Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
методическая разработка (2 класс) на тему

Горшкова Людмила Николаевна

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья на  уроках.

       Коммуникативные функции речи у детей формируются и совершенствуются в процессе общения. Поэтому главной задачей  для меня   является организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый ученик мог развиваться, общаться  с другими детьми, совершенствовать свои  речевые умения и навыки. В процессе работы я столкнулась с некоторыми трудностями. В нашем классе среди детей встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимая обращенную речь, не владеют самостоятельной. Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода.

Более 50 % детей пользуется простой фразой (в большинстве случаев с большим количеством грамматических искажений), не умеет передать в речи ни элементарных желаний, ни просьб, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный вопрос. Их фразы, по существу, являются набором слов. Речь, состоящая из таких фраз, – пустая, без всякого содержания, бессмысленная, не соотнесенная с выполняемым ребенком действием. Словарь детей очень беден, в ряде случаев он ограничивается обиходными словами.

    Младшим школьникам плохо удается взаимодействие с  взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают.

       Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, как утверждают дефектологи А.К.Аксенова и В.В. Воронкова,  степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.  

     Существует несколько путей формирования коммуникативных навыков.

    Одним из  них  является игра. Дети- актеры от природы .  Игра заложена в самой сущности ребенка, через игру он познает мир и учится вступать в общение с другими  людьми.  Я замечаю, что  в процессе игровой деятельности дети ведут себя естественно, независимо, проявляют свои способности (творческие, учебные), они помогают друг другу решать поставленные задачи.  

      На уроке я использую такие игры, которые требуют совместной деятельности:  

- Игра «Собери слово» (детям   предлагается собрать слово  по картинкам );

-«  Третий лишний» (дети вместе определяют лишнюю картинку, где нет звука –н-);

-«Для зимы и лета» (разложить картинки под символами с изображением зимы и лета);

 -« Что для супа, что для компота?» (разложить овощи и фрукты около кувшина и кастрюли);

- «Сад и огород  козы Лизы», «Клоун «Рома»  (классификация овощей и фруктов);  

. « Чудесный мешочек»  (по схеме последовательно  описывают предметы);  

-   «Угадай, кто я?» (ребята отгадывают, в кого «превратился» их товарищ).  Игровые моменты используются на всех уроках, а также во внеурочной деятельности.          

    Другим, не менее важным, методом является театрализованная деятельность. Дети   знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. На уроках я предлагаю детям разыграть стихи, песенки, инсценировать  сказки (Репка, Теремок, Колобок,  Лиса и кувшин , Рак и Лиса, и др.) Для этого мы распределяем роли, обсуждаем героев, их поведение, разучиваем реплики,  отрабатываем  мимику и жесты.  Дети с удовольствием перевоплощаются в тот или иной образ. В процессе инсценировки дети чувствуют себя свободно,   они активно общаются друг с другом, задают вопросы, дают ответы, а что самое главное, их речь становится более четкой, связной и последовательной.

      Следующим эффективным методом я считаю пересказ. У младших школьников снижена активность в общении. Более сложным оказываются рассказ по картинке, пересказ с опорой на схему-предложение, пересказ с опорой на схему, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного. Это удается им сделать лишь при помощи вопросов и подсказок, гимнастических упражнений и массажей для мелкой и артикуляционной моторики. Например,  при обучении рассказыванию по картине  я использую следующие методические приемы:

  • образец рассказа педагога по картине или ее части,
  • наводящие вопросы,
  • предваряющий план рассказа,
  • составление рассказа по фрагментам картины,
  • коллективное сочинение рассказа детьми.

       Развитие коммуникативных умений у школьников проходит не только на уроках чтения, письма, развития речи, но также на уроках  изобразительного искусства и трудового обучения. Перед выполнением работы мы с детьми составляем план изготовления поделки, проводим беседу по картинке. У каждого ребенка есть возможность представить свою работу. В конце урока дети анализируют свои  поделки, рисунки,  рассказывают о примененных материалах, красках и т.д.

     Таким образом, игра, театрализация, беседа и пересказ превращают учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая положительные эмоции у детей и развивая их коммуникативные  качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при работе со сказками.

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Для "сказочного" настроения педагог может "изменить"внешность,добавить сказочный элемент или обыграть любой имеющ...

Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья - единая цель для специалистов ДОУ и ОУ

Как избежать дисграфии и дислексии в школе? Как связаны речь и интеллект? Зачем идти в логопедический детский сад?  Эта статья поможет посмотреть на развитие устной речи в дошкольном возрасте как...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР),   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной ко...