купить, чтобы уложиться в бюджет?

Задача 2

Миша копит на велосипед за 12 000 руб.

Каждый месяц он откладывает по 800 руб и получает по 400 руб на день рождения, Новый год и праздники (всего 5 праздников в году).

Вопрос:

Хватит ли Мише года, чтобы накопить на велосипед?

(Сделай расчёт.)

5. Глобальные компетенции

Задача 1

В классе обсуждают, как уменьшить количество мусора. Один ученик сказал:

«Это бесполезно, от одного класса ничего не изменится».

Вопрос:

Как можно ему объяснить, что маленькие действия всё равно имеют значение?

Задача 2

В школьном проекте дети должны придумать, как помочь пожилым людям в их районе.

Предложи три разных способа, которые могут сделать школьники.

6. Креативное мышление

Задача 1

Нужно придумать новый способ объяснить детям, почему важно мыть руки.

Сделай это необычно: через игру, рассказ или опыт.

Задача 2

В школе проводят конкурс: «Как улучшить нашу школьную жизнь без денег».

Предложи две оригинальные идеи, которые не требуют ни покупок, ни больших усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....