Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Мария Габдулловна Баластаева

Из опыта работы  по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что помогает учащимся легче и быстрее запомнить  изучаемый материал, а так же ведёт к расширению лингвистического кругозора младших школьников. Создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, побуждает детей думать и говорить по английски. 

Тем не менее, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей. Какие трудности и как их можно преодалеть говорится в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья337.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

        Целью обучения иностранному языку в рамках  коммуникативной методики является обучение общению на иностранном языке в данной речевой ситуации. Как известно, способом устно - речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе - это развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение.  

          В связи с этим, задача учителя заключается в  создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивацию, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность, темп и ситуативность. При наличии цели и мотивов, учитываются  характерные особенности обучающихся, их возраст, уровень развития, в этом случае, процесс общения в рамках какой  - либо речевой ситуации, безусловно состоится. 

Вот уже несколько лет наша школа работает  по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight)  (совместная продукция российского издательства  «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», который

 уделяет внимание развитию всем  видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) при  помощи разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы.

Остановимся на обучении устной речи младших школьников по УМК "Английский в фокусе".

        Младшие школьники усваивают звуки, слова, структуры в простых и в то же время реальных речевых ситуациях, ежедневно возникающих при общении со сверстниками, где им приходится  выражать свои мысли, чувства, желания. Детям предлагается обсуждать на английском языке те же темы, которые волнуют их в реальной жизни: дом, день рождения, животные, игрушки и так далее.

        Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приемы и упражнения, песни, стихи и игры, что  помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а так же ведет к расширению лингвистического кругозора младших школьников. Создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, побуждает детей думать и говорить на английском.  

        Тем не менее, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей:

-учащиеся стесняются говорить на иностранных языках, боятся  сделать ошибки, подвергнуться критике;

 - учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке;

- учащиеся не понимают речевую задачу;

Таким образом, наша задача как учителя поддержать интерес изучения языка и помочь преодолеть данные трудности.

        Одним из основных приёмов в  начальной школе данного УМК является оформление высказывания по тематическим опорам, которые направлены на развитие небольшого устного высказывания. Например,

My hobby is...

I like to play...

My favourite  colour is ...

I have got a ...

I can ...

        Следующий прием, который ориентирован на активизацию устной речи  - это описание картинки. Такой приём, как правило, ориентирован на отработку и закрепление лексических единиц.

Describe the room. Use: There is...a /There are ...or There isn't a / There  aren't any...

        Ещё один приём с изображениями позволяет развить не только навыки неподготовленной устной речи и описания объекта, но и способствует развитию критического мышления.

Look and think.

Look at the picture and answer  3 questions, express your point of view.

1. What/who is there in the photo?

2. What do you think about it?

3. Why is it here?

        Задание на выбор информации предусматривает распределение полученной информации согласно определенным критериям. Например, учащимся предлагается список прилагательных, описывающих черты характера человека. В группах им предстоит выбрать три самых главных прилагательных характеризующих друга, подругу и расставить их по порядку по степени важности.

        Игра, являясь одной из ведущих видов деятельности младших школьников, должна использоваться в учебном процессе. Использование игр и игровых приёмов на уроках иностранного языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, повысить мотивацию к изучению языка. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер. Игры можно использовать на различных этапах урока и с разными целями. Возможность использовать приёмы игры на уроке позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер.

        Для отработки лексики можно использовать игру " Угадай, кто я ?" -Guess, what am I?, которая  направлена на развитие не только монологической речи, но и на развитие аудирования. В зависимости от темы каждый ученик или пара выбирает себе животное, профессию, месяц года, продукт или напиток и т.п. , раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп/учащихся - угадать, о чём или о ком идёт речь.

I 'm green. I've got a long tail and a big mouse. I can swim. What am I?

        Использование игр помогает сохранить интерес учащихся на всех этапах обучения.  Действенной формой являются ролевые игры. Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогической речи. Ученик входит в ситуацию и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. Так при изучении темы "Магазин" ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага.

        Организация работы по развитию устной речи небольшими группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно.

 Можно использовать индивидуальную, парную, групповую работу.

Групповая  работа - это следующая форма повышения эффективности изучения иностранного  языка, которая

1) развивает способность к общению;

2) укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга;

3) обеспечивает обмен знаниями;

4) способствует росту мотовации к учению;

5) повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе;

6) учит объективно оценивать не только других, но и самого себя.

В сочетании с другими формами работ групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость.

        Примером групповой работы может служить проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

 На начальном этапе   ребята выполняют мини проекты индивидуально, затем  осуществляется переход  на парную и групповые формы работы.

Например, на повторительно - обобщающем уроке по теме «Дом», каждая группа, выполняя определённые задания, составляет свою комнату, а потом строим общий  дом. Для выполнения данного задания нужно правильно подобрать группы или задания. Если группа ребят посильнее, то и задания сложнее, или группы сделать смешанные, но в любом случае учащийся не должен чувствовать себя ненужным в данной группе.

            В УМК «Spotlight» предлагаются для учащихся разнообразные проекты, например,

Use an atlas to find other countries and their capitals. Prepare a small quiz for you classmates.

Make a poster about your favourite TV family in your country. Find pictures and write short descriptions.

Work in groups. Prepare a similar web page for people who want to visit your country. Write a few words about the weather, then recommend clothes for each season.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Мама\выступления публикации\Изображение4789.jpg

Авторы УМК "Английский в фокусе 4" предлагают выполнить проект по тема «Еда». При подготовке к уроку-проекту необходимо было выйти за рамки темы и не просто отработать употребление лексики по теме, а определить, как влияет еда на здоровье человека. Цель работы, которая была поставлена перед учащимися: определить, какие продукты являются полезными для здоровья, какие вредны, какую пищу учащиеся предпочитают, и дать рекомендации по здоровой диете.

        Таким образом, основой целью в обучении иностранного языка является коммуникативная цель, которая определяет весь учебный процесс и  обучение говорению является одной из ключевых задач учителя. Различные формы и методы работы на уроке позволяют решать поставленные задачи и добиваться конечной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Использование игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Описание различных игровых технологий,которые я использую на своих уроках в младших классах....

Приемы рефлексии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

В данной статье представлены современные приемы рефлексии....