Главные вкладки

    Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Западнова Анастасия Михайловна

    Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommunikativnaya.docx21.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коммуникативная функция речи - использование речи для сообщения другим какой - либо информации или побуждения их к действиям.

    Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная  сформированность речи школьников с ограниченными возможностями здоровья существенным образом влияет на становление их дальнейшей адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать  и передавать полученную информацию посредством речи.

    Речь детей с нарушением интеллекта с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

    Наличие дефектов произношения у ребенка оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи.

    Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития ребенка с нарушением интеллекта и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

    Формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его коммуникативных умений возможно лишь при целенаправленном обучении и воспитании. Поэтому задача школы VIIIвида  - создать условия, для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся, которые обеспечили бы дальнейшую социализацию.

    Коммуникативные умения, сформированные  на уроках, ребёнок должен закрепить во внеурочной работе:

    • Проведение бесед.
    • Организацию игр, моделирующих реальные ситуации, которые способствуют формированию определенных знаний и умений, связанных с коммуникативными процессами.
    •  Разбор воображаемых ситуаций.
    • Проведение экскурсий.

    1.Так как урочная и внеурочная деятельность тесно связаны между собой, во время классного часа проводится, например, беседа- обсуждение вопроса о дружбе с героем литературного произведения или фильма.

     С кем хотел подружиться?  

    Почему? Какие качества привлекают в герое?

    (Дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут придти на помощь в трудную минуту.).

     А кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

      А чем могут помочь телевизионные и литературные герои?     (Делается вывод, что помогают в трудную минуту близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации).

    В ходе таких занятий у них развивается мышление, внимание, эмоции, память и речь, познавательные способности.

    2. Организация игр, моделирующих реальные ситуации.

    Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

    Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Модель реальных ситуаций должна соответствовать этим характеристикам и иметь определенную структуру. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации,  выражающихся в  репликах, действиях. Применение этого методического приема на занятиях позволяет решать ряд важных задач.

    Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей (например, о продовольственных магазинах и магазинах промышленных товаров и их отделах, правилах покупки товаров в них, об услугах ремонтно-бытовых мастерских, приемных пунктах прачечных, о различных видах городского и междугородного транспорта, правилах поведения в транспорте и т.п.), накапливать практически опыт их использования.

    Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того чтобы человек обратился к другому с определенной целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умение сформулировать обращение, просьбу или вопрос. Для успешного общения необходимо умение вести себя адекватно ситуации, знание определенных правил поведения, наличие опыта общения с незнакомыми людьми.

    Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того,   замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону.

    Предлагаемые ученикам модели реальных ситуаций различаются не только по содержанию, но и по степени сложности. Исходя из характеристики модели реальной ситуации, можно выделить ситуации трех степеней сложности:

    *   Первый, наиболее простой уровень сложности предполагает ситуацию, в которой участвуют всего два человека. Они выполняют одно-два простых действия с использованием односложных реплик, таких как «спасибо — пожалуйста», «здравствуйте — до-свидания», «простите — пожалуйста» и т.п.

    *   Второй уровень сложности имеет ситуация, в которой участвуют несколько человек. Они выполняют несколько действий и сопровождают действия репликами.

    *   Третий уровень сложности — это несколько ситуаций на общую тему. Участвует группа ребят, обменивающихся репликами и выполняющих разнообразные действия.

    Моделирование реальных ситуаций даст большой положительный эффект в том случае, если будут предусмотрены подготовительная работа и правильное руководство игрой со стороны учителя. Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно на начальном этапе обучения, не могут самостоятельно разыгрывать предложенный сюжет, ведут себя скованно, не могут придумать реплик, соответствующих роли, вступить во взаимодействие с партнерами.

    Это связано с особенностями психофизического развития детей, в первую очередь с плохо развитым воображением, недоразвитием речи и целенаправленной деятельности, а также весьма ограниченным объемом знаний и опыта игровой деятельности.

    3. Разбор воображаемых ситуаций.

    Детям рассказывается ситуация и предлагается обсудить её, высказать своё отношение, сделать выводы. Например,

    • Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
    • В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить Оля?
    • Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька». – «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня. Как вы думаете, права ли Таня?
    • Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как  поступаете дальше?

    Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

    4. Проведение экскурсий.

    Проведению учебных экскурсий в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделяется большое внимание. Своеобразие познавательной деятельности не обеспечивают ученикам с нарушением интеллекта полноту и правильность сведений и представлений об окружающем мире. Их понятия часто бывают неполными, неточными, могут смешиваться по случайному сходству. Поэтому проведение экскурсий является обязательной формой учебного процесса.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

    В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

    Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

    Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

    Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

    Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

    Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

    Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

    ВЛИЯНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VIII ВИДА

    Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенны...

    Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

    Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....

    Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

    Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...