Статья:" Активизация деятельности учащихся на уроках английского языка через современные игровые технологии"
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Шубина Галина Владимировна

Данная статья посвящена игровым технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Активизация деятельности учащихся на уроках английского языка через современные игровые технологии»

                                                    … в игре человек испытывает такое же наслаждение

                                          от свободного обнаружения своих способностей,

                                         какое  художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер.

     

Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет их. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки, и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Моя задача как учителя  увлечь ребенка, организовать деятельность так, чтобы у детей не пропал интерес, желание изучать предмет. На своих уроках я стала использовать игровые технологии, которые позволяют сделать уроки не только интересными и увлекательными, но и  помогают овладеть системой знаний и развить познавательные способности на творческо-поисковом уровне.

     Современная педагогика это педагогика сотрудничества и развития, в основе которой лежит понимание того, что обучение выступает как средство развития индивидуальных качеств ребенка с помощью знаний, умений, навыков.

    Для  того, чтобы пробудить познавательную активность ученика, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого школьник должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это, в свою очередь, требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося.

    Вопреки распространенному мнению, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, ее значение не уменьшается и у детей младшего школьного возраста.

     Игра – не просто важнейший вид деятельности детей этого возраста. Это еще и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуаций для естественного выражения мысли. Поэтому так важно использовать эту педагогическую технологию при обучении иностранному языку в начальной школе.

          Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем   и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

         Игровые технологии  создают эмоциональный подъём, повышают мотивацию, ориентированную на  процесс постижения смысла учебной деятельности, пробуждает интерес к познанию, учению.

 Игра – это:

1.  деятельность

2.  мотивированность, отсутствие  принуждения

3.  развитие психических  способностей и функций

         Психологи видят в игре обобщённую модель формирования того, что они называют «самостоятельностью» - человека - собиранием своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая, таким образом окружающий  мир.

        На уроках я использую  игры для решения  учебных задач, а для детей игра  - это, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается,  у каждого, получается, говорить на иностранном языке.

Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.  

Можно выделить основные две группы игр.

  • Языковые (фонетические, лексические, грамматические)
  • Речевые (аудирование, чтение, письмо)

      Цель игр первой группы: закрепление грамматического материала, повторение новых слов,  совершенствования произносительных речевых умений. усвоению лексики и ее использованию в речевых ситуациях. Игры второй группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала. Игры  данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях.

     Учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности — это познание и реальное освоение детьми социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой ситуации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным правилам.

      Рассматриваемая с позиций учебной деятельности как педагогическая технология, учебная игра представляет собой  способ управления учебно-познавательной деятельностью ученика.

       Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

 При использовании  игровых технологий формируются следующие УУД:

       Регулятивные:

              * Формирование саморегуляции

              * Умение контролировать свою деятельность

              * Принимать и понимать учебную задачу

              * Умение слушать

        Коммуникативные:

              * Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия с учителем                         и учениками

              * Согласовывать свои действия друг с другом

              * Приходить к общему решению поставленной задачи

       Познавательные:

* Определить познавательные цели.

* Работать с информацией, выполнять логические операции.

* Умение структурировать свои знания, ориентироваться в системе знаний, выделять существенную информацию.

Особенности инноваций:

  1. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  2. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  3. приемы, раскрывающие творческий потенциал.
  4. Формы, методы и приемы должны предлагаться , а не навязываться.
  5. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  6. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Почему игры повышают эффективность обучения?

  1. Скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
  2. Дети получают наглядное практическое применение новых знаний.
  3. Исчезает языковой барьер, в процессе игры ребенок раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
  4. Ценность игровых технологий в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Я провела небольшое анкетирование учеников со 2 по 5 классы.

Детям были заданы следующие вопросы:

  1. Нравится ли тебе играть на уроке?
  2. На каких уроках тебе хотелось бы играть?
  3. Как тебе больше нравится играть одному или с одноклассниками?
  4. Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

  1. Игры на уроках нравятся всем без исключения.
  2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если им эта игра интересна.
  3. Ученики предпочитают групповую форму игр.
  4. Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

                                 

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

- мотивационный

- ориентационно-целевой

- содержательно-операционный

- ценностно-волевой

- оценочный

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены на следующем слайде.

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве. «Представьте себе, сказочный лес, волшебный город…. В игровой ситуации может появиться какой-нибудь герой, могут участвовать сами дети.

       Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными, выступающие в замаскированном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется  непреднамеренное обучение школьников.

       Правила игры должны соответствовать деятельности участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в ситуации, во-вторых правило межличностных отношений. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразней действия, тем интересней игра.

       Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревнования и занимательностью, используемыми дополнительными предметами, присутствие юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

        Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра это

 – эффективное средство воспитания познавательного интереса и активизации деятельности учащихся

  - тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки.

 - стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

 -способствует преодолению пассивности учеников.

  - способствует усилению работоспособности учащихся.

        В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

       Игровые технологии  создают эмоциональный подъём, повышают мотивацию, ориентированную на  процесс постижения смысла учебной деятельности, пробуждает интерес к познанию, учению.

      Игровые технологии способствуют   активизации познавательной деятельности учащихся, ведущей к более осмысленному усвоению знаний, хорошей работоспособности на уроке, делают процесс познания доступным и увлекательным, усвоение знаний становится более качественным и прочным,  помогают добиться хороших результатов в совершенствовании УУД.

      Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, способствуют формированию положительных личных качеств учащихся (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.),  обеспечивает сохранение  на высоком уровне  мотивации к учению.    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»

"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...

Групповая форма организации деятельности учащихся на уроках английского языка в четвертом классе.

Упражнения разработаны для групповой работы в дополнение к УМК  М.З. Биболетовой Enjoy English 4....

Разработка урока английского языка с использованием игровых технологий

Разработка урока английского языка  с использованием игровых технологий (2 класс, УМК Rainbow English)...

Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"

Из опыта работы  по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что п...