Статья "Обучение чтению на начальном этапе"
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Мария Габдулловна Баластаева

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, связанная с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_balastaeva_m.g.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Баластаева М.Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы» (Россия)

  Обучение чтению на начальном этапе  

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. Развитие умения читать на иностранном языке и понимать читаемое - важная цель начальной ступени общего образования.

        Обучение чтению - это основная задача во 2-м классе, которая составляет формирование технических навыков чтения на английском языке:

 они должны овладеть буквами алфавита, усвоить звуко - буквенные соответствия, уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением их на смысловые группы.

        Овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, развитием памяти, внимания, мышления.

        На моей практике существует три подхода обучения чтению:

1) по правилам чтения, когда проходят путь об буквы к звуку.

2) от звука к букве.

3) запоминание слова целиком

         В своей работе применяю первый способ- это от буквы к звукам. При обучении учащихся чтению, я использую пособие Английский язык 1-3 классы «Уроки чтения» Минск АВЕРСЭВ 2000 г. и более современное пособие. Автор И.М. Луконина « Обучение технике чтения на английском языке» Саратов, издательство «Лицей» 2005 год, где интересные тексты для чтения и различные упражнения. Обучение чтению я начинаю с изучения согласных букв со звуками, а как только мы начинаем изучать гласную букву Aa, я знакомлю с двумя типами: открытый слог и закрытый, и мы начинаем читать. Я объясняю, что закрытый слог произносим кратко, а открытый поем.

        И так, в своей практике я использую первый способ обучение чтению, это от буквы к звуку, хотя я  работаю  по УМК «Spotlight» или « Английский в фокусе», авторы: Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. Москва Express Reblishing «Просвещение» 2008 год.

        В данном учебнике используются традиционные и зарубежные подходы в обучении чтению это ( глобальное чтение-whole-word reading) , а также вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний и некоторые транскрипционные значки.

        Для того чтобы чтение проходило успешно. упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, их использование в диалоге, затем - чтение и прослушивание текстов- диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать их в связном тексте (объем текстов до 100 слов, артикли не учитываются). Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; интонационный рисунок. Этому способствует тот факт, что практически все тексты записаны на диски и начитаны носителями языка.

        В 3 и 4 классах проходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция. Однако в учебниках недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках учителю можно использовать дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out (Убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen; b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):

Skate          park          corn                 her                                                                                                                                                                

skip            fly             hare                  pen

Например, таблица сочетаний согласных букв:

Буквосочетание

Примеры

sh

she

ch

cheese

tch

watch

ck

clock

th

the, mother

thank you

wh

what

who

ng

sing

nk

think

wr

write

kn

know

ph

phone

В зарубежной методике детей обучают чтению целых слов, используя приём "Look and say" ("Посмотри и скажи") [3]. Автоматизация распознания новых слов и их написание происходит в различных игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной, групповой и парной работе. Рассмотрим некоторые из них.

Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.

Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".

Three in a row! ("Три подряд!").

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее, приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: "Three in a row". Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.

Whispers. (= "Испорченный телефон").

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

Pass the ball. ("Передай мяч").

Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.

Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).

Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".

Работа со словами- исключениями:

1.Прочитайте слова-исключения и запишите их в алфавитном порядке.

2.Подберите к словам-исключениям рифму

Все упражнения и игры, которые используются на уроках целесообразно расположить по степени нарастания трудностей, а именно, вначале включить упражнения для обучения безошибочного чтения, затем для расширения поля чтения и, наконец, увеличение его скорости. При разработке комплекса упражнений для обучения технике чтения следует исходить из необходимости создания условий для формирования навыков чтения. В качестве таких условий выделяется однотипность примеров на правило чтения, регулярность их поступления в разнообразном окружении и направленность заданий на извлечение информации. При этом расположение этих упражнений носит ступенчатых характер, что позволяет их использовать на ряде уроков. Форма проведения этих упражнений и их количество устанавливается с учетом психолог - педагогических особенностей младших школьников. У большинства школьников этого возраста преобладающим видом внимания все еще остается непроизвольное внимание, которому присущи такие отличительные черты, как неустойчивость и легкая отвлекаемость. Установлено, что внимание школьников устойчиво тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, которая требует от максимально умственной деятельности, активизирующее мышление. В этом возрасте у человека еще неокончательно сложилось умение самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы. Что касается сравнения, то младшие школьники легче находят различия, чем сходства. Процессы, связанные с запоминанием, все еще зависят от наличия или отсутствия наглядности. Так, ученики прочно сохраняют в памяти конкретный материал, предъявляемый им многократно ( что объясняется быстрой забывчивостью) и с опорой на наглядность. Немаловажным является и тот факт, что школьники данного возраста все еще с большим интересом откликаются на такой вид деятельности, как игру, поэтому логично предположить, что и упражнения для обучения чтению должны содержать в себе игровые элементы. Однако, в тоже самое время эти упражнения должны позволить учащимся проявить свою самостоятельность, тем самым давая им возможность почувствовать себя взрослыми.

Таким образом, на начальном этапе изучения иностранного языка очень важно  научиться читать правильно, чтобы извлекать максимум информации и я думаю, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминить и закрепить изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Малиновская И.И. «Приёмы обучения чтению младших школьников на уроках английского языка». Преподавание иностранных языков 1 сентября, форум учителей.

НикитенкоЗ.Н. Журнал English №22 2009 год лекция №6 «Специфика обучения английскому языку в начальной школе. с.20-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при обучении чтению на начальном этапе

Учитывая психологические возможности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе мы отводим большое место игровым формам работы. Игра - это один из ст...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку.

Доклад на тему метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку....

Трудности в обучении чтению на начальном этапе.

В статье дано описание тех трудностей в обучении чтению, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги в своей работе. А также дан пример некоторых заданий для развития навыков чтения....

Обучение чтению на начальном этапе.

Данный продукт является результатом многолетней работы педагога по инновационным технологиям и  сплавом её идей в области преподавания и опытом работы в обучении чтению. Написание данного уч...

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...