Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.
статья по чтению

Валиуллина Маргарита Александровна

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnoe_chtenie.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

         Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение “Глобальному чтению” позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, “Глобальное чтение” развивает зрительное внимание и память.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

— глобальное чтение (целыми словами);

— послоговое чтение;

 — аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.

“Глобальное чтение” опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.

Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.

Обучение “Глобальному чтению” позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, “Глобальное чтение” развивает зрительное внимание и память.

Необходимо сказать, что использовать методику “ Глобального чтения” в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью “Глобального чтения” для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике “Глобального чтения” мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития. 

C чего начать обучение “Глобальному чтению?”

Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный.

Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении “Глобальному чтению” необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ:

 1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2.Чтение слов.

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например “кукла” и “мяч”. Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. В одном занятии показываем до 5-ти карточек-слов. В особо продвинутых случаях можно предъявлять малышу до 10-ти карточек подряд. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций.

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: “Покажи носик!” – “Покажи ушки!” – “Покажи животик!” и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

4. Чтение предложений.

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.
Кошка спит.
Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Таким образом, работа по “Глобальному чтению” нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении “Глобальному чтению” необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения

Возраст детей младших классов предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Поэтому необходимо использовать в работе следующие методики постановки произно...

Буклет для родителей "Обучение детей беглому и правильному чтению по методике А.Н.Корнева".

Советы родителям будущих первоклассников: нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс и   что  делать, если ребёнок знает буквы, но не умеет читать слог, сливая его....

Методика глобального чтения

Как научить ребёнка с ОВЗ читать...

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

" Читаю целыми словами" методика глобального чтения

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработ...

Обучение говорению (диалогической речи английского языка) на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях

На младшем школьном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие у учащихся понимания иноязычной речи, закладываются основы произношения, формируются умения говорения, а также...