Особенности развития внимания и восприятия у младших школьников с нарушением слуха.
учебно-методический материал на тему

Виноградова Дарья Владимировна

Выступление на родительском лектории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление105.31 КБ
Файл Памятка для родителей2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания и восприятия у младших школьников с нарушением слуха.

Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу слабослышащего ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими. А между тем необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Как следствие, психическая и интеллектуальная деятельность слабослышащего ребенка зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными. Это обстоятельство может служить препятствием к освоению тех учебных навыков, которые требуют применения разнообразных и комбинированных действий.

Для учащихся с нарушением слуха гораздо большее значение, чем для учащихся с нормальным слухом, имеют зрительные раздражители. Следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Например, восприятие речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Кроме того, такая особенность восприятия слабослышащих обучающихся требует от преподавателя фиксации на собственной артикуляции. Поэтому и для преподавателя, и для обучающихся учебный процесс связан с крайним напряжением внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. Это, в свою очередь, становится причиной снижения скорости деятельности и увеличения количества ошибок.

Продуктивность внимания у слабослышащих обучающихся в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче для слабослышащих выделить информативные признаки предмета или явления.

Психическое развитие слабослышащих  детей также отличается от нормы нарушением пропорций. Так, письменная речь у них преобладает над разговорной и, соответственно, наглядно-образное мышление — над словесно-логическим. Полноценное наглядно-образное мышление служит основой для формирования словесно-логического мышления. Однако, как правило, словесно-логическое мышление у слабослышащих развивается позже по сравнению с нормой. Сроки развития зависят во многом от степени поражения слуха. Например, у глухих и слабослышащих с тяжелой степенью поражения слуха формирование словесно-логического мышления завершается к 17 годам и даже позднее. Следовательно, к моменту поступления в образовательные организации профессионального образования процесс формирования словесно-логического мышления, которое является основой для успешного усвоения учебного материала, может оставаться незавершенным. При более легких формах поражения слуха, когда развитие слабослышащего человека не имеет дополнительных отклонений, во время обучения в образовательной организации профессионального образования эта особенность мышления проявляется, в основном, в процессе решения сложных задач. Таким образом, нужно еще раз подчеркнуть, что слабослышащие обучающиеся особенно нуждаются в наглядном материале в процессе обучения. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков и тому подобным наглядным материалом.

 Из-за таких особенностей интеллектуальной сферы слабослышащих, как замедленное развитие мыслительных операций, в частности операций анализа, синтеза, абстрагирования, у них наблюдаются трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности и освоения учебных навыков они стремятся как можно скорее получить результат, т.е. достичь цели. Однако им не хватает сосредоточенности, умений соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом и проанализировать причины трудностей. Проблемы при овладении учебными навыками обычно связаны с тем, что обучающиеся в стремлении быстрее получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Кроме того, дети с нарушением слуха, как правило, не осознают обязательности достижения поставленной цели. Таким образом, перед родителями и преподавателями помимо задачи обучения стоит задача воспитания у слабослышащих детей положительного отношения к труду и формирования у них соответствующей мотивации.

Для того, чтобы ребенок был внимательным, его нужно тренировать посредством специальных упражнений, которые помогут в дальнейшем любому младшему школьнику быть сконцентрированным, усидчивым, собранным.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную. Это особенно важно с учетом того, что в мозг каждого ребенка поступает множество сигналов из внешнего мира, которые он должен обработать. Упражнения на развитие внимания у младших школьников нацелены на то, чтобы помочь им в восприятии учебного материала.

1. Упражнения со словами. Смысл его в том, чтобы рассказать ребенку небольшой рассказ, где вы договоритесь с ним о запрещенных словах. Например, нельзя называть тот или иной цвет, растение и т.д. Далее в рамках игры ребенку задают вопросы по рассказу, но потом внезапно задаю вопрос, ответом на который является запрещенное слово. Если ребенок внимателен и помнит те слова, которые не нужно называть, то он либо заменит это слово другим, либо скажет, что такой ответ запрещен. Это значит, что ребенок все время помнил о запрещенных словах, и даже попытки запутать его не удались.

2. Упражнение с мячом или "Съедобное - несъедобное". С детьми проводится игра следующего рода: они становятся в круг и затем ребенку кидается мяч с одновременным произнесением определенного продукта питания или любого другого предмета на ваш выбор. Если это съедобно, ребенок ловит мяч и возвращает его кидающему, если же несъедобно – мяч следует отбить, но никак не ловить.

3. Упражнение «Подчеркни букву». Ребенку дается текст (небольшой фрагмент), в котором ему нужно подчеркнуть определенную букву. Например, во всем тексте нужно подчеркнуть все буквы «о». После работы с текстом нужно подсчитать количество подчеркнутых букв и не подчеркнутых, это поможет определить уровень внимания. Цель упражнения – добиться подчеркивания всех заданных букв. В дальнейшем можно постепенно увеличить длину текста. Подобного рода упражнения на развитие внимания у младших школьников особенно эффективны, т.к. за их счет еще и увеличивается техника чтения.

4. Упражнение "Спрятанное слово" или "Угадайка". Ребенку загадывается пословица, которую он знает. Громоздкие и непонятные пословицы лучше не давать. Для того, чтобы он ее разгадал, можно называть абстрактные предложения, в которые входят содержащиеся в пословице слова. Обычно уже первые два-три предложения могут направить ребенка к верному ответу. Подобное упражнение можно проводить и со "спрятанными" буквами письменно, только теперь вместо записывают на листе слова в предложении со скрытой буквой.

5. Упражнение «Добавь слово». Ребенок и второй игрок (родитель, учитель, одноклассник) называю слова по очереди – города, овощи, животных. Важно запомнить очередность слов и правильно повторить их с добавлением последующего слова. Тренировать нужно с постоянным усложнением, чтобы ребенок увеличивал результат.

6. Упражнение «Перепутанные цвета». Суть такого упражнения состоит в том, что ребенку дается карточка с названиями цветов, которые изображены другим оттенком. Например, слово «синий» написано красным, «белый» - черным. Ребенку нужно назвать цвета, которыми написаны слова. При этом школьники зачастую путают смысл слова с заданием, поэтому поначалу сбиваются при выполнении задания. Их задача – внимательно смотреть на цвет и называть его, а не читать слово.

7. Упражнение на память и внимание. На стол положите несколько предметов, не связанных между собой – мячик, фломастер, карандаш, нитки, стакан, монету и т.д. Младшему школьнику достаточно от трех до пяти секунд, чтобы посмотреть на предметы и запомнить их. Дальше ребенок отворачивается и перечисляет предметы, которые он видел на столе. Не стоит расстраиваться, если не будут названы все предметы – упражнения на развитие внимания у младших школьников требуют терпения и от родителей, и от педагога. Зато после первых успехов можно усложнить задачу – добавляя количество предметов, уменьшая время.

8. Упражнение «Не собьюсь». Ребенку предлагается посчитать до тридцати с условием – вместо одной из цифр говорить фразу "не собьюсь". Например, это может быть каждая третья цифра, цифры 3 и 8 (выбираются любые). Задача довольно сложная, ребенку нужно постоянно держать в памяти заданные цифры с поставленной задачей и постараться ненароком не обмолвиться.

9. Упражнение «День рождения». Несколько детей (лучше 6-8 человек) садятся в ряд и по очереди называют дату своего рождения. Последующий ребенок должен назвать все даты, которые говорили перед ним и добавить свою. За ним повторяют остальные. В этом упражнении развивается не только внимание, но и память. А вообще играть в эту игру можно не только используя дни рождения, но и любые слова, которые могут прийти игрокам в голову. Может получиться достаточно весело.

10. Упражнения на описание. Игры на развитие внимания для младших школьников особенно хорошо проводить среди группы одноклассников. Вот одно из заданий, которое лучше всего подходит для подобных коллективов. Задача состоит в том, что один из детей должен описать свой класс. Остальные одноклассники слушают его и добавляю те детали, которые он пропустил. Можно среди подробностей вспомнить количество парт в ряду, имя соседа слева через две парты, цвет книжного шкафа и т.д. Чем больше новых предметов будут добавлять дети, тем лучше.

11. Упражнение «Убери лишнее». Составьте ребенку список знакомых вещей, например, предметов из его комнаты. Предложите ему внимательно просмотреть список и убрать те вещи, которых нет в его комнате. В список можно включить абсолютно неподходящие вещи – холодильник, велосипед и т.д. Вторая группа вещей, внесенная в список, может находиться в комнате, но признаки у таких предметов следует слегка изменить. Например, вместо розового будильника напишите синий, вместо толстого альбома – тонкий и т.д. В списке должны быть перечислены и правильные предметы. Поначалу ребенок может вычеркнуть только совершенно абсурдные предметы и совсем пропустить небольшие неточности. Попросите его внимательно пересмотреть список и добейтесь правильных исключений.

12. Упражнение «Запомни последовательность». В расчерченный на клетки лист (можно использовать три на три клетки, четыре на четыре) впишите любые цифры, только не по порядку. Например, первая пишется цифра семь, потом три, потом пять и так далее. Когда весь трафарет будет заполнен, уберите его и попросите ребенка назвать очередность, в которой писались цифры.

Развитие восприятия.

1.Упражнение “Дорисуй фигуры”

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Работа с остальными бланками проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

 2. Упражнение «Что не подходит?»

Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя.

восприятие

3. Упражнение «Найди, что спрятано на рисунке»

Инструкция: найди спрятанные предметы.

4. Упражнение “Лабиринты”

Цель: развитие тонкой моторики.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики и просят его карандашом провести путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”.

5. Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, малкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки, образец узора.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор. При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

6. Задание “Разные дома”

Цель:

Научить ребенка сравнивать рисунок и чертеж предмета.

Материал:

  1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Ребенку предлагаются 4 схемы.
  1. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п. (см. Бланк)

Руководство:

Взрослый рассказывает ребенку, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Ребенку предлагается рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Взрослый показывает ребенку первую схему и картинку к ней. Ребенок находит ошибку. Затем взрослый показывает следующую картинку к этой же схеме, потом – третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно еще 3 картинки. Если ребенок не может найти правильный ответ, взрослый помогает ему. Точно также рассматриваются остальные рисунки и чертежи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.

В статье  описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст  детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...