Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
статья по логопедии по теме

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная)     общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»                              

Использование коммуникативно-развивающей технологии для развития коммуникативной функции младших школьников с нарушением слуха

Все знают, что рождение языка в природе - природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок с нарушением слуха никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Язык рождается только в общении.

 Целью коммуникативно-развивающей технологии является развитие языковых и речевых способностей, умений и навыков, культуры речевого общения, разработка способов овладения младшими школьниками с нарушением слуха практического общения в различных жизненных ситуациях. Развитие устной монологической речи в младшем школьном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Мы выделяем четыре приоритетных направления психолого- педагогических проблем обучения языку и развитию речи, которые между собой взаимосвязаны:

  1. Структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
  2. Когнитивное (формирование способностей к элементарному осознанию языка и речи);
  3. Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);
  4. Рефлексивное

Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическим, грамматическим, лексическим), но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Знакомство с культурой общения осуществляется на нескольких уровнях. Объектом изучения становятся слова, фразы с неповторимой семантикой: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, крылатые слова и выражения.

Лексические и грамматические особенности слов мы реализовываем через различные ситуации или блоки. Блок-это тема, рассчитанная на одну или две недели, которая проходит через все режимные занятия. Предлагаемая коммуникативно-развивающая технология построена на материале бытовых тем (блоков): «Знакомство», «Семья», «Вежливые слова» и т.д.  Эта технология,  основанная на блочной системе планирования, в конце года дает следующие результаты:

-дети усваивают:

  • Наименования верхней одежды (тема «Одежда»)
  • Колорит цветовых прилагательных (тема «Цвета»)
  • Наименования флоры и фауны (тема «Растения», «Животные»)
  • Национальную кухню (тема «Еда. Продукты питания»)
  • Наименования посуды (тема «Посуда»)
  • Особенности восприятия времен года (тема «Времена года»)

Коммуникативно-развивающая технология не ставит основополагающей целью изучение грамматики, но во время изучения ситуативных тем даются некоторые сведения по грамматике языка. С позиций коммуникативного подхода детям предлагаются практически одни и те же темы с выделением коммуникативного инварианта, подлежащего усвоению; лексическая наполняемость каждой темы зависит от возраста детей. В качестве коммуникативного инварианта определены для каждой из групп формулы речевого этикета и формулы, сопровождающие коммуникативное взаимодействие педагога и ребенка.

Немаловажную роль для речевого и коммуникативного развития в младшем школьном возрасте играет общение ребенка в семье, где он в большей степени реализует свою коммуникативную и речевую инициативу.

Положительная сторона данной технологии – положительный настрой. Комфорт создается педагогом путем элементарных игр. Каждому ребенку в течение занятия предоставляется возможность выступить в какой-либо роли, в зависимости от тематики и содержания занятий. В младшем школьном возрасте это могут быть роли из сказок, различные ситуативные игры. («В магазине», «В библиотеке» и т.д.)

В повседневной жизни в условиях игры дети упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют речевую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала, средством приобщения к культуре родного языка. Успех предложенных игр во многом зависит от простых и ясных инструкций учителя. Он предлагает детям самим придумать окончание игры; напоминает детям о пройденных речевых оборотах, общеупотребительных фразах родного языка. Все занятия в предложенной технологии построены по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

Таким образом, развитие коммуникативной функции младших школьников с нарушением слуха, является базовой на данном этапе развития детей. Необходимо не только обогащать и расширять их словарный запас, но и прививать интерес, желание к общению на языке, средствами родного языка повышать мотивацию к общению на языке. Этого и позволяет добиться коммуникативно-развивающая технология.

   

 Подготовила: учитель начальных классов Еговцева Юлия Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Использование компьютерных тренажёров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха.

Дети с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье отражены особенности словесной речи глухих младших школьников. Указано, что эти дети спонтанно не могут овладеть навыками общения. Предложена технология психокоррекционной работы. Она отражае...