Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
методическая разработка по иностранному языку по теме

Якушева Евгения Сергеевна
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы развития креативных способностей и, именно, метод проектов является одним из средств развития креативности. Метод проектов позволяет нам создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческому отношению к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что именно младший школьный возраст имеет большие творческие резервы при изучении иностранного языка. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В современной педагогике и психологии немного специалистов- теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С. А. Медник и другие. В отечественной педагогике и психологии: В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельности младших школьников на уроках иностранного языка, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для раскрытия творческих способностей младших школьников при изучении иностранного языка. Таким стимулом вполне может проектная работа. Проект - самостоятельное планируемое и реализуемое младшими школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интереса - эмоциональный контекст другой деятельности ( игры, сказочное представление, подготовка альбома об одном из событий классной школьной жизни и т д.).Ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.

Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования:

« Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка».

Глава 1

Психолого- педагогические условия развития креативности младших школьников.

Проблема креативности является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. При всем разнообразии определений креативности ( как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т. д. ) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность- это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. В работе В. С. Юркевича «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» отмечено, что творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявление креативности носят достаточно массовый характер, и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазию, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности, творчество является одним из высших проявлений человека.

Многие исследователи (В. С. Дружинин, В. С. Юркевич, П. Торранс и др.) считают, что с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу. По мнению А. М. Матюшкина « в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. Чаще период спада приходится на этап младшего школьного возраста. Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.

  Также были сформулированы основные социально- педагогические условия развития креативности В. Н. Дружининым и Е. Е. Туником:

Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

а) гармоничность отношений между родителями и детьми;

б) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

в) общности интеллектуальных интересов членов семьи;

г) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.

Социально- педагогические условия развития креативности в школе:

А) приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;

Б) доверительные отношения в классе;

В) разрешение и поощрение множества вопросов;

Г) стимулирование ответственности и независимости;

Д) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

Е) социальное подкрепление творческого поведения.

Обобщая и анализируя изученный материал, а также из опыта работы педагогов- практиков, можно сделать вывод о том, что одним из средств развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, может стать метод проектов.

Глава 2

Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

2.1 Особенности «проектного  метода» в педагогической литературе.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Но часто происходит смешение или подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т. п. Проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже без целостной и детальной проработки. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Метод- это дидактическая категория: совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельности;  путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

Метод проектов возник еще вначале века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы научить, не просто запомнить, и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и др. обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер). Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из  разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Основная идея подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, с полученными знаниями и навыками легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, к меняющимся условиям жизни.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

Реализовать свой интерес к предмету  исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Основные принципы проектной работы:

Вариативность. Деятельность на уроках предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда используем  иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.

Когнитивный подход к грамматике. Не все учащиеся легко усваивают правила или структуры. Нужно помочь им самим поработать над ними, так исчезает страх перед грамматикой и лучше усваивается материал.

Учение с увлечением. Получение удовольствия - одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, загадки и т. д.

Личностный фактор. Ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и т. д.

Адаптация заданий. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Типология  проектов.

Обратимся еще к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Определимся с типологическими признаками:

доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п. ;

предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знания ) и межпредметный проект ;

характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный ) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта );

характер контактов (среди участников одной школы, одного класса и т. д.): внутренний, или региональный, и международный;

количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

продолжительность проекта ( краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

 

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода (пункт 1 ) можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные. Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Все сказанное, разумеется, должно соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике совместной деятельности, интересам участника проекта. При выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа.

Ролево- игровые проекты.

В таких проектах  структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Степень творчества здесь очень высокая, этот тип проекта характерен для младших школьников.

Информационные проекты.

Этот тип проектов, изначально направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении. Такие проекты также требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенной с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, проект школьной столовой и т. п.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников.

По признаку предметно- содержательной области проекта ( пункт 2) можно выделить монопроекты и  межпредметные проекты.

Монопроекты.

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы программы, например, в курсе иностранного языка, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести.

Межпредметные проекты.

Они выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить достаточно сложную проблему (например, « Культура общения»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов.

По характеру координации (пункт 3) это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией.

Проекты с открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте  в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Проекты со скрытой координацией.

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта (один из…). Например, издание сборника детских рассказов, стихотворений.

Что касается характера контактов (пункт 4), то проекты могут быть внутренними, или региональными (в  пределах одной страны), и международными.

Внутренние, или региональные, проекты.

Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран, но для их реализации требуются средства информационных технологий.

По количеству участников проектов (пункт 5) можно выделить проекты: личностные ( между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах ); парные ( между парами участников) и групповые ( между группами).

По продолжительности проведения ( пункт 6) проекты могут быть краткосрочными ( для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы ); средней продолжительности ( один- два месяца ) и долгосрочными ( до года ).

Разумеется, в реальной практике  преподавания иностранного языка в начальных классах, чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов, творческих и ролево - игровых проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

   

Этапы проектной работы.

Остановимся на таком важном вопросе, как этапы проведения проектной работы. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Данная таблица раскрывает последовательность выполнения проекта.


Этапы


Задачи


Деятельность учащихся


Деятельность учителя

1

2

3

4

1

Целеполагание



Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.


Мотивирует учащихся. Объясняет цели.



2 Планирование



Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.



Помогает в анализе и синтезе.  Наблюдает.



3

Выбор методов проверки принятых гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.


Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).



4

Выполнение





Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).




5

Защита проекта

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.



Защищает проект. Участвует в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса. Рассмотрим некоторые этапы проектной работы.

1 этап- планирование в классе. Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; способы сбора и вид необходимой информации (брошюры, иллюстрации и т. д.).

2 этап- выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся  берут интервью, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помочь детям в организации данного процесса; объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое, откорректировать и оформить материал как проект группы.

Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроке.

3 этап – возвращение в класс. На этом этапе ученики оформляют свою работу, используя ножницы, клей, карандаши и т. д.

4 этап – презентация проекта. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

5 этап – контроль. Оценка проектной работы - нелегкое дело. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Лучше не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере, не делать этого чернилами). Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа. Нужно помнить, что любой проект- это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умения выразить себя.

Заключение

Изучение материалов по теме « Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка» помогло более глубоко проанализировать проблему развития креативных способностей в младшем школьном возрасте и понять сущность метода проектов, его типологию и этапы проведения проектной работы.

В ходе работы убедились, что проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы развития креативных способностей и, именно, метод проектов является одним из средств развития креативности.

Метод проектов позволяет нам создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в « команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Несмотря на разные мнения по поводу преемственности метода проектов в младшем школьном возрасте, проектная работа, может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранным языкам, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию  креативных способностей учащегося, осознанию себя как  члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Таким образом, метод проектов является одним из средств развития креативных  способностей младших школьников на уроках  иностранного языка.

Приложение

Темы проектов, которые могут быть использованы при изучении иностранного языка в начальных классах.

1  «Алфавит»

Темы проектов:

«Превращение букв». Творческий проект направлен на развитие воображения, фантазии. Работа ведется как индивидуально, так и в группе.

Сказки, рассказы, рифмовки на буквы английского алфавита.

2 Типы чтения

Темы проектов:

Составление карточек, моделей с типами чтения гласных букв.

Сказки, рассказы о гласных и согласных буквах.

3 Проектная работа по теме «Семья» может включать такие задания:

Сделать подписи под фотографиями членов семьи;

Нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках;

Написать рассказ о жизни родителей;

Составить семейный словарь (имена членов семьи, а также можно использовать имена своих любимых домашних животных, должны располагаться в алфавитном порядке и по возможности, с иллюстрациями и рассказами о каждом из членов семьи);

Сделать семейный календарь ( включая дни рождения, торжества, семейные праздники и другие важные даты)

Как видно из таких заданий, на уроках иностранного языка дается прекрасная возможность ребятам применить  знания, а также узнать свою родословную и, конечно же, поработать вместе с родителями.

4 Тема  « День рождение»

Над проектом работают разные группы. Темы для групп:

Узнать из истории возникновения празднования дня рождения;

Планирование вашего дня рождения: приглашения, декорации, украшения помещения, игры, праздничный пирог, поздравительные открытки и т. д.

Если позволяет время и есть учащиеся, у которых скоро дни рождения, то можно обыграть данную ситуацию. Когда изучение иностранного языка выносится за пределы класса, результат будет намного выше, чем заучивание топиков наизусть и их воспроизведение на уроке.

Ролево- игровые проекты по темам: « Встреча друзей», Покупки». Составление сценок, разыгрывание ситуаций, диалогов. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

6 Творческий проект « Расскажи о себе», « Расскажи о своем друге», «Твое любимое животное». Составление рассказа с опорой на схему.

7 Проект «Составьте кроссворд». Этот творческий проект можно применять к любым темам, дети работают в группах и оформляют свою работу разными способами.

8 Проект « Письмо другу». Учащиеся работают как индивидуально, так и по группам пишут письмо, а также оформляют.

9 Проекты по темам: «Дом твоей мечты», «Дизайн дома будущего», «Жилище Хоббита».

Творческий проект « У природы нет плохой погоды», « Твое любимое время года».

11  Исследовательские проекты.  Исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах, например, Christmas,Thanksgiving Day, Halloween, Mother`s Day и т. д.

Библиография

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ИЦ « Академия», 2002.- 318с.

 Воронина Г. И., Соловцова Э. И. Обучение иностранному языку учащихся в начальных классах. - М.,2002

 Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.:

АРКТИ,2002.

Гегель И. Метод проектов // Директор школы- 1991, №3, №4.

5. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. -

2003,№5.-С. 38-41.

6.Зимняя И. Я. Психология обучения иностранным языкам в школе- М., 1991.

Зимняя И. Я., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку.// Иностранные языки в школе. – 1991, №3.- С. 9- 15.

Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.// Директор школы- М.: Сентябрь, 2003- 176 с.  (Выпуск 2).

Майорова П. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам. Издательство «Образование- Культура»,  2002.

Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М., 2002.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред.

Е. С. Полат. – М..: Издательский центр « Академия», 2000

Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000.№1.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. №2, №3.

Прохорова Л. Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников//Начальная школа. – 2003, №2.

Психологический словарь. Ростов –на – Дону.: Феникс, 2003.

Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов. – М., 1998, 2000.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

Трошина  М. Г. Развитие творческих способностей в процессе обучения // Образование в современной школе. – 2001,№3.

Яковлева Е. А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994, №5.

Ярошевский М. Г. Психология творчества в психологии // Вопросы психологии. – 1985, №6.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....

Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует совреме...