Роль иностранного языка в формировании речи учащихся младшего школьного возраста
статья по иностранному языку по теме

Попова Анна Александровна

 

Роль иностранного языка в формировании речи учащихся младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль иностранного языка в формировании речи учащихся младшего школьного возраста

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. В настоящее время возникает много вопросов о возможности обучения иностранному языку младших школьников с нарушениями речи.

Опыт отечественных и зарубежных исследований показывает, что изучение иностранного языка при правильной организации занятий развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень ( Л.С. Выготский, Л.В.Щерба, Т.Элиот, Р.Робертс и другие ученые). В общих требованиях к содержанию образования указано о необходимости обеспечить формирование у обучаемого адекватной картины мира и интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Следует уделить особое внимание вопросу: «способствует ли изучение иностранных языков улучшению произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо заниматься иностранным языком.
Обучение немецкому языку детей, имеющих, например, различные нарушения звуков родного языка, направлено не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к иностранному языку, развитию коммуникативных навыков ребенка, умению выразить себя. Позитивным выявляется то, что изучение иностранного языка развивает фонематическое восприятие, дает понятие о звуковом разнообразии мира. 

Дети с общим недоразвитием речи интенсивно «включаются» в обучение иностранному языку, они участвуют в просмотре видеофрагментов (таких, как знакомство с другой страной -Германией), на уроках-сказках, праздничных мероприятиях, посвященных зарубежной культуре. 

Ребенок учится воспринимать немецкую речь на слух, осваивать разговорные навыки.
В процессе общения осваивается и грамматика. Если в начале обучения дети запоминали слова и выражения, то в дальнейшем начинают понимать различия между языковыми формами: единственным и множественным числом, прошедшим и настоящим временем. Учатся употреблению правильной формы повелительного наклонения; постановки общих и специальных вопросов; умеют давать краткие и полные ответы. Дети уже на начальной стадии обучения учатся говорить правильно, вот почему очень важно дифференцированно формировать групповые занятия с учетом сохранного звукопроизношения родного языка ребенка.
Особо отмечаются положительные моменты в совершенствовании артикуляционного речевого аппарата ребенка на начальной стадии обучения немецкому языку, ведь каждое занятие начинается с фонетической зарядки - (4-5 минут), где преподаватель немецкого языка использует дидактический материал (аудио, видео, мультимедиа). Немаловажную роль  в формировании речи у младших школьников играет использование скороговорок, с помощью которых делается акцент на развитие артикуляционного аппарата, так как Звуковая культура речи включает в себя и работу над дикцией: отчетливым произношением слов и словосочетаний, правильным интонированием в повелительных, вопросительных и повествовательных предложениях. Отработке дикции способствуют постановки небольших пьес и театрализованных сказок: например, в сказках «Золотой гусь» дети представляют персонажей с помощью интонации и мимики.
Каждое занятие иностранного языка начинается со слов: «Spielen wir?», что в переводе означает: «Давайте поиграем!» . Такой «коммуникативный метод» положительно влияет на эмоциональный фон обучения, дети чувствуют себя свободно, им интересно на протяжении всего занятия. Игровые задания готовят детей к устному общению, и здесь решаются основные задачи как коррекционного так и иноязычного обучения: расширение знаний об окружающем мире и развитии связной речи. Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создают условия для их естественного общения. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

1.      Фонетические.

2.      Для работы с алфавитом.

3.      Орфографические.

4.      Лексические.

5.      Грамматические.

6.      Для обучения чтению.

7.      Для обучения аудированию.

8.      Для обучения монологической речи.

9.      Для обучения диалогической речи.

10. Подвижные игры.

Фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что изучение иностранного языка положительно влияет на формирование речи учащихся младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ          УЧАЩИХСЯ   МЛАДШ...

Направления работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...