"Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Яньшина Ольга Васильевна

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

 В. А. Сухомлинский

Что у человека самое ценное, дороже самого дорогого подарка, чего не купишь ни за какие деньги?  Конечно же - это здоровье, именно оно обеспечивает  человеку  долгую  и благополучную жизнь. Здоровье человека — пожалуй самая актуальная тема для обсуждения на всех уровнях, а в современных условиях она становится первостепенной. Серьезное опасение вызывает у специалистов в области и педагогики, и медицины  состояние здоровья российских школьников, так как выявлено, что  по сравнению с их сверстниками  несколько десятилетий назад, оно значительно ухудшилось . При этом отмечено, что самое значительное повышение  частоты всех разновидностей заболеваний происходит в возрастные периоды получения ребенком школьного образования. Именно поэтому наиболее важным является  укрепление и сохранение здоровья, формирование навыков здорового образа жизни уже  с раннего детства. Институтом возрастной физиологии РАО был проведен  анализ школьных факторов риска, который показал , что в основном проблемы здоровья современных школьников  создаются и решаются в ходе ежедневной практической деятельности учителей. Значит, именно учителю нужно найти такие  направления,  работая по которым можно  превратить современную  систему  образования в "здоровьесберегающую".  Вот  здесь нам на помощь и приходят педагогические  технологии, способные сделать образовательное пространство школы "здоровьесберегающим".

-1 группа- технологии , обеспечивающие  организацию необходимых  гигиенических  условий      в                               образовательной организации;

-2 группа- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

-3группа-   психолого-педагогические технологии.

Это отмечает в своей работе "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"  Н.К. Смирнов:  " Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению -характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть эту связь".[1,с.5]

И вот здесь невозможно не сказать о том, что ценность здоровья  формально признается всеми, однако в практической деятельности  учителя она почему-то отходит на второй план, пропуская вперед обученность ,воспитанность, качество знаний, личностное развитие ученика.

Рассмотрим психолого-педагогические факторы , зависящие в большей степени от учителя:

-компетентность  учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;

-учет возрастных и функциональных возможностей школьников при выборе методик и технологий обучения;

- личность учителя, его характер, особенности психологии, умение управлять своим  психоэмоциональным состоянием; стиль педагогического общения, состояние здоровья, образ жизни;

- организация образовательной деятельности  с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

-оптимальный уровень  ограничений  свободы  эмоциональных  проявлений  учащихся.

-создание комфортного психологического климата на уроке и вообще  в образовательной организации .

Своей задачей как учителя на сегодняшний день я считаю изучение основ здоровьесберегающих технологий, применение их в практической деятельности  и  мониторинг  ее влияния на физическое и психическое состояние учащихся. Для выполнения этой задачи использую на уроке (и не только) специальные методические приёмы и средства.  Так сложилось, что на первый план в прошлом учебном году вышла проблема создания комфортной обстановки и благополучного психологического климата на уроке. Если раньше все, что касается организации настроя на урок, сосредотачивалось в оргмоменте в большей степени, то сейчас я твердо могу сказать, что  продумывать и подбирать такие приемы необходимо на каждый этап урока, а иногда их приходится сочинять на ходу, как подсказывает ситуация, сложившаяся на уроке. Какие упражнения нам помогали в решении данного вопроса?

-Утренняя музыкальная зарядка, причем музыкальное сопровождение выбираем вместе с детьми, если выбрали несколько вариантов, то танцуем на каждой перемене.

-Любимые занятия с утра (пазлы, раскраски, настольные игры, любимые игрушки, скакалки, мяч, обруч).

-Оргмомент (эмоциональный настрой на урок): речевки, кричалки, например:

Школьный прозвенел звонок         или    Рок, рок, рок -начинается урок!      

И позвал нас на урок,                                Ра, ра, ра -идет учиться детвора!

Будем мы внимательны,

Поймем все обязательно!

Игра "Угадай, кто?" (учитель приглашает одного ученика, это может быть дежурный, который поворачивается спиной к классу, учитель незаметно показывает, кому садиться, а дежурный должен угадать, кто сел).

-На любом этапе урока: работа в парах и группах сменного состава, соревновательные моменты ,чтобы обеспечить  активное движение учащихся; пантомима (показать, на что похожа изучаемая буква, показать животное, сказочного героя  из изученного произведения и т.п.); фрагменты мультфильмов, музыкальных композиций; пение (пропеть любимую песню только при помощи одного звука, изученного на уроке); игры с мячом (при проведении устного счета, фронтального опроса на любом уроке), инсценировка, музыкальные игры.

Очень важный момент урока не только в начальной школе- это хорошо знакомые всем  физкультминутки. Каждому педагогу необходимо учитывать их наличие в уроке , место проведения во время урока, содержание физкультминуток  и их продолжительность. С точки зрения уровня гигиенической рациональности учебного процесса  физкультминутки необходимо проводить на двадцатой  и тридцать пятой минуте урока, так как  эффективность восприятия и усвоения знаний  учащимися  в течение занятия имеет следующие показатели :

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

 Длительность физкультминутки должна составлять   одну  минуту, она состоит из трех простых  упражнений с тремя или четырьмя повторами каждого из них. В начальной школе детям очень нравятся физкультминутки в стихотворной форме. Например:

Мишка шёл, шёл, шёл(шагают)

И малинку нашел (разводят руки в стороны).

Удивился, наклонился (наклон вперед),

Облизнулся! Хорошо!(выпрямляются, руки вверх)

 И конечно же неотъемлемая составляющая любого занятия- это словесное поощрение, положительная оценка словом любого достижения ученика, даже самого маленького, обязательно должны присутствовать на каждом уроке.

Каждый урок должен принести и ребенку, и учителю  только позитивные  эмоции. Учащиеся не  должны испытывать ощущение  дискомфорта и  незащищенности в образовательном пространстве школы .  Ни одно методическое пособие  нас этому не научит, это наша самостоятельная работа, личный  путь к мастерству каждого учителя. Он тернист, но наполняет смыслом жизнь педагога.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) ...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...