Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
материал по иностранному языку на тему

Ларина Татьяна Викторовна

Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx796.76 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар в рамках конкурса «Учитель года 2017» Ларина Татьяна Викторовна Учитель английского языка МБОУ «Пожарская СОШ»

Слайд 2

Работаю над проблемой: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий. ». Мое педагогическое кредо: Творить, пробовать, искать и развиваться

Слайд 3

Актуальность темы В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Слайд 4

Основные проблемы при организации данной работы Отсутствие естественной языковой среды; Низкая мотивация учащихся, которые не всегда стремятся быть коммуникативно активными» Влияние возрастных особенностей младших школьников при овладении английской грамматикой. Необходимо заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию.

Слайд 5

Цели и задачи. Задачи: 1. создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника. 2. использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве. Цель : развивать коммуникативную компетенцию младших школьников при использовании современных образовательных технологий , а также эффективных форм, методов и приемов работы .

Слайд 6

Коммуникативная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Слайд 7

Принципы коммуникативного обучения общению Принцип речемыслительной активности Принцип индивидуализации Принцип ситуативности Принцип новизны

Слайд 8

Способы формирования коммуникативной компетенции

Слайд 9

Способы формирования коммуникативной компетенции

Слайд 10

Нестандартные уроки Урок -путешествие; Урок- игра ; Урок - соревнование; Урок-викторина ; Урок -конференция; Урок – грамматический тренинг Нетрадиционные уроки являются одним из средств повышения мотивации, а это важное условие при изучении английского языка. Они позволяют закреплять и контролировать коммуникативные навыки.

Слайд 11

Коммуникативные игры Игра в обучении английскому языку, несомненно, является важнейшим средством развития коммуникативных умений учащихся. Проживая проблемную ситуацию в игровой форме, школьники решают речевые задачи, которые требуют употребления необходимых образцов общения.

Слайд 12

Метод проектов Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Слайд 13

Информационно-коммуникационные технологии Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. ИК технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. ИКТ открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. /

Слайд 14

Здоровье сберегающие технологии. Элементы здоровье сберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей. Это - физкультминутки, если проводить их, обязательно произнося соответствующий к ним текст.

Слайд 15

Занятия кружка «Счастливый английский» Кружок «Счастливый английский» служит средством общения, средством получения новой, интересной информации, углубляет языковые и культуроведческие знания. У учащихся формируется коммуникативная и межкультурная компетенция. Ребята, посещающие кружок, мотивированы на дополнительные занятия, встречи с учителем с целью активизации коммуникативных умений.

Слайд 16

Участие в олимпиадах и конкурсах Дети принимают участие в конкурсах по английскому языку. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно - потенциальный словарь.

Слайд 17

Мероприятия Внеурочная мероприятия, праздники по английскому языку способствуют развитию познавательного интереса учащихся, совершенствованию коммуникативных умений и навыков, формируют их коммуникативную культуру, способствует общему речевому развитию детей и расширению их кругозора. Праздник английского алфавита КВН «Хорошо ли ты знаешь английский язык»

Слайд 18

Литература Падей Е. В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при обучении английскому языку на начальном этапе: критерии и показатели // Молодой ученый. – 2013. – №2. « Коммуникативность обучения – в практику школы» под редакцией Е.И. Пассова , М. 1985, Изд. Просвещение. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998. Гальскова Н.Д. Межкультурное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.– 2004. – № 1. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе . – 2000 - №5.

Слайд 19

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Методический семинар на конкурс «Учитель года-2017»

« Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием  современных образовательных технологий».

Выполнила: Ларина Татьяна Виктровна, учитель английского языка МБОУ «Пожарская средняя общеобразовательная школа».

Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Методической темой моей работы является «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием  современных образовательных технологий».

Ее цель: развивать  коммуникативную компетенцию младших школьников при использовании   современных образовательных технологий , а также эффективных  форм, методов и приемов работы.

Задачи:
1. создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника.
2. использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве.

При организации работы над данной темой  можно выделить 3 основные проблемы:

  • Низкая мотивация учащихся, которые не всегда стремятся быть коммуникативно активными» 
  • Отсутствие естественной языковой среды
  • Влияние возрастных особенностей  младших школьников при овладении английской грамматикой.

Необходимо заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция  означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

В работе над данной темой  я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип речемыслительной активности 
  • Принцип индивидуализации 
  • Принцип ситуативности
  • Принцип новизны 

Говоря о способах формирования  коммуникативных навыков у младших школьников по английскому языку необходимо   выделить 2 вида деятельности   - урочную и внеурочную.

В учебной деятельности – это нетрадиционные уроки, игровые технологии, проектная деятельность, ИК технологии, а также здоровье сберегающие технологии.

С целью повышения мотивации я, стараясь выйти за рамки традиционных форм обучения, провожу нестандартные уроки. Например, урок –путешествие, урок - соревнование;  урок-викторина ; урок – грамматический тренинг. Детям очень нравятся такие занятия.  Данные уроки  предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

В своей работе  я стараюсь использовать современные образовательные  технологии, такие как:

-коммуникативные игры

-метод проектов,

-ИК технологии,

-здоровье сберегающие технологии.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

Игра в обучении английскому языку, несомненно, является важнейшим средством развития коммуникативных умений учащихся. Проживая проблемную ситуацию в игровой форме, школьники решают речевые задачи, которые требуют употребления необходимых образцов общения. На уроке можно проводить разные коммуникативные игры, например:

 Игра “Appointment”. Цель игры: назначить встречу . Речевые образцы,используемые в игре: Can you/ Would you like to come to … on…? How/What about…? I’d love to. I’m sorry I’m …-ing. Лексика: cinema, theatre, concert, restaurant, disco, bowling alley, café; days of the week, times.

Ход игры: Раздать каждому учащемуся карточки с днями недели, так называемые дневники, и написать на доске список семи различных мест, например, cinema,theatre, concert, restaurant, disco, bowling alley, café.Каждый ученик должен решить, куда он пойдет в каждый день недели.

Игра “My ideal partner”. Цель игры: формирование навыков устной речи по теме “Спорт. Хобби.”. Речевые образцы: I like/ don’t like… I like/don’t like …-ing. So do I/ Neither do I/ I don’t. Do you like…? Do you like …-ing? Yes, I do/ No, I don’t. 

Ход игры: Данная игра может быть использована в классе с любым количеством учащихся. Написать на доске, если необходимо, список различных видов спорта и хобби. Учащиеся должны из этого списка выбрать и написать в два столбика, что они любят  и что они не любят. Цель игры – найти партнера с наиболее схожими интересами. Чтобы сделать это, учащиеся должны  задавать друг другу вопросы, используя речевые образцы до тех пор, пока не найдут идеального партнера.

Следующая игра может быть использована для тренировки конструкции there is/are или вопроса Have you got…? Перед игрой положить в мешок  8 различных предметов, касающиеся лексики по определенной теме, например, животные, школьные принадлежности. Дети должны  задать 20 вопросов, чтобы угадать все предметы, находящиеся в мешке. Например, Is there a rubber in the bag?

В настоящее время  очень широкое распространение в образовательном процессе получил метод проектовПроектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Дети выполняют проекты по завершении определенной темы, закрепляя материал и развивая коммуникативные умения.

На своих уроках я также применяю ИК технологии и работаю  с интерактивной доской. Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности.  ИК  технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. ИКТ открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Интерактивные упражнения , типа «Заполни пропуски в предложениях», «Подбери слово к картинке», «Расставь по порядку», «Составь слова из букв», «Выбери правильный ответ», «Распредели слова по двум колонкам» помогают ребятам закреплять материал по пройденной теме в увлекательной и интересной форме работы.

Нельзя не отметить важную роль здоровье сберегающих технологий для закрепления  коммуникативных умений. Элементы здоровье сберегающих технологий, которые преследуют цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей. Я провожу физкультминутки,  при выполнении которых  учащиеся  произносят соответствующий к ним текст.

 Говоря о внеурочной деятельности следует упомянуть о занятиях кружка. Кружок «Счастливый английский»  служит средством общения, средством получения новой, интересной информации, углубляет языковые и культуроведческие знания. У учащихся формируется коммуникативная и межкультурная компетенция.

На занятиях кружка по английскому языку младшие школьники формируют и закрепляют коммуникативные навыки и умения с помощью разных форм работы. Это короткие стишки на запоминание грамматического правила или лексических единиц, кроссворды, английские песенки, разыгрывание микродиалогов по разным заданным ситуациям, написание письма английскому другу, чтение английских сказок, просмотр мультфильмов на  английском языке.

Ребята, посещающие кружок, мотивированы на дополнительные занятия, встречи с учителем с целью активизации коммуникативных умений. 

Дети также принимают участие в конкурсах по английскому языку. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся,  углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется  так называемый пассивно - потенциальный словарь.

Чтобы развивать познавательный интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные умения и навыки я провожу различные внеурочные мероприятия  по английскому языку. Они формируют  коммуникативную культуру детей, способствует  их общему речевому развитию  и расширению их кругозора.  Среди младших школьников были проведены следующие мероприятия: праздник английского алфавита, КВН «Знаешь ли ты английский язык?»

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога  над данной проблемой требует от учителей  постоянно обновляемых знаний в области данной тематики.

Учитель должен  находиться в постоянном поиске новых методов, технологий, чтобы увлечь и заинтересовать ребенка. Хотелось бы закончить такими словами: «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка

Современные условия предъявляют к выпускникам начальной школы новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков....

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности.

В настоящее   главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои рез...