ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал по иностранному языку на тему

Джандарова Гульнара Надоровна

 

Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………….....5

1.1 Определение  понятия «Здоровьесберегающих технологий»… …………..5

1.2 Формирование валеологической грамотности как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий……………..............................13

2 ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………...............16

2.1 Процедуры и механизмы применения здоровьесберегающих технологий на уроках…………………………………………………………………….........19

2.2 Исследование по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ………………………………………………………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..33

СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЕ  А ………..……………………………………………….........38

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б ……………………………………………………………....40


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе огромное значение стали уделять здоровью человека, сохранению его физических и умственных способностей на долгие годы. Здоровье -  это показатель психических и физиологических качеств человека, но данные качества закладываются в раннем детстве, с момента рождения и включают в себя возраст 6-9 лет, т.е. начальный школьный возраст. Насколько ответственен будет подход к периоду становления человека, настолько хорошим будет его физическое состояние.

Актуальность курсовой работы: В последнее десятилетие идет активное реформирование российской школы. Внимание уделяется не только систематизации и повышению качества общеобразовательного процесса, особое внимание педагоги и психологи стали уделять внедрению здоровьесберегающих технологий в систему образования, что вместе с воспитательным и образовательным процессами должно способствовать становлению развитой человеческой личности.

Цель курсовой работы -  изучить  особенности организации учебной деятельности младших школьников при использовании  здоровьесберегающих технологий.

Объект курсовой работы – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет курсовой работы – организация учебной работы с младшими школьниками, направленной на сохранение и укрепление соматического и психического здоровья учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить литературу по проблеме исследования;

-дать характеристику возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников;

- рассмотреть роль и место совместной деятельности педагогов и медицинских работников в начальной школе, направленной на формирование валеологической грамотности младших школьников;

- организовать учебную работу в школе с учётом здоровьесберегающих технологий.

Теоретической основой  курсовой   работы являются статьи, публикации в прессе, монографии.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и Интернет-ресурсов.


1 Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

  1. Определение понятия «здоровьесберегающие технологии»

Современная российская школа делится на несколько этапов: начального общего (6-10 лет), основного общего (11-14 лет) и среднего общего (15-17 лет) образования . Каждая возрастная категория приобретает специфические черты, характерные только для данной возрастной категории. В соответствии с возрастными особенностями детей и подростков в учебных заведениях выстраивается процесс и воспитательный, и образовательный.

Наиболее сложным представляется этап начальной школы – 1-4 классы, когда ребенок фактически оказывается в новом коллективе, от него требуется не просо умение вести себя, но и идет образовательный процесс, при котором он приобретает свои начальные знания. От того насколько данный процесс будет успешным зависит во многом дальнейшее образование и успешность ребенка.

Однако на настоящем этапе развития общества педагоги и психологи отмечают специфику снижения общих показателей детей в области здоровья, физической подготовки, умственного развития.

Задача школы и педагогов на данный момент заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих  образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [Сериков 2011].

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [Смирнов 2008:62].

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим [Сонькина 2010:61-63].

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования . В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

 учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [Петров 2011:8 ]

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [Смирнов 2008:62].

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

•«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

•Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. .Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.  

  1. Формирование валеологической грамотности как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий

В современном обществе люди пришли к пониманию ценности человеческого здоровья и здорового образа жизни. Одним из приоритетных направлений в современной науке признана, валеология.  Разработка валеологии, как научной дисциплины, находится еще в процессе. У данного научного направления много сторонников и противников, так как в научной литературе продолжаются споры: чему должны обучать, как должны обучать, кто должен обучать, какие направления должна освещать данная дисциплина и т.д. Так как сами валеологи признают свою дисциплину педагогической, то ее задачей признается ознакомление подрастающего поколения с такими понятиями, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «сохранение и укрепление здоровья», «профилактика заболеваний» и т.д.

В настоящее время валеологию определяют как ««общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других».( Валеология). 

В 2010-2011учебном году в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от06.10.2009г.№ 373 указаны требования к разделам основной образовательной программы начального образования, где есть пункт 19.7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
  • формирование установки на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • применение рекомендуемого врачами режима дня;
  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

        становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

        формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Методисты ГАОУ ДПО «Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования» М.А. Павлова и О.С. Гришанова проводят оценочную работу эффективности от внедрения программ по формированию навыков здорового образа жизни. Как отмечала М.А. Павлова, «предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью».[ Павлова 2008: 56-61]. Методисты считают не менее важным фактором для внедрения основ здорового образа жизни в практику, а также в качестве предмета преподавания, активное сотрудничество педагогического состава образовательных учреждений с родителями детей, максимальное привлечение семей к работе с детьми, так как основы здорового образа жизни берут свое начало в домашнем воспитании.[ Павлова Гришанова 2008:112-117]. О влиянии семейного воспитания в формировании правильного отношения к собственному здоровью у ребенка писал в своих статьях М.М.Безруких.[Безруких 2011:6]. Он так же отмечал, что основной причиной ухудшения состояния здоровья детей и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью.

Ряд специалистов по валеологии обращают особое внимание на роль педагогов в адаптации учеников начальной школы к образовательному процессу. Предлагаемая ими программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни, дает минимально достаточный объем знаний, необходимых ребенку для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств, формирование постепенного принятия или не принятия ребенком конкретных действий для укрепления собственного здоровья.[ Киселёва Ковалёв 2007: 58– 61].

Как видим,  формирование грамотного подхода человека к собственному здоровью и пропаганда здорового образа жизни, должны формироваться уже на этапе начального школьного образования, при активном взаимодействии педагогов, школьных психологов и медицинских работников, с обязательным привлечением родителей. Формирование валеологической грамотности может помочь в оздоровлении подрастающего поколения.


  1. Описание практической деятельности по применению   здоровесберегающих технологии в учебно–образовательном процессе

2.1 Процедуры и механизмы применения здоровьесберегающихся технологий на уроках

Как уже говорилось выше, по данным статистики в Российской Федерации состояние здоровья подрастающего поколения ухудшается по данным за последние 2-3 десятилетия.

В Саратовской области с 2011 года внедряется в жизнь инициатива «Наша новая школа» и модернизация общего образования. В ходе реализации данной программы предусматривается целый ряд мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему образования. Программа предусматривает улучшение школьного питания детей, которые половину дня проводят в школе; увеличение часов на уроки физкультуры, оборудование школ спортивными площадками и комплектацию спортивных залов необходимым инвентарем; проведение уроков по здоровому образу жизни в рамках программы ОЗОЖ, а также внеклассных мероприятий; постоянный мониторинг и обследование специалистами здоровья детей во всех возрастных группах, начиная с начальной школы.( Приложение А).

В рамках данной программы специалисты стали более подробно изучать проблему соотношения образовательного школьного процесса и состояния здоровья учащихся. Выводы были неутешительными. Как отмечает М. Павлова, автор программы «Здоровая школа»: «За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию.

- Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся.

- Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия».[ Павлова  Гришанова 2009: 71-75].

Гришанова О.С. отмечает самые явные проблемы современного образования: сложность образовательных программ, отсутствие учета  особенностей детей по их внутреннему предпочтению (гуманитарии и математики), низкая подготовленность учащихся к образовательному процессу, отсутствие контакта ученик-учитель (тут могут быть различные причины – работа по устаревшим шаблонам, без инноваций, что снижает мотивацию к обучению; отсутствие молодых квалифицированных специалистов в школах, плохое знание психологии школьников различных возрастных групп и т.д.), минимальные контакты и привлечение к образовательному и воспитательному процессам родителей учеников.

Подобную точку зрения высказывал и А.А. Чирков, который отмечал, что «каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Но многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих ОУ не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки, как правило, на фоне недостаточной двигательной активности. В образовательных учреждениях не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей. И беда не только в том, что учитель в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья учеников, он и сам не научен, беречь свое здоровье. Многие педагоги страдают различными хроническими заболеваниями, находятся в состоянии хронического, дистресса, о своем здоровье заботятся совершенно недостаточно. Опыт же подтверждает, что не умеющий беречь свое здоровье не сумеет его сохранить и у других».(Педагогическая валеология – наука о формировании здоровья). При этом следует отметить тот факт, что речь идет об обычных детях, не имеющих изначально никаких проблем со здоровьем.

При наличии данных проблем в системе образования предполагается внедрение здоровьесберегающих технологий.  Перед педагогами, психологами и медицинскими работниками,  курирующими образовательные учреждения, ставятся конкретные задачи:

1. укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в школу;

2. воспитывать у детей ценностное отношение к собственному здоровью;

3. познакомить детей и с основами здорового образа жизни;

4. научить строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение;

5. формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

6. организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни (просветительская работа с обучающимися).( Здоровым быть здорово!)

При осуществлении вышеперечисленных задач в процессе обучения применяются следующие типы технологий:

- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

- Оздоровительные(физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, тематические уроки). .

Рассмотрим, как данные типы технологий могут быть применимы с учащимися начальной школы.

На начальном этапе учащихся по медицинским показаниям делят на три группы здоровья, чтобы в дальнейшем в ходе образовательного процесса учитывать особенности этих детей (I медгруппа – это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болеющие, т.е. практически здоровые. II медгруппа – лица, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения. III медгруппа – лица, имеющие хронические заболевания). Благодаря знанию реального здоровья детей можно избежать многочисленных проблем, детей с ослабленным зрением обычно рассаживают на первые парты, детям с неустойчивой эмоциональной сферой уделяют особое внимание и т.д.

Далее в кабинетах начальной школы особое внимание уделяется гигиеническому состоянию – чистота кабинета, внимание уделяется цветовой гамме стен и потолка, подборке мебели (для формирования нормальной осанки большое значение имеют правильно подобранная мебель (стол, стул)), наличие комнатных растений (при подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:

1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

2. Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся), частое проветривание помещения, температурный режим (особенно в зимнее время года), возможность проведения ряда уроков на природе или на школьном дворе.

В начальной школе действует иной образовательный режим, с учетом возрастных особенностей детей, не привыкших к длительной концентрации внимания и быстро устающих от малоподвижного времяпрепровождения. В начальной школе по требованиям уставов Образовательных учреждений уроки по времени составляют 35 минут, во время урока учитель должен проводить физкультминутки, позволяющие детям расслабиться и подвигаться, в ходе уроков используются практики игровых форм, что также не позволяет детям физически застаиваться (на уроках рекомендуются дыхательные упражнения, здоровьесберегающие технологии по снятию утомления зрения, физические упражнения по развитию двигательного аппарата детей). Обязательным является питание детей в столовой. Большинство детей проводит в школе половину дня, необходимость соблюдения режима питания в таких случаях очевидна. Школьные столовые предусматривают горячее питание для детей, это в дальнейшем поможет избежать таких явлений как ранние гастриты и другие проблемы с желудочно-кишечным трактом.

И, наконец, сам образовательно-воспитательный процесс может использовать все элементы уроков ОЗОЖ: просмотр обучающих роликов, тематические уроки и игры, конкурсы рисунков, спортивные игры с привлечением родителей. Так, одна из школ Саратовской области предложила следующий сценарий проведения недели ОЗОЖ на базе 1-4 классов начальной школы:

«В рамках данной недели были проведены следующие мероприятия:

- конкурсно - игровая программа «Здоровье сгубишь – новое не купишь» для учащихся 1-4 кл. (подготовили и провели логопед Ерокина М.М. и воспитатель группы продленного дня Таланова Н.А.);

- конкурсная программа «Душистый льется чай» (Вотетина Е.Н и Кондрашенкова В.П.) и игра «Путешествие в страну здоровья» (Толстенева С.Б и Матвеева Т.А.) для 2а и 2б классов;

- КВН «Если хочешь быть здоров» (Шевченко Е.В. и Дорогобедова Н.В.), игровая программа по профилактике табакокурения «Курить – здоровью вредить (Бектемирова Ю.А.), проект «Пейте, дети, молоко, будите здоровы!» (Перелыгина В.А.) для 3-х классов;

- познавательная игра «Здоровое питание – отличное настроение» (Горелова Ю.В.) для обучающихся 4а и 4б классов;

- конкурсы рисунков по пропаганде правильного питания и занятий спортом «Здоровое питание» и «Если хочешь быть здоров…»».( Неделя ОЗОЖ в начальной школе).

В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе предполагается мониторинг  здоровья учащихся, который может включать в себя знакомство и изучение медицинских карт, чтобы иметь точное представление о здоровье учеников и в дальнейшем правильно выстраивать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся; наблюдения за состоянием здоровья и их обсуждение с родителями; введение карты здоровья класса в начальной школе, что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины; комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям с физическими и психологическими проблемами; активное сотрудничество с медработниками и медицинскими учреждениями, отвечающими за данное учебное заведение.

Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс уже на этапе начальной школы будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения, позволит значительно облегчить процессы воспитания и образования детей.

2.2 Иследование по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Обследование проводилось  в 1 классе МБОУ СОШ с.Луговского.

В исследовании приняло участие 28 респондентов – экспериментальная группа 1А класс 12 учеников и контрольная группа -1 Б-16 учеников.

 Сроки исследования  два месяца(ноябрь-декабрь)

Цель исследования: оценка психоэмоционального состояния учащихся.

Были выбраны методики:

1.        На основе цветового теста Люшера и «Волшебной страны чувств», исследовали изменения психоэмоционального состояния учащихся в различных ситуациях: уроки, перемены, физкультурные минутки, корригирующая гимнастика.

2.        Анкета по изучению школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Обследование проводилось  в 1 классе, на 1 уроке (утро) и на 4 уроке (вечер). В исследовании приняло участие 28 респондентов – экспериментальная группа 1А класс 12 учеников и контрольная группа -1 Б-16 учеников.

Сроки исследования в 2012(ноябрь-декабрь) учебном году совпали с началом  второй четверти .

Результаты представлены в  и диаграммах. Позитивные эмоции: радость и интерес. Остальные отнесены к негативным эмоциям: грусть, страх, злость, обида и вина (стыд)

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов анкеты по изучению мотивов

учения

Уровни

Максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

6

50%

3

20%

Хорошая школьная отивация

3

25%

3

25%

Положительное отношение к школе

3

25%

7

35%

Низкая школьная мотивация

2

10%

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

   2

 10%

Рис. 1 (с корригирующей гимнастикой)

 

Рис. 1 (без корригирующей гимнастикой)

Выводы:

1.        Динамика исследования показывает стабильное влияние проведения корригирующей гимнастики и системы здоровьесбережения  на психоэмоциональное состояние учеников в 1А классе.

2.        Уровень негативных эмоций снижается, не накапливается к концу учебного дня.

3.        В данном классе  совокупность здоровьесберегающих мероприятий оказывают выраженное влияние на общее состояние здоровья учеников

ВЫВОДЫ

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рас-сматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основные направления здоровьесбережения на уроках в начальной школе:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

6. Экспресс-диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий.

Во время педагогической практики свои уроки  старалась строить, ставя перед собой и учениками   цель:  как сохранить и укрепить здоровье?

 Для этого  использовались приемы здоровьесберегающих технологий.

Включались элементы личностно-ориентированного обучения:

• Вхождение в рабочий день.

Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!».

У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорили такие слова, сопровождая их показом: Всем говорю я: «Здравствуйте,  С добрым утром,  друзья.  День наступил прекрасный, потому, что в нем вы и я!».

Каждое утро первый урок мы начинали с зарядки под музыку.

Ежедневно по утрам, Зарядку делать надо нам. Такими словами мы начинали зарядку.  

• Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках . Для этого применялись различные приемы.

1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

  • снятие страха («Ничего страшного»);
  • авансирование («У тебя получится»);
  •  внушение («Приступай же»);
  •  высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
  •  усиление мотива («Нам это нужно для…»).

2)  Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

  • ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;
  • формирование веры в успех;
  • отметка достижений; концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.

Ребята свободно вступали в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задавали вопросы на уточнение непонятого, старались найти выход

из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки  учащихся.

• Организация учебного сотрудничества.

В работе применялись и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. Участвуя в групповой работе, дети делали маленькие шаги к культуре здоровья, приобретали  навыки здоровьетворческой деятельности.

Например,  на занятии  «Лаборатория юных здоровячков»»  детям было необходимо сконструировать из тетради свой дневник Здоровячка и на обложке изобразить жителя «страны Здоровья».  

Аналогичная работа проходит по теме «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляли правила безопасного поведения в разных ситуациях:

–при пожаре;

–при захвате террористами;

–при движении по улицам;

–при обращении с электроприборами;

–во время природных катастроф.

Оформляли свою работу в виде проекта (плаката).

Защита проходила в виде устных выступлений, и творческие работы групп затем помещали в классном уголке.

• Использование приемов рефлексии.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

– Что получилось лучше всего?

– Какие задания показались наиболее интересными?

– Что вызвало затруднения?

– Над чем хочется поразмышлять?

– Какой совет дали бы себе?

– Кому захотелось сделать комплимент?

– Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Использовались разнообразные физкультминутки:

• Физкульминутки под музыку.

• Упражнения, корректирующие осанку.

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

• Гимнастика для глаз

• Дыхательная гимнастика.

Вдох   пауза   выдох

4 сек.                 2 сек                4 сек.

5 сек.                2 сек.                4 сек.

6 сек.                2 сек.                4 сек.

Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.

• Пение звуков.

Этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом– это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь(звуки). Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь – она должна двигаться. Автор этой методики –  австрийский учёный,  профессор Б. М. Лессер-Лазарко.

Звук[А] – снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры,  повышает тонус,  воздействует на систему«трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.

 Звук [О] – глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук [У] – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук [И] – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

• Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.

Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

• Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц

и зажимов).

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза.  Расслабьте щёки,  губы,  мышцы шеи,  плечи, кистирук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).

– Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики):

–Скажем хором: «Мы внимательны!  Всё будет хорошо!  Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!».

• Формулы самовнушения.

 На доске вывешивались заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

3. Включаю в тему урока.

Русский язык.( Приложение Б)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят слушать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни,  безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

«Колобок»

Дети легко и охотно приходят к заключению:

– Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

– Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

– Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

– Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

–Мойте руки перед едой.

– Мойте руки после туалета.

– Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться.

– После еды прополощите рот.

На разных уроках предлагала задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Окружающий мир.

– Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?

Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Прочищаю зубы иголкой.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

4. Правильное питание.

Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению задач. Работа в этом направлении проводится как на уроках,  так на внеклассных занятиях.

Для того чтобы заинтересовать своих учеников,  я использовала прием «Пазлы». Дети знают и любят игру в пазлы, когда из отдельных деталей получается целая картинка, поэтому формулировка задания им понятна и близка. Прием заключался в следующем: ученики делятся на группы, выполняют определенное задание по теме, учатся сами, а затем свои знания передают всем. Таким образом, из частей, на которые условно разделена тема, складывается целостное восприятие материала.

Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», класс поделили на группы, распределили задания, которые выглядели таким образом:

1-й пазл – «Пища – строительный материал».

2-й – «Пища, которая помогает нам расти».

3-й – «Пища, которая даёт нам энергию».

4-й – «Для чего жиры нужны».

5-й – «Где скрываются белки».

6-й –  объяснить смысл пословицы  «Человек голодный –  ни на что не годный».

Выполнив свою часть задания, дети выступали перед остальными, обучая их. В результате у ребят сложилось полное представление то том, как следует правильно питаться.

 В конце моей практики была проведена  диагностика «Отношение к учебным предметам» и «Чувства в школе». По полученным результатам можно сказать, что у большинства моих учеников наблюдается положительное отношение к учебным предметам, выражен благоприятный эмоциональный фон.

Считаю,  что такие результаты стали возможными и благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках.

Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников,  а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начальная школа – это переход от беззаботного детства к подростковому возрасту, это процесс становления и формирования личности ребенка, который проходит в рамках учебно-воспитательного процесса. Особое значение приобретает внимание к здоровью ребенка – физическому и психологическому. Большинство детей приходят в школу из различной социальной среды, с разным физическим состоянием здоровья, с индивидуальным эмоциональным настроем. Задачей школы становится сохранение здоровья учащихся и по возможности корректировка (выявление проблем, подключение медицинских работников, наблюдение за ребенком, поддержка и т.д.)

Последнее десятилетие в школьную программу включается предмет ОЗОЖ (Основы здорового образа жизни), а также внедряются здоровьесберегающие технологии, которые на основе разработок валеологии позволяют выстраивать образовательный и воспитательный процесс в интересах ребенка. В рамках данных программ уделяется внимание физическому здоровью (учащиеся знакомятся с важностью таких понятий, как человеческий организм, физиологические процессы, адаптация к среде, резервы организма, вредные влияния на организм и т.д.); психическому здоровью (сознание, мышление, душевный комфорт, поведение и т.д.); социальному здоровью (здоровье общества, непосредственная среда обитания человека); нравственному и духовному здоровью (система ценностей человека в обществе).

Данный подход позволяет максимально сберечь здоровье подрастающего поколения, воспитать в детях понимание значимости собственного здоровья.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Айзман, Р.И. Этапы мониторинга здоровья учащихся// Р.И. Айзман Школьные технологии.2010.№3.С.87-94.

Акчурин, Б.Г. Физкультурная деятельность как форма воспроизводства духовного и социального здоровья //Б.Г. Акчурин  Теория и практика физ. культуры.  2009.  N 12.  С. 13-16.

Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников  – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России//И.Н Анедреева Стандарты и мониторинг.2011.№3.С.15-19.

Безруких ,М.М. Здоровьесберегающая школа // Начальная школа. 2011. №1. С.6-12.

Барыльник, Ю.Б. Основы здорового образа жизни: региональная образовательная программа // Ю.Б. Барыльник и др.  Саратов: Добродея, 2008.  34 с.

Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе //Н.А. Будаева Начальная школа плюс до и после.2011.№3.С.32-36.

Вайнер, Э. Н. Валеология: методы диагностики систем организма//
Валеология. М.: 2005.

Гурьев ,А.В Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе //А.В. Гурьев  Стандарты и мониторинг.

2011.№3.С.20-26.

Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы //В.В. Елисеев  Практика административной работы в школе.2010.№8.С.68-69.

Какаева, И.Ю. Совершенствование валеологической подготовки студентов – будущих учителей начальных классов // Валеология.  2003.  №4.  С.55-57.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы// В.И.Ковалько  М.: ВАКО, 2007.

Киселёва, Г.Г. Как изучить состояние здоровья школьника?// Г.Г.Киселёв,  В.А. Ковалёв, Начальная школа, 2007.  № 2. С. 58– 61.

Лосев, П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // П.Н.Лосев Начальная школа, 2005.  № 8.  С. 51 - 55.

Науменко, Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопастного образа жизни младших школьников //Ю.В. Науменко Управление начальной школой.2011.№3.С.48-61.

Павлова, М.А. Организация арт-терапевтических занятий в условиях ОУ. // Перспективы развития системного подхода в психологии: материалы международной научной конференции//М.А. Павлова, Е.В.Гусева.  Научная книга. Саратов: 2008. С.63-67.

Павлова, М.А. Социальные аспекты реализации профилактических программ // Социальные аспекты профилактической работы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 марта 2008 года. М.А Павлова, О.С Гришанова. Саратов: Научная книга, 2008. С.42-48.

Павлова, М.А.К вопросу о критериях и методах оценки эффективности профилактических программ. // Теория и практика общественного развития М.А. Павлова ,О.С. Гришанова  № 2. 2008. С.87-94.

Павлова, М.А. К вопросу о взаимодействии образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными потребностями. // Инклюзивное образование: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года. М.А. Павлова,О.С. Гришанова . Саратов: 2008. С. 112-117.

Павлова, М.А.Система работы образовательного учреждения по оздоровлению детей. // Здоровое общество – здоровые дети: Материалы международной научно-практической конференции 14-28 февраля 2009 года. М.А, Павлова,О.С. Гришанова .Саратов: 2009. С. 71-75.

Павлова, М.А. Гендерное равноправие и программа «Полезная практика»: опыт Саратовской области. //Сборник тезисов докладов заключительной международной конференции проекта «Программа предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования» 15-16 декабря 2009 г. С 9-10.

Павлова, М.А. Формирование компетентности в области ЗОЖ как фактор повышения качества образования (Здоровьеформирующее образование) Здоровое общество – здоровые дети: Материалы региональной научно-практической конференции 12 марта 2010 года. – Балаково: 2010. С. 11-15.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //М-во образования и науки Рос.Федерации.  М.; Просвещение, 2011. С 27-28.

Сердина, Л.В. Психологическая комфортность урока  – элемент здоровьесберегающей деятельности школы //Л.В. Середина Начальная школа.2010.№11.С.61-63

         Козлицкая, И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Из опыта работы [Электронный ресурс] // И.В. Козлинская  URL: http://www.openclass.ru/node/53973 [Дата обращения 16.07.2012]

Особенности работы с детским коллективом [Электронный ресурс] // http://summercamp.ru/index.php5 [Дата обращения 16.07.2012]

Валеология [Электронный ресурс] //http://ru.wikipedia.org/wiki/ ата обращения  15.07.2012] 

Чирков, А.А. Педагогическая валеология – наука о формировании здоровья [Электронный ресурс]//http://bank.orenipk.ru/Text/t10_381.htm [Дата обращения 15.07.2012]

Проект программы "Здоровым быть здорово!" [Электронный ресурс]// http://fossa.net.ru/load/29-1-0-976 [Дата обращения 15.07.2012]

Неделя ОЗОЖ в начальной школе [Электронный ресурс]// http://duhowmou.ucoz.ru/news/nedelja_ozozh_v_nachalnoj_shkole/2012-04-23-40 [Дата обращения 15.07.2012]


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Извлечения)

5Сохранение и укрепление здоровья школьников

5.1 Совершенствование школьного питания

С 1 января 2010 года в области реализуется программа «Школьное молоко»,  на реализацию которой муниципальным районам выделено 120,0 млн. руб. из областного бюджета. По состоянию на 25.04.10  школьным молоком обеспечено 82,7 тыс. учащихся 1-4 классов.

В 2010 году охват школьным питанием составляет  98 %  (2009 г.- 94,6%), в том числе горячим питанием  84,8% (83%). В целях формирования культуры питания и здорового образа жизни  в общеобразовательных учреждениях области в 1-6 классах реализуется образовательная программа «Разговор о правильном питании». По данной программе в области ежегодно проводятся региональные конкурсы на лучшую семейную фотографию, лучшую методическую работу  и лучшую детскую творческую работу. Победители конкурса ежегодно принимают   участие в ежегодной Всероссийской конференции «Воспитываем здоровое поколение», проводимой в г. Москве.

5.2 Введение региональных образовательных программ по здоровому образу жизни

В целях формирования у детей правильного отношения к здоровью во всех дошкольных образовательных учреждениях в 1-11 классах общеобразовательных учреждений области введена региональная программа «Основы здорового образа жизни», в 5-7 классах общеобразовательных учреждений – программа «Физическая культура с оздоровительной направленностью».

5.3 Увеличение количества уроков физкультуры в школах

В соответствии с методическими рекомендациями министерства образования области от 05.08.2009 г. в 797 общеобразовательных учреждениях (77%) увеличено количество уроков физической культуры до 3-х в неделю за счет школьного компонента Базисного учебного плана . Кроме того, в городских и сельских школах с большим количеством учащихся увеличен  объем недельных занятий по физической культуре  за счет введения дополнительно к 3 урокам физкультуры 2-3 «часов здоровья», в зависимости от продолжительности учебной недели. 

5.4Проведение мониторинговых исследований здоровья школьников

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» разработана региональная модель социально-психолого-педагогического мониторинга здоровья школьников. Апробация модели проведена на базе региональных экспериментальных площадок. Проводится мониторинг здоровья школьников и мониторинг эффективности реализации профилактических программ (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-СПИДа). Обобщение результатов мониторинга и эффективности профилактической работы происходит на ежегодных региональных и межрегиональных научно-практических конференциях. Функционирует региональная сеть ресурсных центров (6 районов) по вопросам пропаганды здорового образа жизни.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 23.03.10. № 06-499 с 2010 года организуется ежегодный мониторинг физического развития обучающихся школ.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Урок с применением здоровьесберегающих технологий и корригирующей гимнастики в 1 классе.

Обучение грамоте (чтения). Как три поросёнка искали буквы для звука [o].

Тема. Звук [o] и его обозначение буквами «О», «Ё».

Цели и задачи урока:

Образовательная:  научить детей выделять и характеризовать звук [o] в словах, узнавать буквы «о»-«е» среди других букв, учить читать отрытые и закрытые слоги с буквами «о»-«е», читать односложные и двусложные слова, ориентируясь на гласный звук, развивать умение подбирать слова с изученными буквами.

Развивающая: развивать фонематический слух учащихся, умение выполнять звуко-буквенный анализ слов, познавательные способности.

Воспитывающая: воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.

Здоровьесберегающая: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки, следить за осанкой, за утомляемостью глаз.

Оборудование: сенсорный круг, карточки, таблица, мультимедийный проектор, интерактивная доска, веер гласных букв у учащихся, набор звуковых фишек, таблица «Звукоград», «Буквоград», звуковая линейка у учителя.

Информационные ресурсы учителя:

Бетенькова, Н.М. Азбука /Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. Смоленск: Ассоциация 21 века, 2011.

Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слайд 1

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

ручки,  книжки и тетрадки?

Организация рабочего места учащихся: «Азбука», звуковые фишки, наборные полотна, веер с гласными буквами, простой карандаш, красный, синий и зелёный карандаши, сенсорный круг, карточки.

Сегодня мы отправимся на поиски новых букв, а помогут нам три поросёнка. Они тоже пришли в школу и хотят научиться писать и читать.

Ответы учащихся. Эмоциональной настрой.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Слайд 2

Расскажи все, что вы знаете о звуках речи.

Учащиеся рассказывают:

«Звуки речи бывают согласные и гласные. Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные: ударные и безударные».

Слайд 3

Помогите поросятам. Назовите картинки. Какое слово будет лишним?

Работа в парах.

Называние слов с изученными буквами, исключение лишних по слогоритмической структуре, по строению и значению.

При сравнении дети должны определить, что в словах (лиса, баран, заяц) общее: два слога и ударный звук [а], лишним будет слово «кот», т.к. оно имеет один слог и гласный звук [o].

Слайд 4

Послушайте и повторите чистоговорку:

Скоморох десерты нёс

И испачкал красный нос.

Подумайте: одинаково или по-разному произносятся слова нос и нёс?

Одинаково или по- разному они пишутся?

Попробуйте записать эти слова печатными буквами.

Хоровое проговаривание.

Слова произносятся по-разному, но есть одинаковый гласный звук [o].

Пение звука [o].

(Дети затрудняются в написании слов.)

3.Постановка учебной задачи: выявление места и причины затруднения

Какой звук вы должны сегодня научиться обозначать в словах?

Где возникло затруднение?

Научиться обозначать в словах звук [o].

После согласного.                 

4.Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 5

А)Выделение ударного гласного звука [o] из слова «нос», его характеристика.

1.Произнеси слово, проговаривая каждый звук (учитель одновременно открывает звуки на звуковой линейке).

2. Произнеси по слогам.

3.Произнеси с ударением.

4.Проверь.

5.Произнеси первый слог.

6.Прочитай слово по схеме:

7.Выдели и охарактеризуй первый звук.

8.Так как согласный звучит твёрдо, напиши после него гласную букву «о».

Б)Выделение ударного гласного звука [o] из слова «нёс», его характеристика.

1.Произнеси слово, проговаривая каждый звук (учитель одновременно с произношением открывает звуки на звуковой линейке).

2.Произнеси по слогам.

3.Произнеси с ударением.

4.Проверь.

5.Произнеси первый слог.

6.Прочитай слово по схеме:

7.Выдели и охарактеризуй первый звук.

8.Так как согласный звучит мягко, напиши после него гласную букву «ё».

Нноооосс.

В этом слове 1 слог, т.к. 1гласный звук.

Нос.

Гласный звук-[o], обозначают кружком.

Он состоит из 3 звуков.

[н]- согласный, твёрдый, звонкий.

Обозначаю звуковой фишкой.

Нноооосс.

В этом слове 1 слог, т.к. 1гласный звук.

Проверяю.

Он состоит из 3 звуков.

Гласный звук«О»- буква гласных звуков первого ряда, для обозначения твёрдости предшествующих согласных., обозначают кружком.

[н]- согласный, мягкий,звонкий.

Обозначаю звуковой фишкой.

Слайд 6

На что похожи буквы?

Чтение стихотворения:

Посмотри на колесо  ̶  

И увидишь букву «о».

Запоминание формы буквы «о» и нахождение её среди других букв.

Чтение стихотворения в « Азбуке» стр. 42.

Дети читают стихотворение хором с учителем по указке, потом находят буквы «о»-«ё» на картинках.

5. Физкультминутка на применение знаний

Учитель читает слова:

Мёд-мода.

Мол- мёл.

Вёз-воз.

Ров-рёв.

Дети приседают, если в слове будет буква «ё», наклоняются вперёд, если в слове будет буква «о».

6.Реализация построенного проекта (предметные действия с моделями,схемами)

Слайд 7

В каком домике «Звукограда» живут буквы «о»-«ё»?

Где стоит буква «о»? Почему?

Где стоит буква «ё»? Почему?

Буквы «о»-«ё» живут в домике гласных.

«О»- буква гласных звуков первого ряда, для обозначения твёрдости предшествующих согласных.

«Ё»- буква гласных звуков второго ряда, для обозначения мягкости предшествующих согласных.

Учитель читает:

Буква «о» и буква «ё»

Нам нужны для звука [o].

Слушать надо звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

Если слышишь «мо» и «но»

Значит в слоге буква «о»

Если слышишь «мё» и «нё»,

Значит в слоге буква «ё».

После твёрдых – буква «о».

После мягких – буква «ё»

Повторение хором.

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Слайд 8

Осуществление контроля над произношением слогов.

Хоровое чтение закрытых и открытых слогов.

Упражнение для глаз

Поставьте руки перед собой на расстоянии 15–20 см, посмотрите на средний палец правой руки и на сенсорный круг. Повторите упражнение

5–6 раз.

Слайд 9

Определение количества слогов, выделение ударного слога. Назови картинку. Сколько слогов в слоге? Докажи .

В слове «корова» три слога, т.к. 3 гласных. Сколько в слове гласных -столько и слогов. Ударный- второй слог: «ро».

Слайд 10

Составление и чтение слов.

Переставь буквы так, чтобы получилось слово.

Детям предлагают варианты ответов.

Учитель читает (дети подбирают слова для рифмы, получающиеся с помощью чередования в словах букв «о» -«ё»):

Замычала громко тёлка:

Я в хлеву стою без …

А Барбос, что службу нёс,

Вдруг задрал спесиво…

Пчёлы брать умчались мёд,

Отложив журналы в ….

А рассвет что всё дальше вёз

Солнца огненного ….

Хоровое чтение трёх фонемных слов: Сом, дом, лом, ком, бор, кол, пол, рот.

Учащиеся на веере гласных показывают гласные буквы «о»-«е».

Договори слова.

Назови имя как оно правильно пишется?

Море, ноты,  лото, Рома.

Слово  «Рома» пишется с заглавной буквы, т.к. это имя мальчика.

Физкультминутка «Мы проверили осанку».

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы идем, как все ребята,

И как мишка косолапый.

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.

        

        

(Ходьба на месте)

(Ходьба на носках)

(Ходьба на пятках)

(Ходьба на внешнем своде стопы)

(Бег на месте)

После всех выполненных заданий дети подходят  к стене и все время проверяют положение тела (затылок, лопатки, ягодица, икроножные мышцы соприкасались к стенке).

Игра «Парашютики»

Прочти слова, которые получаются в результате посадки парашютика.  

Мол, вол, ров, воз.

Мёл, вёл, рёв, вёз.

8.Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

Работа в «Азбуке». Стр. 41,42.

Дети читают в полголоса слоги, обводят – печатают гласные «о»- «ё».

9.Включение в систему знаний и повторения

Почему героями урока были три поросёнка?

Произнесите слово «поросёнок».

Какой ударный звук в слове?

Где он стоит?

Какую букву надо написать?

В слове поросёнок слышим ударный звук [o].

Ударный звук в слове -  [o], шестой.

Обозначим его буквой «ё»,т.к.

Он стоит после мягкого согласного звука.

Слайд 11

Обобщение знаний.

Какие буквы нужны для обозначения звука [o]?

Составим схему.

Для обозначения звука [o] нужны буквы «о» -«ё».

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какие буквы вы посоветуете запомнить трём поросятам и всем ребятам?

Чему научились на уроке?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что получилось лучше всего?

Какие задания показались наиболее интересными?

По желанию, придумайте и нарисуйте волшебные буквы «о» - «ё».

Буквы «о» -«ё».

Научились различать и писать буквы «о» -«ё» после согласных.