Обучение произношению на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (4 класс) на тему

Вахитова Оксана Рустамовна

Данная статья предлагает материалы для использования на уроках английского языка для отработки произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственный стандарт общего образования требует обязательного изучения английского языка со второго класса начальной школы. Школьная программа предполагает обучение произношению в ознакомительном порядке. В основном оно ограничивается изучением интонационных особенностей произнесения тех или иных фраз и предложений в зависимости от ситуации общения и знакомством учащихся с примерным произношением звуков.

Многие недооценивает важность правильного произношения звуков, ошибочно полагая, что можно быть понятым и не произнося альвеолярных, мужзубных звуков, звуков с фонетической аспирацией и т.д., заменяя их более привычными русскими звуками. Ведь главное – это грамматика и коллокация слов. Но необходимо напомнить, что фонетика несёт в себе смыслоразличительную функцию. Из-за неправильного произношения звуков в слове можно быть непонятым, понятым неправильно или вовсе попасть в неловкую ситуацию. Исследования показали, что носитель английского языка слышит звук [p], произнесённый без фонетической аспирации, как звук [b], звук [k], произнесённый без придыхания, как звук [g]. Замена межзубных звуков [θ] и [ð] на щелевые [s] и [z] кардинально меняет смысл слова (think-sink). Характерное для русского языка оглушение конечных звонких согласных (зуб [зуп]) недопустимо. Отсутствие этого явления в английском языке приводит к тому, что носитель языка услышит не то слово, которое должен был услышать (bad-bat). Несоблюдение краткости/долготы гласных может заставить покраснеть англоговорящего собеседника

В данной работе представлены разработки фонетической зарядки по темам УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») для 4 класса  авторов В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Н.Поспелова.

В каждом модуле даются песни и рифмовки, которые создают положительную атмосферу в классе. Песни представляют большую ценность при изучении языка.

В них язык употребляется в реальном контексте. Песни и рифмовки помогают выработать правильное произношение и интонацию. Более того, использование песен способствует запоминанию новой лексики и повышает желание учиться.

Работа с песнями и рифмовками начинается с обсуждения картинок, которые их иллюстрируют. После первого прослушивания и решения всех трудностей в понимании текстов учащиеся повторяют за учителем текст по строчке, читают его самостоятельно, а затем исполняют песню или рифмовку, используя мимику, жесты и движения в зависимости от контекста. Так они демонстрируют понимание того, о чем поют. Работа над песнями с интересным сюжетом и персонажами может быть продолжена их драматизацией. Распределяются роли, и учащиеся должны петь только свои

строчки. Можно изготовить простые костюмы, чтобы представление было более реалистичным. Учитель старается привлечь к драматизации всех учащихся.

Тема «Days to remember»

Цель: научить учащихся говорить о памятных событиях, случившихся в прошлом, познакомить с неправильными глаголами в Past Simple; развивать умения аудирования, чтения и говорения.

В рамках этой темы ведется работа по закреплению употребления глаголов в Past Simple и изучению неправильных глаголов. Как известно, это одна из грамматичсеких тем, которая требует обязательного запоминания форм неправильных глаголов. Для отработки произношения окончания неправильных глаголов в прошедшем времени и для их лучшего запоминания  учащимся было предложено следующее упражнение. Учитель просит учащихся прочитать слова одно за другим по правилам чтения окончания ed. Учащиеся по очереди читают вслух сначала все слова из первой колонки, затем из второй, а затем из третьей.

/d/                

played

listened

served

closed

opened

lived

smiled

/t/

watched

walked

jumped

laughed

passed

talked

danced

clapped

/id/

painted

skated

visited

studied

added

started

shouted

wanted

Затем учителем предлагается стихотворение на основе фонетической зарядки.

Я в буфете buy-bought-bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay-paid-paid, (платить)
В классе в парту lay-laid-laid (класть)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно –
Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)

Далее см. Приложение  А «Основные формы неправильных глаголов»

Тема «A Working Day!» 

Цель: научить учащихся называть различные учреждения, спрашивать и рассказывать об их местоположении; развивать умения аудирования, чтения и говорения, научить называть профессии; тренировать учащихся в употреблении наречий частотности в предложениях с Present Simple; научить читать буквы e, i и u в сочетании с буквой r; развивать умения аудирования, чтения, говорения и письма.

В рамках этой темы учащиеся знакомяятся с названиями профессий,которые отрабатываются на  фонетической зарядке на отработку различных звуков, которые притсутствуют в названиях профессий:

Учитель вначале произносит звук, класс за ним повторяет. Затем учитель произносит слова с этим звуком, класс повторяет. Рекомендуется каждый звук и каждое слово произносить по несколько раз.

Сначала учитель проводит ориентировку, то есть знакомит детей в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звуков [t], [w], [з:]. Затем проводится планирование, то есть, поняв суть инструкции, дети вслед за учителем произносят звуки, а затем слова. После этого наступает этап фиксирования, когда дети задерживают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, чтобы запомнить положение органов артикуляции. Затем наступает непосредственная отработка звуков в словосочетаниях и словах.

[t] teacher, teach.

[w] waiter, work. what, where.

[з:] serve, curl, burgers, girl, Thursday.

После того, как звуки [t], [w], [з:] отработаны по отдельности, в звуксочетаниях и словах, учитель предлагает отработать звуки и произношение слов в словосочетаниях и предложениях в стихотворениях:

Where does a clown work?

He works at a circus.

Where docs a postman work?

He works at a post office.

Where docs a baker work?

He works at a baker’s.

Where does a nurse work?

She works at a hospital.

Where does a mechanic work?

He works at a garage.

Where does a waiter work?

He works at a cafe.

Where does a greengrocer work?

He works at a greengrocer’s.

Поскольку  тема посвящена профессиям, а, соответственно, работающим людям, то учащиеся часто будут использовать слова work, working, worker. Значит, необходимо уделить внимание произношение звуку [w].  Также проводится работа по отработке данного звука в несколько этапов. Сначала учитель проводит ориентировку, то есть знакомит детей в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звуков [w]. Затем проводится планирование, то есть, поняв суть инструкции, дети вслед за учителем произносят звуки, а затем слова. После этого наступает этап фиксирования, когда дети задерживают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, чтобы запомнить положение органов артикуляции. Затем наступает непосредственная отработка звуков в словосочетаниях и словах.

 [w] waiter, work. what, where.

После того, как звук [w] отработан в звуксочетаниях и словах, учитель предлагает фонетическую зарядку для отработки звука [w] и произношение слов в словосочетаниях и предложениях в следующем стихотворени:

What Does The Cat Say?

What does the cat say? Meow. Meow.

What does the dog say? Bow Wow
What does the donkey say? Ее Aw.

What does the crow say? Caw. Caw.

What does the farmer say? Shoo. Shoo.

What does the cow say? Moo. Moo.

What do they all say?

Тема «Animals»

Цель: научить учащихся говорить о животных и описывать их действия; тренировать учащихся в употреблении Present Simple и Present Continuous; развивать умения чтения, аудирования и говорения.

В целях повторения названий животных и в целях правильного произнесения звуков, учащимся предлагается фонетическая зарядка в виде стихотворения, но прежде чем давать детям стихотворение, учитиель проводит подготовку в несколько этапов. Сначала учитель проводит ориентировку, то есть знакомит детей в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звуков [dӡ], [r], [f], [l], [t]. Затем проводится планирование, то есть, поняв суть инструкции, дети вслед за учителем произносят звуки, а затем слова. После этого наступает этап фиксирования, когда дети задерживают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, чтобы запомнить положение органов артикуляции. Затем наступает непосредственная отработка звуков в словосочетаниях и словах:

[dӡ] giraffe

[r] giraffe, very, from, run

[f] giraffe, from, faster

[l] yellow, tall, long, legs.

[t] tall, eat, too, faster

После того, как звуки  [dӡ], [r], [f], [l], [t] отработаны в звуксочетаниях и словах, учитель предлагает фонетическую зарядку для отработки этих звуков и произношение слов в словосочетаниях и предложениях в следующем стихотворени:

The yellow giraffe

Is as tall as can be.

It can eat the leaves

From a very tall tree!

It’s got a long neck

And long legs too.

And it can run faster

Than me or you!

Таким образом, мы рассмотрели несколько фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

  1. Регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
  2. Учащиеся могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;
  3. Учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;
  4. Фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

Приведенные нами фонетические зарядки можно рекомендовать для использования в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Методическое пособие "Игра, как средство обучения на уроках английского языка"

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание р...

Игра как средство обучения на уроках английского языка

Дипломная работа "Создание комплекта обучающих игр для формирования навыков у учащихся начальной школы"...

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...