Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
статья по логопедии (1 класс) по теме

Инфантьева Оксана Ивановна

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_slovo_na_pedchteniyakh.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад выполнен учителем начальных классов Инфантьевой Оксаной Ивановной.

Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

(слайд 1)

(слайд 2)

Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
,

Конаржевский Ю.А.

Проблема речевого развития – одна из важнейших в общей и специальной педагогике и психологии, она привлекает  внимание   многих  исследователей: Лурия А.Р., Забрамная С.Д., Петрова В.Г, Певзнер М.С., Лалаева Р.И. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека.

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

Изучение особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой один из интересных аспектов общей проблемы. Оно дает возможность на фактическом материале проследить за теми глубокими и своеобразными нарушениями, которые характерны для вербального развития детей с ОВЗ, и на основе этого точнее понять роль, которую играет интеллект в формировании детской речи.

Несмотря на разработанность проблемы в целом, в ней имеется ряд недостаточно изученных аспектов. Опубликованные работы содержат недостаточное количество сведений, которые могли бы быть использованы для дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ. Это в значительной мере обусловлено тем, что недостаточно внимания уделялось длительному прослеживанию за речевым развитием отдельных учащихся.

 ( слайд 3)

Овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с ОВЗ, будет способствовать адаптационным процессам в социуме.

Поэтому проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы с использованием дидактических игр, направленной на расширение словарного запаса младших школьников с ОВЗ становится актуальной.

(слайд 4) В своей работе мы предположили, что развитие словаря у младших школьников с ОВЗ будет проходить наиболее эффективно, если разработать комплекс дидактических игр, проводимый как на различных уроках, так и во внеклассное время.

(слайд 5) Целью данной работы явилось изучение лексического строя речи у детей с ОВЗ и его развитие через создание комплекса дидактических игр, проводимых на различных уроках и внеклассных мероприятиях.

(слайд 6) Для реализации цели и подтверждения гипотезы были определены задачи исследования: (представлены на слайде)

  • изучение и анализ общей и специальной литературы;
  • выявление уровня сформированности лексической стороны речи у учащихся с ОВЗ;
  • разработка и апробирование комплекса дидактических игр по развитию словаря в урочной и внеурочной деятельности;  
  • анализ экспериментальных данных;

(слайд 7) Методы исследования: (также представлены на слайде)

  • АНАЛИЗ;
  • НАБЛЮДЕНИЕ;
  • БЕСЕДА;
  • АНКЕТИРОВАНИЕ;
  • ЭКСПЕРИМЕНТ;
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ.

Методологическую  основу   исследования  составили

- положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова и др.),

- положение о гумманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (Р.И. Лалаева, Н.П. Вайзман, В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов).

          Организация  исследования: 

Экспериментальной  базой  послужило областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 27 VIII вида города Братска Иркутской области.

С целью изучения словарного запаса учащихся с ОВЗ младших классов и установление уровня его сформированности нами было проведено обследование.  (слайд 8)-график

  • Вся методика состояла из 194 проб, в том числе:
  • 134 – на проверку экспрессивной речи,

           60 – импрессивной

В своем исследовании мы использовали методики Лалаевой Р.И., Е.А.Стребелевой, Фотековой Т.А., Фуреевой Е.П.

(слайд 9)-диаграма

Ответы учащихся с ОВЗ характеризуют:

1.недостаточность речемыслительной деятельности;

2.бедность словарного запаса;

3.узость семантического поля.

Таким образом, у всех испытуемых страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, словарь сформирован хаотично, неорганизованно.

Таким образом, результаты легли в основу нашей работы.

(слайд 10)

В дальнейшем была проведена коррекционная работа по развитию лексической стороны речи младших школьников с ОВЗ в процессе разных видов деятельности (на уроках: русского языка, чтения, развития речи и свободной деятельности: классные часы, прогулки).

Создание комплекса игр по расширению словарного запаса детей, а также апробирование его в учебном процессе.

Игры, применяемые на уроках и во внеклассное время многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. На наш взгляд, можно выделить следующие основные группы игр: (слайд 11)

1) дидактические игры;

2) игры с дидактической задачей;

Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика подбирается согласно учебного плана.

дидактические игры подразделяются на:

(слайд 12)

а) словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. (слайд 13)

 Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. (слайд 14)

Обставляем комнату мебелью в игре «Переехали на новую квартиру» 

(слайд 15)

б) графический диктант. (слайд 16) Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а один из них на классной доске пишет  текст. Либо из общего количества букв нужно выбрать и записать названия животных.

(слайд 17)

в) графическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают текст, в котором вместо изображенных объектов вписывают их названия.

(слайд 18)

Давайте и мы с вами попробуем это сделать.

(слайд 18)- Молодцы!

(слайд 19)

г) определение предметов и явлений по описанию. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки предметов и явлений, подходящих под описание, выступают в роли специалистов-экспертов. Например, игра «Назови цвета».

(слайд 20)

(слайд 21)

игры с дидактической задачей:

а) настольные игры: ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и т.п.

Настольная речевая игра – одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцировано подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

 (слайд 22)

А сейчас вам предстоит выполнить очень сложное задание, ночью был ужасный ветер, он перепутал все буквы в словах, кроме первых – они правильные. Помогите буквам встать на свои места, тогда мы узнаем, какие слова здесь были зашифрованы.

(слайд 23)

б) подвижные речевые игры

Игры не требуют сложного оформления, можно использовать лишь детали костюмов, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

(слайд 24)

в) деловые игры

примером деловой игры, вводимой чаще всего в урок, являются игры-путешествия, игры-клубы.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

(слайд 25)

г) интеллектуальные игры

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся  так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

Отгадывание загадок младшими школьниками с ОВЗ можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.).

Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры требуют употребления различных лексико-грамматических структур, следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и образно.

Давайте попробуем решить несколько таких задач-загадок.

(слайд 25)  Молодцы!

(слайд 26)

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представлять какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это «мертвый груз».

(слайд 27)

Ребенок может писать, читать, отвечать на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Безусловно, он усваивает какую-то информацию, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

(слайд 28)

 Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к языку как учебному предмету.

(слайд 29)  При этом не стоит забывать, что дидактическая игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

(слайд 30)

В основу методики для эффективного развития словарного запаса детей были заложены принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению.

Таким образом, проведя количественный анализ показателей состояния уровня словарного запаса, обнаружили существенную разницу в динамике развития лексикона в начале и в конце нашей работы. (слайд 31) Игра активизирует деятельность учащихся, способствует увеличению словарного запаса, четкости и образности высказывания, а также способствует развитию их личностных качеств. (слайд 32)

Это дает основание для оптимистического вывода о том, что специальная коррекционно-подготовительная работа, а именно комплекс дидактических  игр, оказывает существенное влияние на расширение уровня словарного запаса младших школьников с ОВЗ, что обеспечивает в дальнейшем их успешное овладение речью.

Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения, которые выступают как фактор повышения качества образования в начальной школе.

(слайд 33)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках                         1991. – 176 с.
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной      школе. М.: - ВЛАДОС, 1999. – 320с.
  3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Академия, 2000. – 400с.
  4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в общении детей. – М., 2001.
  5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 270с.
  6. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.: Библиополис, 1996.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. – 225с.
  8. Бельтюков В. И. Пути исследования механизма развития речи  // Дефектология. – 1984. - №3. – с.24-32.
  9. Буслаева Е. Н.  Развитие фонематического  восприятия умственно отсталых школьников младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М. 2003.
  10.  Буслаева Е. Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Дефектология. - 2002. - №2.
  11. Воронкова В. В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов: Автореф. … д-ра пед. наук. – М., 2001. – 47с.
  12. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 400с.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л. Как звучат слова. Популярное пособие для детей и родителей. Ярославль, Изд-во «Академия развития», 1997. - 16 с.
  14. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2004 г.
  15. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  16. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.: ACADEMIA, 2004.
  17. Данилкина Г.И. Об изменении содержании устных связных высказываний учащихся младших классов вспомогательной школы. М., 1991. – 142с.
  18. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. М.: Междунаро. пед. акад., 1995.
  19. Дефектология: словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996. – 250с.
  20. Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. М., - 250с.
  21. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991.
  22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Если Ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
  23. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994.
  24. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993. – 300с.
  25. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX века. М., 1995. – 400с.
  26. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1994.
  27. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых 5-6 классов. – СПб.: КАРО, 2005. – 240С.
  28. Карлеп К.К. Обоснование содержания и методики обучения родному языку во вспомогательной школе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тарту, 1993. – 103с.
  29. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.
  30. Коренев А.Н. Как научить ребёнка говорить читать и думать. Санкт-Петербург, Паритет, 2001 г.
  31. Kоренев А.H. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ»., 1997.
  32. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
  33. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.
  34. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  35. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
  36. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  37. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. М., 1992. – 365с.
  38. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева

[и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 240с.

  1. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1998.
  2. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., «Педагогика», 1977. – 200с.
  3. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997. – 240с.
  4. Селиверстов В.М. Речевые игры с детьми. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994. – 245с.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение,1989.
  6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000 – 176с.
  7. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушение речи у школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208с.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
  9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

Применение методов нейростимуляции в работе логопеда и дефектолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются некоторые методы нейростимуляции, которые могут быть использованы логопедом и дефектологом в начальной школе. Воздействуя на разные каналы восприятия информации, эти мето...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...

Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует мн...