Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/
методическая разработка по иностранному языку (2 класс) по теме

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ   ПРЕПОДАВАНИЯ   АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА  В  НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  (методические  рекомендации)

Сосканакова Т.А.

Учитель английского языка

Начальный этап обучения английскому языку представляет собой устно-вводный курс, целью которого является приобретение обучающимися элементарных умений и навыков устной речи (в конце учебного года письменной речи).

Учебный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Известно, что естественное состояние детей – игра. Поэтому наряду с учебной деятельностью важное значение имеет игровая форма деятельности. Отсюда исходят и содержание, и методы обучения, связанные с игрой. Я использую на уроках игры, песни, стихи, перевоплощения, танцы, мини-представления, которые способствуют общему развитию ребенка (развитию памяти, фонематического слуха, внимания, логики, умения общаться) и поддерживают интерес обучающихся к языку ( т.е. являются мощной мотивацией). Музыкальные физ. минутки помогают раскрепостить ребенка, снять его скованность, а также развивают его музыкальные способности. Игровые ситуации создают благоприятные условия и доброжелательную атмосферу для занятий английского языка ( что является дополнительной мотивацией для обучающихся).

Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи: произношение обучающимися трудных звуков, овладение основными типами интонации английских предложений. Правильное произношение усваивается в ходе имитации артикуляции, произношения звуков, слов, предложений  учителем.

На первом году обучения английскому языку аудирование направлено на понимание речи партнера, учителя, диктора на слух, т.е. осуществляется в рамках диалогического и монологического общения.

Обучение говорению осуществляется по следующим принципам: путь «снизу» - исходным является отдельное высказывание - предложение (так называемый  «речевой образец»), которое подчинено решению коммуникативной задачи: например, назвать себя, представить друга. Следующий этап будет запрос аналогичной информации у партнера. Таким образом, 1) обучающийся постепенно и систематично овладевает конкретными речевыми образцами и учится взаимодействовать с партнером, переходя с позиции сообщающего информацию на позицию опрашивающего и наоборот; 2) обучающийся учится связанному монологическому высказыванию. Решению коммуникативных задач подчинен грамматический аспект оформления речи. Грамматический минимум первого года представлен набором речевых образцов на уровне утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений (с помощью песен, стихов, диалогов-образцов и карточек: учитель читает предложения, указывая на схему и обращая внимание на порядок слов и интонацию предложения).

Одной из целей обучения английскому языку на первом году обучения является усвоение английского алфавита и транскрипции и установка на чтение вслух и про себя.

Каждое занятие тщательно планируется, определяются его цели и задачи приемы и формы работы. Для достижения поставленных целей важно установить уровень мотивации учения. С этой целью проводятся открытые уроки, на которых учащиеся получают возможность продемонстрировать свои приобретенные знания родителям,  учителям, заслужить их одобрение, получить еще один стимул – толчок к овладению английским языком.

Занятия отличаются продолжительностью во времени ( 3 часа в неделю). Кроме того, класс делится на две группы – это дает возможность более широко использовать дифференцированный подход в обучении. Это проявляется в подборе учебного материала, в характере упражнений и организации учебного процесса. На уроке сочетание разных форм обучения (индивидуальная, парная, групповая и элементы Коллективного способа обучения: работа в парах сменного состава), тщательное планирование позволяет осуществить комплексное обучение на уроке всем видам речевой деятельности. Затраты времени на устную речь на уроке обычно не позволяет учителю уделять должное внимание чтению и письму; и наоборот, затраты времени на письмо и чтение не позволяет учителю уделить внимание устной речи. На мой взгляд, программа, базирующаяся на методических рекомендациях Верещагиной И.Н., позволяет установить баланс лексико-грамматического материала на уроке, а также повторяемость изученного материала. Особое внимание  наглядности.

Значительное внимание уделяется лингвострановедческому подходу (жизнь сверстников за рубежом, их традиции и обычаи, форма проведения досуга, праздники и т.д., т.е. знакомство с реалиями страны изучаемого языка).

Основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний, общеучебных  умений:

- умение читать и понимать несложные тексты;

- умение устно осуществлять диалогическое общение в типовых ситуациях общения в рамках учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер общения;

- умение устно рассказать о себе, о своем окружении, передать содержание прочитанного (с непосредственной опорой на текст), выразить свое мнение, свою оцнку;

- умение понимать на слух основное содержание несложных текстов типа объявлений и информационных сообщений;

- умение письменно оформить и передать элементарную игнформацию, в частности, написать письмо, сделать выписки из текста и т.д.;

- умение учиться (работать с книгой, учебником, словарем).

            Основные воспитательно-развивающие и учебно-образовательные цели и задачи.

  1. Формировать интерес учащихся к предмету, иноязычному общению, культуре страны изучаемого языка.
  2. Обеспечивать усвоение знаний, формировать навыки и умения у учащихся.
  3. Поддерживать высокий уровень активности учащихся.
  4. Прививать любовь к природе, животным, желание приносить радость.

Конкретные задачи.

  1. Работать над пониманием и запоминанием лексики классного обихода.
  2. Обеспечить усвоение речевых образцов.
  3. Развивать навыки и умения устной (диалогической и монологической) речи.
  4. Формировать грамматический навык употребления глагола «to be», «to have», и т.д.
  5. Формировать грамматический навык употребления глагола в 3-м л. Ед.ч.
  6. Формировать грамматический навык употребления существительных в ед.,мн.ч.
  7. Формировать и развивать умения самостоятельного конструирования предложений на английском языке с опорой на модель.
  8. Формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы с учебником.          

Известно, что контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иностранному языку. Проверка достигнутого уровня обученности в четырех видах речевой деятельности может осуществляться на основе соответствующих ролевых игр, тестов, контрольно-измерительных материалов.

Краткое описание контрольных измерителей.

  1. Говорение.  Учащиеся должны общаться в заданных ситуациях в одной и более сферах (социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной), уметь адекватно реагировать на реплики собеседника, использовать реплики различного коммуникативно-функционального назначения.
  2. Аудирование.  Учащиеся должны понимать на слух основное содержание предъявленного текста, понимать реплики носителей языка в беседах на изученные общебытовые темы.
  3. Чтение.  Учащиеся должны знать основные правила чтения, читать и переводить тексты и диалоги, читать и понимать основное содержание текста без перевода, находить в тексте необходимую информацию, пересказывать, соглашаться или опровергать информацию.
  4. Письмо.  Учащиеся должны уметь заполнять стандартные формуляры, писать письма личного характера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения...

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...

« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...

Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными прогр...

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.

На начальной ступени обучения большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребнос...

Особенности преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения

В данной статье рассматриваются основные аспекты построения работы на уроке иностранного языка в школе, приводятся примеры организации и построения некоторых тем и уроков. Рекомендуется к прочтению уч...