Программа для работы с детьми с повышенной познавательной активностью
рабочая программа по иностранному языку (3, 4 класс) на тему

Кузьмина Людмила Григорьевна

Данная программа является актуальной и своевременной. Большое значение придаётся использованию новых методических форм. Перед учащимися открываются все стороны страноведческого материала, даёт полное представление о странах изучаемого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvuy_angliyskiy_word.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для работы с детьми с повышенной познавательной активностью. Кузьмина Л.Г.

МБОУСОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г. Пролетарск

Учитель английского языка

2015 год.

 « Совершенствуй английский»

BRUSH UP YOUR ENGLISH

The Rockets may carry you into space.

English will take you everywhere.

                    Объяснительная записка

Иностранный язык – один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить знания ребёнка, стать средством его развития.

Учащиеся данной группы изучают иностранный язык с детского сада. Раннее изучение английского языка благотворно повлияло на общее психическое развитие детей, на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных ситуациях,

 на лучшее владение родным языком, на речевое развитие в целом. Но иностранный язык может явиться средством решения ещё более широких задач образования.

Важной задачей данной программы является объединение иностранного языка с другими предметами с целью решения определённых проблем, которые невозможно решить не только в рамках одного предмета, но и целого цикла предметов, так как требуется применение знаний разных наук.

Цель данной программы – дать учащимся глубокие знания страноведческого характера, активизировать их интерес к изучению иностранного языка, расширить культурный кругозор. В настоящее время возникает всё больше возможностей для установления и расширения международных контактов. Учащиеся должны изучить культуру, обычаи, традиции английского народа. Общеизвестный тезис « повторенье- мать учения» периодически подвергается обоснованной критике. Ему противопоставляется другой- « повторенье – не мать, а мачеха учения». Мать ученья – упражнение. В самом деле, чрезмерное увлечение повторением способно убить интерес к изучению языка. Но и чрезмерная вариативность языкового материала может затруднить освоение материала, мешать автоматизации языковых структур и тем самым ослабляет интерес к учению.

Поэтому важно сочетать повторяемость и вариативность при предъявлении иноязычного материала. Именно во взаимодействии этих двух факторов находится залог успешного закрепления языковых структур.

Данный принцип используется на примерах страноведческого материала. В этом состоит ещё одно преимущество данной программы.

В практике преподавания иностранного языка все более ощущается необходимость обучать не только языковым структурам, но и тому, что « что лежит за языком», т.е. культуре стран изучаемого языка: информативную и поведенческую культуру, литературные достижения. Учащимся будут предложены разнообразные кроссворды, дающие представление о том, что уже знают учащиеся, что их заинтересовало. Несомненно, у учащихся вызовет интерес работа с географическими картами. Можно попросить учащихся рассказать какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географического названия. Ещё одно задание, требующее использования географической карты: представьте, что вы едете в Великобританию. Какие достопримечательности вы посетите и почему? Мы знаем, как трудно запомнить имена собственные, особенно при разговоре, когда люди представляются друг другу и затем не повторяют своего имени. Кроме того, собеседники, если они довольно хорошо знают друг друга, начинают упоминать уменьшительные имена.

Для того, чтобы освоить имена собственные, можно познакомить учащихся с десятью наиболее распространёнными мужскими и десятью наиболее распространёнными женскими именами и их уменьшительными вариантами.  

После этого можно предложить сыграть в игры « Знакомство» или «Измени имя».

Большой интерес должна вызвать работа с пословицами и поговорками. Не исключена работа с идиоматическими выражениями и фразеологизмами. Всё познаётся в сравнении. Действительно, сравнивая, учащиеся смогут больше узнать не только об английском языке, но и о своём родном. В творческий процесс можно включить знаки и символы иноязычной культуры. К ним можно отнести марки, монеты. Полезно обсудить, что символизируют изображения на марках и монетах, какие важные стороны жизни они отражают. Большой интерес вызывают видеофильмы о странах изучаемого языка. После просмотром учащимся можно предложить следующие задания: записать, какие  географические названия были в фильме, какие имена собственные оказались новыми.

Сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всё протяжении его изучения играет введение элементов страноведения. Занятия по страноведению вызовут у школьников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении с культурой, традициями и обычаями стран изучаемого языка и мотив к серьёзному изучению иностранного языка в целом.

Возможные пути развития программы.

          Школа- это свой « микромир». Здесь живёт ребёнок, познавая, мир, большой, сложный, противоречивый. Поэтому одним из основных путей развития программы « Совершенствуй английский « является не только расширение знаний по грамматике, но и воспитание целостного восприятия мира. Этому способствует использование интегративных проектов, в которых  участвуют не только ученики и учитель английского языка, но и учителя других предметов. Кроме знаний, умений, навыков по предмету необходимы такие личные качества, как гибкость мышления, умение действовать в незнакомой ситуации, отстаивать свою точку зрения. Для педагогики сотрудничества наступил « Звёздный час». Материалы программы « Совершенствуй английский» полезны для учащихся, так как эрудиты познакомились со страноведческим материалом, появился интерес « покопаться» в энциклопедиях, справочниках, выработать навыки работы над словом, появился интерес познать себя,  сопоставлять, анализировать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Ребята узнали много фактов из истории англо-говорящих стран, появилось желание совершенствоваться. Материалы данной программы дают возможность привлечения материалов Интернета. Основной путь развития программы – развитие познавательных навыков, критического мышления, умений самостоятельно оперировать своими знаниями. Проектная методика как нельзя лучше подходит для работы по программе « Эрудит». Такой тип деятельности нравится учащимся. Подобно птичьему гнёздышку, шаг за шагом, страница за страницей, они отовсюду несут в класс веточки вдохновения. Их работы, как зеркало, отражают не только уровень языковой подготовки, но, что самое главное, - становление своего « Я «. Программа рассчитана на одарённых детей. Одарённые дети….Кто они? Они – наши ученики, все ученики без исключения. Из года в год с желанием и радостью дети приступают к работе по программе « Эрудит». Они все уверены в успехе и с нетерпением ждут занятий, плодотворного сотрудничества. По меткому выражению одного из учеников, они « забывают, что учат английский», настолько интересны и своевременны для них материалы, что иностранный язык стал средством познания нового. Программа даёт возможность индивидуальной творческой самореализации, содействует приобретению практического опыта, который можно использовать  для открытия и познания нового.

 « Творчество детей – условие становления их личности» (Амонашвили Ш.)

Данная программа является актуальной и своевременной. Большое значение придаётся использованию новых методических форм. Перед учащимися открываются все стороны страноведческого материала, даёт полное представление о странах изучаемого языка. Важным принципом является – обучить навыкам письменной и устной речи через изучение грамматики английского языка. Но без понимания культуры стран изучаемого языка сложно овладеть иноязычной речью, усвоить внутреннюю особенность языка, её корни. Программа способствует совершенствованию познавательных способностей обучающихся, хорошим средством для развития интеллектуальных и коммуникативных навыков содействует активизации мыслительной деятельности. Владение английским языком, как языком международного общения, является нормой для любого образованного человека. Предложенная программа решает несколько задач одновременно – практика устной и письменной речи на увлекательном эмоциогенном материале, ознакомление с крупными державами мира и, конечно же, освоение грамматического материала. Формы и методы работы, применяемые на занятиях, позволяют развивать такие качества как: сотрудничество, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, лабильность, способность анализировать ситуацию, нестандартное мышление. Учащиеся имеют возможность получить знания о культуре, жизни, укладе. Сотрудничество учителей предметников помогает осуществлять межпредметные связи.

Это стимулирует учащихся к самостоятельной научной работе. Ребятам предлагаются следующие виды деятельности: просмотр фильмов с обсуждением, участие в олимпиадах, дискуссии. Основные технологии, используемые для программы – критическое мышление, интерактив, проектирование. Основные методы, применяемые при развитии: навыков говорения – « мозговой штурм «, « круглый стол», ролевая игра, презентация проекта; навыки слушания – выполнение инструкций, сравнение, сопоставление, обобщение; навыков чтения – исследование текста, системация фактов, предсказание событий, чтение по ролям, замена финала; навыков письма – статья в газету, письмо другу, письмо официальному лицу, эссе, реклама. Все задания учащиеся готовят самостоятельно. Учитель оказывает лишь консультационную поддержку. Чтобы достичь грамматически оформленной речи учащимся

предлагается составить тесты для взаимопроверки.

К.Роджерс  писал:  « Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой»

Именно по этому принципу строится работа с детьми с повышенной познавательной активностью.

Всеми возможными способами воспламеняется в детях горячее стремление к знанию и учению. А разнообразие – добрый знак хорошего преподавания.

На занятиях эрудиты не только узнают о своих способностях, но и применяют их на деле. Конечно, деятельность учеников исходит из души учителя.

Методические  рекомендации  по реализации

программы.

Данная программа рассчитана на одарённых детей. Все наши ученики, все без исключения – одарённые. Из года в год я наблюдаю, с каким желанием и радостью дети работают по программе « Совершенствуй английский». Они уверены в успехе.

Плодотворное сотрудничество, организация различных режимов работы, создание ситуации, стимулирующей речевую активность - формируют мотивы для учения. Дети хотят не только знать, но и быть самостоятельными. Каждый из них индивидуальность. Программа поддерживает стремление учеников выработать свою точку зрения. Программа предполагает свободу выбора направления поиска и темпа работы. Работа проходит по принципу « фейерверка». Все учащиеся – звёзды, близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта, у одних он длинный, у других…..Самое главное на наших занятиях – ситуация успеха, открытое информационное пространство, постоянное совершенствование  фонда умения.

Говоря о принципе « фейерверка», учащиеся выделяют то, что при изучении  языков  и  культур  важно  стремиться,  чтобы  в  процессе  учебы  каждый  смог  достичь  определенный  результат  в  своем  культурно-языковом  развитии,  своей  коммуникативной  квалификации. И  этот  результат  учебной  деятельности  личностно  значим  для  школьника,  обогащает  всех  тех,  кто  с  ним  учится  в  одной  группе. Как  поэтически  добавляют  ученики, «как  большие  звезды (большие  достижения), так  и  маленькие  звездочки (менее  масштабные  достижения) светят  и  указывают  путь  к  свету,  к пониманию  себя (в  том  числе  и  как  участника  общения). Главное- это  хотеть  сиять. Все  звезды  красивы, вне  зависимости  от  того,  как  далеки  они  от  Земли».

Основные задачи программы.

1.Развивать умение работать в коллективе, сосредотачиваться на выполнении действия, находить самостоятельное решение коммуникативных задач.

2.Развивать коммуникативные навыки в устной речи.

3.Приобщение к культуре стран изучаемого языка, развитие и обогащение своей собственной культуры.

4.Формирование у учащихся навыков « культурного осознания».

5.Формирование понятия о том, что ни одна культура не является статичной.

6.Вовлечение в культурную деятельность.

7.Формировать понятие о том, что имеется не один – единственный английский язык, а целое семейство английских языков.

8.Развитие у учащихся словесно - логического мышления.

9.Развитие памяти, воображения, догадки средствами иностранного языка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1.У географической карты.

Подбор карт, материалов о Соединенном

Королевстве, Ирландии. Составление и изготовление страноведческих таблиц.

2.Лондон и его достопримечательности.

Подбор материала о местонахождении и общих сведений о Лондоне. Составление иллюстрированного

материала о достопримечательностях и местах отдыха в Лондоне.

3. Британские друзья. Знакомство с наиболее распространенными именами.

Составление таблицы с британскими именами, их уменьшительными вариантами, прозвищами. Изготовление карточек к игре « Поменяй имя». Подбор текста по данной теме.

4. Праздники в Британии.

Составление и изготовление календаря знаменательных дат. Подбор текстов по данной теме.

 5.Культура англоязычных стран. Значение книг в жизни человека. Значение с английскими писателями Б.Портер и Р.Стивенсон. Подготовка материалов об английских писателей. Подбор рассказов данных авторов для чтения и обсуждения.

6.Поззия.Стихи английских поэтов о дружбе, работе, природе, животных. Подбор стихов. Изготовление карточек с рифмами и карточек с видовременными формами глагола.

7. Юмор, его значение. Английский юмор. Подготовка юмористических  рассказов, шуточных песен, стихов.

8. Загадки, кроссворды. Конкурсы « Самый находчивый», « Лучший кроссворд».

Изготовление карточек с загадками, заготовок кроссвордов.

9. Пословицы, поговорки, фразеологические обороты, идиоматические выражения. Подготовка русских и английских пословиц. Изготовление « Колеса удачи» и материала к игре « Счастливый случай».

10. Пьесы английских авторов. « Посещение театра».

    Инсценирование пьесы. Подготовка и распределение ролей. Подготовка декораций. Подбор стихов и музыки.

Литература.

           1 А.А.Димент « Совершенствуй  английский».

          2 Э. Лэард  « Добро пожаловать в Великобританию и США»

          3  Лингвострановедческий словарь.

          4  Е. Полат « Метод проектов на уроках английского языка»

          5 Т. Сигал « Готовимся к олимпиаде по английскому языку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы повышения познавательной активности на уроках

Часть приемов, используемых на уроке по  повышению активности....

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

"Пути повышения познавательной активности у учащихся с недостатком интеллекта на уроках развития речи

Презентация к методическому объединеию учителей начальных классов , работающих в школе 8 вида.  Упражнения  и задания по развитию познавательной активности у учащихся с нарушением интеллекта...

Мультимедийная презентация как средство повышения познавательной активности младших школьников

Выступление по теме "Мультимедийная презентация" может быть использовано на заседаниях педагогического совета, МО, конференциях и т.д.Здесь Вы найдете теоретическую часть, подкрепленную презентацией, ...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...