Методика глобального чтения
методическая разработка на тему

Бондарева Нина Анатольевна

Как научить ребёнка с ОВЗ читать

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методы обучения чтению

Методов обучения чтению по большому счету всего три: фонемный, складовый и так называемый метод глобального чтения.

  1. Фонемный метод (главная единица чтения-буква)

Метод, по которому учились все мы с вами и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети.

Складовый метод ( метод чтения по слогам, т.е. единица чтения – гласная + согласная)

Каждый уважающий себя родитель слышал про кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика.

Этот метод весьма успешен, потому что послоговая речь физиологична для человека. К плюсам можно отнести и то, что во время обучения задействуются все зоны мозга за счет различных способов восприятия – зрительного, осязательного и слухового.

Существенный недостаток метода в том, что он рассчитан на групповое обучение, при индивидуальных занятиях эффективность метода нередко заметно снижается.

  1. Метод глобального чтения (единица чтения – слово)

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга..." в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы Читаем с пеленок.

Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами? 
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

- замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др. 
- нарушения понимания прочитанного,
- аграмматизмы при чтении.

Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно - сознательно или интуитивно - используют в своей работе "глобальные приемы" обучения. Вспомните "чтение по цепочке", при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Как правило, сначала учитель просит прочитать слово (фразу, предложение, абзац) "сильному" ученику (который уже умеет читать), затем "среднестатистическому", и только потом тот же текст читают "слабые". Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что "должно получиться" - понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят процессы "узнавания", "закрепления", "формирования новых ассоциаций" - происходит процесс эффективного обучения.


Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?"
До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям.  Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ.

"Знакомым" слово считается, если Вы показали его ребенку 15-17 раз - то есть три показа в день по 15 слов (15секунд! - одно занятие) 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней.

Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все 
карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

Берете стопочку из 15 карточек (вначале может быть меньше - я писала выше), ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано - только одно слово без комментариев. И так все карточки - показали и произнесли (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: "Ай да умница!" 

      Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. Я это называю СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые "выступления перед публикой" можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе. 
Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст - тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях.

САМОЕ ГЛАВНОЕ!

Это не должно становится самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! В общем-то, двухлетнему ребенку совершенно незачем уметь читать. У нас с вами другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на возможности правого (ведущего в этом возрасте!) полушария.
Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: "Обучая левое полушарие,- мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие - мы обучаем весь мозг!" Об этом надо помнить. А результат  обязательно проявится, будьте уверены.
Обязательно надо давать слов 10-15 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно. У некоторых детей вовсе может пропасть интерес из-за этого,  поэтому будьте бдительны. Нам-взрослым всё кажется, что это так трудно - зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть - никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание. 
Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно. Самых больших карточек (шрифт высотой 10см) у меня было 60 штук. 

 ТЕМЫ:

1. "семья" (мама,папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е), дядя, братик и так далее... 
2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.) 
3. игрушечные звери (которые у вас есть - то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия,ну, то есть как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие "кто как говорит" - "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу" - и т.д. - особенно, если ребенок уже учится говорить. 
4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.) 
5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т.д.)

6. любимая (ну, если не любимая, то знакомая) еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т.д. 
7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить.

Соответственно, планируем: 
день 1-ый - первый показ - одно слово мама, 2-ой - два слова: мама, папа, з-й показ: три слова - мама, папа, баба, 2-й день - четыре слова: мама, папа, баба, деда, 2 показ- мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 15 слов. С 16 слова - первое слово "мама" убираем. Для того, чтобы было понятно, какое слово надо убирать - я на обратной стороне добавляемой карточки писала число - когда она "пришла", чтобы не перепутать, какая именно карточка должна сегодня "уйти". А можно просто написать заранее список слов по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова - каждый день по три слова или по одному слову - в зависимости от режима, который вы выбрали. 
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что большие слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия). 

ЧТО ТАКОЕ "АКТИВНЫЕ" КАРТОЧКИ?

      Это слова, которые пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см ) черным маркером и обязательно печатными буквами, желательно ОТ РУКИ. "Активными" я их назвала по двум причинам: во-первых, с ними можно играть и производитьактивные действия, а не только смотреть и слушать, как это было с большими карточками; во-вторых, слова, которые пишутся на этих карточках являются наиболее актуальными для ребенка на данный период времени, когда происходит перевод слова из пассивного в активный словарь.Итак, "активные" слова - это слова, которые только-только появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышенный интерес, новые слова, которые он начинает употреблять в речи. Можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь -  в различные сюжетные игры: 
магазин, автоперевозки, ресторан, обед, и т.д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь Мишку), и делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", "конфета", "сок", "торт", "чай", опять "конфета" и т.д. Читаем, 
играем.
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить" - раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему "кто что ест". 
Можно разыскивать мам для потерявшихся деток (карточки "щенок" - к собаке, "телёнок" - к корове и т.п.) Можно перевозить "мебель" (карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин  - используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой  занимаемся. Давай дадим "конфету" Мишке - положили карточку Мишке, вот у Мишки "конфета" - акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А "котик" поедет на машине кататься - кладем карточку "котик" на машину, чтобы слово видно было и еще раз говорим: "КОТИК" поехал на машине и т.п.)  И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр.

     К слову сказать,  многие психологи с тревогой утверждают, что  современные дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем. 
Вместе с навыками сюжетно-ролевой игры развиваются и символьное мышление, и воображение.
      Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не 
означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие-то слова - это не суть важно - важен сам процесс. 

      
Замечу, что большие красные карточки - это тоже вещь нужная, просто в данном случае результат несколько "не ясен", но большие карточки имеют свою функцию - накопительную, это "фотоснимки", которые отображаются в мозге. А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать положительные эмоции. Кроме того, по свидетельствам многих моих знакомых мам, очень часто именно в результате работы с активными карточками дети-молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ!  На 
активных карточках можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся.   Активные карточки можно заводить параллельно с красными, и с глаголами и прилагательными, и словосочетаниями...  А  потом пойдут маленькие книжечки (на одной странице - слово, на следующей - картинка... см.рис.3). С этими карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладываете карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитываете сами все слова, желательно несколько раз "под разным соусом". Затем карточки перекладываем в другом порядке. 
Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово - переворачиваем карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке. Если нет - переворачиваем опять той стороной, где слово. Опять взрослый несколько раз прочитывает осташиеся слова. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. Можете придумать свой вариант такой игры. Главное - чтобы ребенок несколько раз сфокусировал внимание на написанном слове, услышал его и научился отгадывать по каким-то деталям. При угадывании,  не надо спрашивать у ребенка "Что тут написано?", лучше попросить показать  слово: "Как ты думаешь, где написано "мишка"?, покажи".  

      
Большие книжки делают так: берете большие листы для черчения (формат А3) складываете пополам, сшиваете или скрепляете в виде книжки (см.рис.4). Все это хозяйство разукрашиваем, наклеиваем картинку на 
страницу - снизу предложение короткое (отпечатано на принтере крупным шрифтом и приклеено). Например: Художник рисует. Деток постарше можно приобщать к созданию таких книжек. И замечательное совместное творческое занятие с ребенком - тут вам и рисование, и работа с ножницами, бумагой и клеем, и аппликация, и печатание, еще и чтение. Такая книжка точно будет любимая. Можно делать такие тематические книжки: Профессии (будут простые глагольные предложения), Цвета, Противоположности (будут предложения с прилагательными), Вежливые слова (в разделе "Обучающие презентации" можно скачать подобную книжку "Волшебные слова") и т.п. Я уж не говорю о книжках "Про себя-любимого" с фотографиями ребенка и всей семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Складовый метод

Слайд 2

1 этап. Чтение знакомых и родных слов

Слайд 3

2 этап: чтение словосочетаний

Слайд 5

3 этап: короткие предложения.