Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
материал (иностранный язык) по теме

Межакова Юлия Александровна

 Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_vystuplenie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

                                           

Введение

        «Человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком только тогда, когда он играет». С этими словами Фридриха Шиллера сложно не согласиться. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод стимулирования творческой активности ребенка.

Ролевая игра – есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность  играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения , оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми.

Ролевая игра

  • Представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.
  • Создает условия реального общения.
  • Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры.

Известно, что игры можно разделить на два раздела.

 Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков.

Второй раздел называется творческие игры. Цель этих игр способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитание чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Формы ролевой игры.

Существуют разные формы ролевой игры на уроках иностранного языка с учащимися младшего школьного возраста. Возрастные особенности позволяют использовать  разные варианты ролевой игры. Одним из вариантов  ролевая  игра  с предметом. В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Учащиеся младшего школьного возраста сохраняют некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Они охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Адекватной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. Имитационные игры используются в целях формирования у школьников социально - политической зрелости, нравственных знаний и убеждений, воспитания идеологической стойкости. Помимо форм игрового общения на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со школьниками организовываются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.

Для реализации ролевой игры характерна следующая структура работы:

Этап 1. Представление коммуникативной ситуации и объяснение ролей собеседникам (учитель).

Этап 2. Разработка плана общения (ученики, учитель).

Этап 3. Составление возможных формулировок.

Этап 4. Определение, выбор ролей (учитель/ ученики).

Этап 5. Апробирование ролей в парах (ученики).

Этап 6. Презентация ролевой игры (ученики).

Этап 7. Оценивание на иностранном языке участия в игре самими учениками.

Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).

Приведем примеры подобных заданий:

1.Хронологическая последовательность (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

2.Круги (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

3.Снежный ком (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

4.Улыбка (учащиеся подходят друг к другу обязательно с улыбкой и обмениваются репликами);

5.Беседа (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

6.Комплименты (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

7.Рефлексия (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

8.Слушание (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);

9.Вежливость (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

10.Уступчивость (участники учатся уступать друг другу в споре);

11.Уважение (школьники говорят о своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);

12.Благодарность (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку и т.п.);

13.Митинг (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);

14.Конфликт (школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера

Требования к организации ролевой игры на уроке иностранного языка.

Ролевая игра должна отвечать определенным требованиям:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.
  7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.  

       Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Примеры ролевых игр на уроках немецкого языка.

В ходе работы над развитием навыков диалогической речи учащихся мы использовали ролевую игру на уроке немецкого языка по теме «Die Tiere». 

Цель: формирование навыков диалогической речи по изучаемой теме.

Задачи: закрепление лексики по теме; создание коммуникативной ситуации.

Ход работы:

      Учитель предложил следующий вид работы: на начальном этапе подготовки к игре ученикам было предложено задание „Der Wortsalat. На этом этапе была закреплена лексика, учащиеся повторили названия животных. Следующий этап работы заключался в чтении диалогов по парам и их трансформации (замене существующих реплик своими примерами). Завершающим этапом работы стала костюмированная ролевая игра «Das Wohnhaus». Задача учащихся: разыграть эту сказку у доски, с опорой на наглядность (картинки). На доске был сам теремок. Каждый ученик имел свою роль животного и соответствующие слова.

Для трансформации сказки учащиеся использовали уже изученную лексику. Работа в группе способствовала развитию чувства взаимопомощи, каждый старался помочь своему товарищу, если имелись какие-либо проблемы. Учащиеся старались не просто проиграть сказку, а сделать это в соответствующей ситуации мимикой и интонацией, пытались изобразить похожесть со своим персонажем. (походка, голос) Роль учителя на этапе проведения ролевой игры заключалась в наблюдении за процессом работы, в организации помощи при проигрывании сказки, в исправлении ошибок. В конце урока учащиеся были оценены.Учитель прокомментировал языковую правильность ролевого поведения и инициативность учащихся.

Тема следующего урока по данной теме: «Der Bauernhof». На данном уроке проводилась ролевая игра «Welche Tiere wohnen auf dem Bauernhof?».

Цель: формирование умения применять изученную лексику в диалогической речи.

Задачи: закрепление лексики по данной теме; расширить словарный запас по данной теме.

Ход работы над ролевой игрой:

Ученикам было предложено задание и план работы над ним:

Учитель на доску повесил крестьянский двор, но он был совершенно пустой. Это сразу заинтересовало ребят. Только в центре стоял грустный крестьянин и плакал. Учащимся были поставлены вопросы:

1.Warum weint der Bauer?

2.Wo sind die Haustiere?

3.Wer hat sie gestohlen?

4.Könnt ihr dem Bauern helfen und die Tiere retten?

Учащиеся с большим интересом, эмоциональностью отвечали на вопросы.

Следующим этапом было проведение ролевой игры. Учащиеся должны были выполнять задания, которые предложил им волк, чтобы спасти животных. Задания были следующие:

·Lest den Dialog emotionell!

·Rätsel

·Pantomime

·Tiersprachen

·Singen des Liedes mit den Tiertönen

С поставленными заданиями учащиеся справились успешно: речь была эмоциональна, сопровождалась мимикой и жестами. Также в их речи присутствовала не только изученная лексика, но и новые слова, которые они нашли с помощью словаря. Естественно всё это способствовало расширению словарного запаса. Несмотря на это в речи учащихся всё же наблюдались некоторые ошибки. В конце презентации диалогов каждый получил соответствующую отметку за свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...

Презентация "Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Проблема , над которой я работаю:"Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников". В презентации фрагмент работы над словарными словами, правила честной игры и т.д....

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...