Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
статья

Воропаева Ирина Юрьевна

В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных процессов у данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitite_1.3_i_1.4_statya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга

Статья

«Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ».

Выполнила учитель коррекционно-развивающих занятий

Воропаева Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург


Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их нарушений. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Проблема своеобразного развития всех познавательных процессов детей с нарушением слуха являлась актуальной. Наряду с ранним выявлением детей с нарушением слуха, появляется все больше количество детей со сложным дефектом. Зачастую нарушение слуха сопровождает нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата в разной степени, существенные нарушения психосоматического состояния ребенка.

Введение специального образовательного стандарта ФГОС НОО ОВЗ предполагает выделение нескольких вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. В частности, для обучающихся с нарушением слуха, а именно глухих детей, имеющих нарушения психосоматического развития, выделяются  варианты 1.3, 1.4. У детей, обучающихся по данным вариантам, отмечается серьезное отставание в развитии познавательной сферы, что требует введение дополнительных коррекционных занятий.

Хотелось бы сказать несколько слов, какие дети относится к категории обучающихся по варианту 1.3 и 1.4

Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся.

По варианту 1.3 обучаются глухие дети с интеллектуальной недостаточностью, а именно: глухие дети с легкой формой интеллектуального нарушения (умственной отсталости) и глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.

Для глухих обучающихся данной категории характерны особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития. Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальных условий организации педагогического пространства.

Особые образовательные потребности глухих обучающихся:

 • формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;

• формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;

• повышение уровня общего развития;

• коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение;

• обеспечение формирования жизненных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся.

В соответствии с АООП НОО для глухих детей (вариант 1.3) вводится специальный коррекционно-развивающий курс «Развитие познавательных процессов»

Коррекционная программа данного курса направлена на развитие познавательной сферы, а также всего комплексного личностного развития глухого школьника со сложной структурой дефекта.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие различных видов мышления: • Развитие наглядно-образного мышления; • Развитие словесно-логического мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).

-Формирование произвольных психических процессов.

-Формирование речевого поведения.

Содержание коррекционной работы.

  1. Коррекция памяти: вырабатывать навык прочного запоминания; постепенное увеличение объема памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно-логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; тренировать прочность и точность запоминания.
  2. Коррекция внимания: воспитывать целенаправленное внимание; воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность; расширять объем внимания.
  3. Коррекция ощущений, восприятий, представлений: работать над расширением зрительных восприятий, восприятием и осмыслением изображенного на картине; развивать зрительное восприятие
  4. Коррекция мышления: классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака; называть группы предметов (однородных) обобщенными словами; конкретизировать понятия.
  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки нравственных и культурных потребностей; воспитывать аккуратность и на-стойчивость в выполнении упражнений.
  6. Развитие моторики: развивать общую и мелкую моторику; обучать пальчиковой гимнастике; развивать артикуляционную моторику.

Основным содержанием занятий по программе  являются:

  1. дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  2. упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  3. пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  4. игры  на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится  с использованием разнообразных дидактических игр,  занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Формирование мышления и речевого развития осуществляется в тесной связи с программой по общеобразовательным предметам, индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи и внеклассным занятиям. Речевой материал по основным темам, которые предлагаются в данное время на уроках, совпадают с темами и речевым материалом этих занятий.

Темы и содержание занятий, тематический речевой материал подбирается согласно концентрическому принципу обучения. Для эффективности обучения используются различные виды и формы речи (устная, устно-дактильная, письменная, естественные жесты). Соотношение выбора приоритета той или иной формы речи изменяется по годам обучения и зависит от индивидуальных особенностей развития каждого учащегося. Важно сформировать у этих детей навыки слухо-зрительного восприятия и устного воспроизведения речевого материала.

Работа на занятиях проводится  индивидуально. Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся (вариант 1.4.)

Эта группа глухих детей, имеющих тяжелые первичные нарушения,  неоднородна по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии. Уровень психофизического развития детей с ТМНР невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и  уровнем развития глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений.  Тяжелые органические нарушения, обусловливающие выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций,  движения, поведения, коммуникации, в  значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Уровень психического развития детей данной группы  зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления  каждого из отклонений, характера и степени выраженности  каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также  от сроков и качества коррекционной помощи.

Особенности психического развития таких детей  проявляются  в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено  чувственное познание, восприятие детей  характеризуется  недифференцированностью,  фрагментарностью, оно  не может быть основой для формирования  представлений об окружающем мире.   У детей данной группы не формируются  представления и понятия, не устанавливаются   логические связи, для их мышления характерна  инертность, регидность, чрезмерная конкретность.

У большинства  обучающихся выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у  одних детей в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других - вялости, пассивности. У всех  глухих обучающихся с выраженной  умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.

Особые образовательные потребности

глухих обучающихся (вариант 1.4.)

Особенности психофизического развития  детей с ТМНР определяют  специфические образовательные потребности, к которым относятся:

  • организация максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться после сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;
  • использование специфических методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  •  более дифференцированное, "пошаговое" обучение по сравнению с  глухими детьми, обучающимися по другим вариантам стандарта;
  • формирование потребности в общении, овладении средствами  коммуникации  с детьми и взрослыми;
  • специальное обучение «переносу» сформированных умений в новые  практические ситуации взаимодействия с действительностью;
  • специальная организация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений;
  • комплексный характер взаимодействия специалистов в связи с необходимостью коррекции множественных нарушений;
  • психологическое сопровождение семьи обучающегося, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

В соответствии с АООП НОО для глухих детей (вариант 1.4) вводится специальный коррекционно-развивающий курс «Познавательное развитие».

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие познавательных процессов,  представлений об окружающей действительности; коррекцию личностных особенностей обучающихся.

 Основные направления коррекционной работы:

  • Совершенствование сенсомоторного развития. Развитие  различных видов восприятия.
  •  Развитие познавательных процессов.
  •  Обогащение представлений об окружающем мире.
  • Развитие средств общения в речевой и неречевой формах.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
  • Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Структура программы коррекционных занятий по познавательному развитию  включает в себя следующие разделы:

Сенсорное воспитание. Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Коррекционно–развивающая работа направлена на формирование у детей базовых способностей слухового восприятия: умение вычленять разнообразные звуковые сигналы; обогащение представлений о неречевых звучаниях окружающего мира, воспитание поведения, учитывающего ориентацию на доступные неречевые звуки. Работа строится в двух направлениях: обучение восприятию звучаний музыкальных инструментов / игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна и др.), и обучение восприятию неречевых звуков окружающего мира (бытовых и городских шумов, голосов птиц и животных и др.).

Развитие познавательных процессов. Развитие произвольного внимания, его объема.  Развитие наглядного мышления. Использование различных орудий и приспособлений ( палка, совок, веревка и др.) для решения задач в игровой и практической деятельности. Создание проблемных ситуаций, в которых необходимо найти решение проблемы (извлечь пуговицу из-под дивана,  достать упавший в лужу мяч и т.д.) Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления на доступном материале: группировка предметов и картинок по определенным признакам, со сменой оснований. Развитие словесно-логического мышления (с учетом возможностей детей).  Развитие наглядной памяти на доступном детям материале. Проведение игр на запоминание различных символических средств ( пиктограмм,  bliss-символов, жестов), речевого материала.  

Обогащение представлений об окружающем мире. Формирование  познавательных интересов, любознательности. Обучение умению задавать вопросы «Что это?», «Для чего нужно?», выявлять свойства и функции предметов, использовать  в деятельности. Обогащение представлений об окружающем природном мире.

Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом,  двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город, страна», «Транспорт».        В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Развитие средств общения в речевой и неречевой формах. На индивидуальных коррекционных занятиях проводится дополнительная работа по развитию средств коммуникации в том случае, если обучающийся не  овладевает ими на уроках, вместе с другими учащимися в классе. Необходимо обучение всем доступным ученику неречевым и речевым средствам. Если ребенок не овладевает жестовой речью или жестами, необходимо использовать пиктограммы, схематические рисунки, картинки.

Программа предусматривает обучение  жестовому языку в условиях педагогически организованного общения  ученика с окружающими его людьми  и коррелируется с  основными принципами коммуникационной системы. Педагог не только формирует у учащегося потребность в общении, но и обеспечивает знаковую поддержку ( в доступной для ребенка  форме)  ее реализации.

  • Овладение доступными невербальными и вербальными средствами общения. Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари др.) и вербальные средства общения в практике общения со взрослыми и детьми для решения практических задач. Понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях.умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
  • Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка. Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Умение использовать знакомый речевой материал в устной/ устно-дактильной/ письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях. Умение участвовать в общении в зависимости от коммуникативной ситуации. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Игры с мозаикой, кубиками, мелкими предметами. Составление фигур из палочек, соломки, бумажных полосок по подражанию или по образцу учителя. Рисование, штриховка знакомых изображений.

Списывание знакомых слов. Навыки правильного  использования тетради, ручки, карандаша. Письмо слов и предложений, связанных с личным опытом ребенка.

Для реализации программы необходимы учебники и учебные пособия. Учебников и учебных пособий по развитию познавательной сферы, которые входили бы в федеральный перечень рекомендуемой литературы, нет. В настоящее время существуют следующие учебно-методические пособия, которые можно использовать, при реализации программы.

Учебно-методические пособия (на печатной основе).

       Тигранова Л. И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления, 1 -3 кл. (I и II вид).

В тетрадях для 1 класса содержатся задания, направленные на формирование у учащихся общелогических умений (оперирование признаками предметов, обобщение и конкретизация понятий, классификация объектов), которые необходимы им при усвоении любого учебного предмета. Поэтому в заданиях используется материал уроков развития речи, математики, ознакомления с окружающим миром, хорошо знакомый и близкий жизненному опыту детей.

К основным логическим умениям, которые формируются, относятся:
- оперирование признаками предметов (выделение отдельных признак предметов, сравнение предметов по определенным признакам, узнавание предметов по заданным признакам);
- обобщение и конкретизация понятий;
- классификация объектов.

В тетради для 2 класса содержатся задания, в которых требуется выделить признаки разнообразных предметов и явлений природы. Например, признаки времен года, геометрических фигур (сторон, углов), овощей и фруктов (форма, цвет, вкус) и, наоборот, узнавание предметов по указанным признакам, что может быть холодным или горячим, большим или маленьким, зеленым или красным, узким или широким и т.д.; кто или что может быть белым, серым, черным, пушистым, колючим, сильным, слабым.

В тетрадь включены задания, в которых предлагается:
- сравнить рисунки и определить, что в них изменилось;
- отгадать загадки по указанным признакам;
- задания, в которых предлагается нарисовать фигурки, изменив величину, цвет, форму данного образца.

 

Л. И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления. 4-6  класс. Данная тетрадь является четвертой рабочей тетрадью по развитию логического мышления детей с недостатками слуха. В ней содержится достаточное количество упражнений, составляющих основу формирования умственных действий, необходимых для усвоения всех без исключения учебных предметов. У четвероклассников усложняются не только сами умения, но и степень абстрактности использованного дидактического материала и форма его подачи — словесные инструкции к заданиям.

Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. Михайленкова И.А.

Практикум содержит разнообразные практические задания по развитию сенсорно-перцептивной сферы детей, их внимания, памяти, мышления, речи. Задания составлены с опорой на знания детей об окружающем мире с учетом программного содержания таких школьных дисциплин, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», «Обеспечение жизнедеятельности», «Русский язык», «Математика», изучаемых в первом классе.


Предлагаемый практический материал может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях для обучения детей с другими отклонениями в развитии, а также для нормально развивающихся детей.

Материалы заданий разработаны и апробированы в специальной (коррекционной) школе I вида № 31 г. Санкт-Петербурга.

Учебно-методические пособия (электронные).

Учебно-игровой пакет программ «Солнышко»(разработка фирмы «Альма») направлен на развитие мелкой моторики и логического мышления, сообразительности и творческого потенциала и должен способствовать целостному развитию ребёнка.

       

Пакет программ содержит 6 игровых блоков:

Блок 1 Социально-коммуникативное развитие. Содержит 12 игр

Блок 2 Познавательное развитие:

2.1 Математические представления. Содержит 26 игр.

2.2 Конструирование Содержит 6 игр

2.3 Представления об окружающем природном мире. Содержит 13 игр.

Блок 3 Речевое развитие. Содержит 11 игр.

Блок 4 Художественно-эстетическое развитие. Содержит 14 игр.

Блок 5 Физическое развитие (координация движений). Содержит 9 игр.

Блок 6 Развитие психических функций. Содержит 12 игр.

Общее количество обучающих заданий:– 103.

Игровые блоки соответствуют 5 образовательным областям ФГОС.

Общее количество вариантов/уровней сложности: – не менее 874.

Большая часть интерактивных игр сопровождается дидактическими наборами, выполненными из разных материалов (дерева, пластмассы, бумаги), что позволяет детям играть в интерактивном и реальном пространстве.

Игры, включенные в пакет программ для терминала «Солнышко» и представленные в комплекте дидактические материалы, полезны и взрослым, так как тренируют концентрацию внимания, улучшают память, поднимают эмоциональный настрой.

Таким образом, развитие познавательных процессов глухих учащихся строится на следующих позициях:

• практическое овладение логическими умениями, произвольными психическими процессами без использования специальной терминологии, без заучивания каких-либо правил и определений;

• использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;

• восприятие и воспроизведение речевого материала всех заданий, предъявляемых на занятии;

• широкое использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенного осознания детьми значимости логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала;

• целенаправленное, достаточно длительное распределение во времени формирование произвольных психических процессов и приемов логического мышления, происходящих с помощью системы упражнений и заданий, обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с ОВЗ

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Цель работы :  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В  УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ"...