Главные вкладки

    «Повышение эффективности урока через систему использования современного оборудования и ЭОР в образовательной деятельности учителя в условиях ФГОС» ( из опыта работы)
    статья по иностранному языку по теме

    Пестина Светлана Николаевна
    В статье описывается опыт использования ИКТ-технологий на уроках немецкого языка во 2 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_rmo_2013_nem._yaz.docx32.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Закопская средняя общеобразовательная школа»

    Доклад на тему:

    «Повышение эффективности урока через систему использования современного оборудования и ЭОР в образовательной деятельности учителя в условиях ФГОС»

    ( из опыта работы)

    Подготовила: 

    Пестина С.Н., учитель немецкого языка

    Закопы, 2013

    В Концепции модернизации образования в России определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом является  подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

    Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их.

    Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствует обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в т.ч. и  иностранного языка.

    Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успешному вступлению в жизнь. За урок надо не просто дать материал, его нужно успеть закрепить и научить учащихся применять полученные знания.

    При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока. 

    При этом, современные УМК для преподавания немецкого языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивые программы, обучающие тренажеры, предлагают большой выбор иллюстративного материала. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени. 

    Внедряя в учебный процесс мультимедийные  программы и электронные приложения к учебникам, я не исключаю традиционные методы обучения, а пытаюсь сочетать  их с ИКТ на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

    Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке, обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

    Однако , применяя ИКТ на уроках, мы должны соблюдать три золотых правила: 
    1. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате. 
    2. Урок должен быть динамичным. Необходимо  разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает. 
    3. Необходимо  придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки». На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. -15 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.

    Для детей  младшего школьного возраста важна  также эмоциональная составляющая урока, поэтому принцип «игры и сказки» будет положительно влияет на результаты обучения.

    Игровые ситуации на уроках положительно сказываются на мотивации учащихся, что нужно обязательно использовать. Например, речевая зарядка в начале урока содержит следующую презентацию. На слайде за воздушными шарами скрыты вопросы. Ученик сам выбирает вопрос, отвечает на него. Кому-то из детей хочется открыть новые вопросы, кто-то не очень уверен в себе, но может повторить ответ товарища, открыв уже известный вопрос. За 1-2 минуты я  опрашиваю, таким образом, весь класс. Данный  приём можно использовать не только для речевой зарядки, но и для проверки знаний лексики, грамматики и т.д. Главное, что форма этого задания увлекает учащихся, снимает напряжение и помогает преодолеть сомнение в себе. 

           

    Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

    Наглядность  компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций.

    Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

    Поэтому самой популярной среди педагогов-предметников и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft PowerPoint, поставляемая в пакете программ Microsoft Office.

    Я подбираю презентации к урокам, по разным темам, нахожу презентации в Интернете, делаю сама. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Презентация для урока может быть сквозной, то есть использоваться на протяжении всего урока, и несквозной – применяться на каком-то этапе урока. Учитывая требования СанПиН по использованию компьютера на уроке , общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию нужно использовать фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы. 

    Большую помощь в проведении  уроков немецкого языка, оказывают  СD-диски,  входящие в УМК по немецкому языку для 2-4 классов.

           Самая распространённая форма обучения в начальных классах - фронтальная форма обучения. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:

    - для предъявления темы урока;

    - проведения фонетических и речевых зарядок;

    - ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

    - обсудить просмотренный материал с классом;

    - совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике; 

    - индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;

    - выполнить некоторые задания в группах или парах.

       

    Одной   из важных сторон  овладения иноязычной речью является изучение лексики, поэтому я уделяю ей  большое внимание.

    Н-р: при изучении темы «Моя семья» я использую одноименный ЦОР. Для введения новой лексики учащимся предлагается прослушать с аудиодиска рассказ персонажа учебника Пикси о членах семьи. Одновременно  на экран выводятся слайды с фотографиями членов семьи и новой лексикой. После прослушивания учащиеся  многократно повторяют новые слова за учителем, догадываясь о значении слов.  Для закрепления  лексики учащиеся на интерактивной доске выполняют задания типа «Соотнеси картинку со словами» (с помощью дети соединяют картинки и слова).

    Задания для проверки достижений учащихся я представляю в виде предложений или текста с пропущенными словами или фразами, которые учащиеся должны заполнить. Затем они обмениваются ответами и проводят взаимопроверку, а на интерактивной доске в пропуске по щелчку появляется правильный ответ. Для мотивации «слабых» учащихся, я иногда  вместо слов вывожу на экран картинки, помогающие понять значение пропущенных слов. 

    Младшие школьники лучше воспринимают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Поэтому предъявление  новой лексики по теме «Краски» осуществляется  при помощи готового ЭОР (используется видеоролик, взятый из сети Интернет; носители языка называют  цвета на соответствующем цветовом фоне, дети повторяют новые слова за диктором). С целью закрепления лексики,  выключив звук,  показываю слайды, обозначающие определенный цвет, а дети называют цвета (сначала читают надписи на доске, а затем без опор). 

    Мною применяются  различные задания на закрепление, употребление,  правописание немецких слов:

    • Составление слова из отдельных букв (учащиеся с помощью мышки перетаскивают буквы, проговаривают слово, запоминают правописание);

    • Употребление слова в контексте (дети вписывают в  предложения слова, подходящие по смыслу или перетягивают готовые);

    • Тренировка правописания (предлагаю задание исправить ошибки, очень любимое детьми, тренирующее к тому же орфографическую зоркость), а также целый ряд заданий, отрабатывающих основные этапы работы с лексической стороной речи: демонстрацию, закрепление, контроль.

    Для  освоения  учащимися 2-х класса немецкого алфавита использую разработанную мною презентацию «Alphabet». Обучающая презентация может быть использована как для первичного предъявления букв немецкого алфавита, так и для  закрепления. Последовательность работы с презентацией: на экран выводится буква немецкого алфавита, зачем дети читают на экране стихотворение на русском языке, посвященное данной букве, прослушивают материал с CD- диска  и только потом выполняют упражнения в рабочей тетради и учебнике.

    Для проведения физкультминуток используются фрагменты музыкального фольклора  Германии и европейской  классики,   что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором страны изучаемого языка, а, кроме того,  создать на уроке положительный эмоциональный фон.

    По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого  разработаны  презентации по таким темам, как «Дифтонги», «Буквосочетания».

    Процесс обучения чтению, как один из самых сложных на начальном этапе, можно построить таким образом, что ребёнок и не заметит сложности поставленной задачи, успешно освоив правила чтения. 
    Например, нам учиться читать помогает сказочный персонаж Мальвина. Она появляется каждый раз, когда нужно освоить очередное правило, потренироваться в чтении. Общение со сказочным персонажем создаёт положительный эмоциональный настрой, дети хотят поучаствовать в процессе, внимательно слушают друг друга и стараются лучше справиться с заданием. Таким образом, уроки чтения проходят легче, но результативнее. 

    Для слайдов подбираются максимально интересные  картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется   много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием.

    Для запоминания последовательности букв в немецком алфавите я применяю интерактивный тренажер «Расположи буквы по порядку». Кликом мышки дети выбирают нужную букву (при правильном выборе звучат аплодисменты).

    Подборка  красочного информационного материала с занимательными заданиями   позволяет сделать  уроки изучение алфавита насыщенным, доступным, запоминающимся  каждому ребёнку. 

    СD-диски,  входящие в УМК по немецкому языку являются незаменимым электронно-образовательным ресурсом для обучения аудированию. На первом году обучения аудирование направлено на распознавание речи на слух и понимание несложных рифмовок, считалок, песен, небольших текстов, а также на понимание речи учителя и партнеров по общению.

    Для разучивания песенки я использую такой алгоритм работы:

    -сначала учащиеся прослушивают аудиозапись;

    -затем на экран построчно выводится текст песенки и дети хором повторяют за учителем текст песенки;

    -чтение текста песенки по цепочке (на экран выводится текст);

    -пение песенки вместе с учителем;

    -самостоятельное пение песенки учащимися (сначала со аудиозаписью, затем под фонограмму).

    В другой ситуации учащиеся должны определить  при первом прослушивании участников беседы (кто является участниками разговора: дети, взрослые, персонажи учебника) и общую тему разговора (участники диалога знакомятся; приглашают друг друга что-нибудь сделать; рассказывают о своих любимых играх).  

    Контроль понимания прослушанного во 2 классе осуществляется в основном  в процессе беседы на родном языке. Иногда используются упражнения на соотнесение картинок, определение последовательности предложений.

    Для усвоения количественных числительных  я использовала интерактивный тренажер «Числительные» (персонажи детских мультфильмов помогают детям поймать бабочки определенного количества).

    Опыт показывает, что презентации являются отличной базой и для введения и отработки грамматического материала. Для предъявления определенных РО на интерактивной доске показываю слайды с геометрическими фигурами, которые выводятся на экран с элементами анимации. Этот прием дает возможность оживить схемы.

    При помощи презентаций   можно осуществлять проверку усвоения грамматики. Тренажер «Спряжение глагола  sein» включает несколько слайдов: сначала  детям объясняется теоретический материал, затем предлагаются упражнения на закрепление нового грамматического материала (тест на выбор правильного варианта ответа).  

    Презентации оказывают незаменимую помощь учителю при проведении уроков повторения и обобщения. Возможность использовать иллюстративный материал, готовые аудио- и видеоматериалы экономят время учителя на подготовку к уроку, делают такие уроки насыщенными и содержательными.

    Для индивидуальной помощи детям, имеющим личные  компьютеры, предоставляю  возможность использовать CD-диски и обучающую программу «Немецкий язык. Начальная школа» дома. Работая дома с данными образовательными ресурсами , ребенок получает возможность в увлекательной игровой форме легко и быстро повторить изученный на уроках материал. В случае затруднений учитель оказывает помощь.  Кроме того, детям, имеющим дома высокоскоростной интернет, рекомендую  использовать для самостоятельного изучения немецкого языка дома  серию видеороликов «Уроки тетушки Совы» (материал можно скачать с сайта www.yotube.com),

    Опыт работы с программой Microsoft PowerPoint и Интернет-ресурсами -это лишь маленький пример творческого и актуального подхода к задаче реализации преимуществ современных технологий.

    Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные презентации поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи традиционных схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке немецкого языка информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

    При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение, а именно:

    - является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать   свой творческий потенциал;

    - помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к  обучению;

    - способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

    - является средством повышения мотивации к изучению  предмета;

    - стимулирует поисковую и деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей.

       Помимо этого, внедрение в практику работы  школы инновационных технологий, призванных   формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной   коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками  иностранным языком.

       Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

    1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

    2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

    3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

    4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

    5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя. 

    Список литературы

    1. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008
    2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007
    3. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5..
    4. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе,  2000. - №№5,6.
    5. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против//Иностранные языки в школе. - 1997. - №5.
    6.  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования/Иностранные языки в школе.-2004. - №6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

    Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

    Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

    Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

    Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

    В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

    Формы и методы педагогического сотрудничества в образовательной деятельности учителя начального общего образования. (обобщение опыта работы)

    В данной статье рассматриваются основные концепции и формы педагогики сотрудничества. Особое внимание обращается на формы организации учебного сотрудничества между учеником и учителем и методы организ...

    «Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».

    С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать  своих учеников творцами учебно - воспитательного процесса. Всё это достигается с помощью новых современных методов обучения....

    «Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

    В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....