Приемы мнемотехники на уроках английского языка.
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме

Бесшапошникова  Марина Петровна

Одним их эффективных способов овладения языковым и речевым материалом можно считать приёмы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx167.95 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире  знание иностранного языка становится необходимостью. Но не каждый из нас обладает яркой лингвистической способностью, феноменальной памятью и терпением. Изучение иностранного языка в школе зачастую превращается в механическое зазубривание, сложную, кропотливую и утомляемую работу, и, как следствие, совсем скоро у изучающего, особенно у ребенка, заканчивается терпение и пропадает интерес, который всегда стоит на первом месте в обучении. Для того, чтобы заставить обучающихся не просто запомнить, но и зажечь в их глазах огонёк интереса, расширить границы восприятия, в обучении приходит на помощь прекрасный метод мнемотехники.

Мнемотехника — это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Память многих учеников не приспособлена к “простому запоминанию” ничего не значащего для него иностранного слова. Зато эта память очень яркая и образная, особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, с так называемым “художественным типом”. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для слов и правил свои способы запоминания. Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка.

Ярким примером может служить мнемоническая модель запоминания следующих слов с использованием ассоциаций: 

slееp (спать): когда мы хотим спать, наши глаза слипаются;

a puddle (лужа): все мы в детстве падали в лужу;

a book (книга): в каждой книге есть буквы;

a boy (мальчик): бойкий мальчик;

brave (храбрый): бравый человек значит храбрый.

Необходимо показать ребятам, что английский уже вокруг нас, что многие знакомые детям названия продуктов питания происходят от английского языка:

шоколад nuts состоит из орехов;

шоколад milka приготовлена из молока (milk).

Для активизации лексических единиц можно использовать метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: «Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы - обезьяны. Они все время елозят – yellow, yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африкеr-r-r-r,red,red,red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой  кит. Он плывёт и булькает – blue, blue, blue».

Наш опыт использования кодирования сложных для запоминания грамматических структур в виде мнемонических образов, формул и схем позволяет говорить об их практической целесообразности и эффективности.

Так, например, при изучении грамматических тем Present Simple и Past Simple я использую прием ассоциаций. Вспомогательные глаголы, которые «спешат на помощь» ребятам при необходимости задать вопрос или построить отрицательные предложения, представлены в виде забавных персонажей два братца Do и Does, а так же их дедушка Did (созвучно со словом дед).

Одной из тем, которую русскоговорящим ученикам трудно понять являются краткие ответы. При изучении этой темы мы с ребятами после анализа нескольких ответов приходим к выводу, что все ответы строятся по одному признаку - это как собрать пазл из трех кусочков каждый раз подбирая нужный.

           

В настоящее время в методической науке можно найти различные мнемотехнические приемы:

- Создание квази-слов. «Квази» - латинское слово, которое означает «как». Квази-слова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке.

- Рифмизация. Детям даются слова, к которым надо подобрать рифму.

- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

- Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Главное в образовании ассоциаций - это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

- Метод связок. Этот метод заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый целостный рассказ.

- Метод создания ассоциограмм.

- Метод Цицерона на пространственное воображение (метод мест).

Исходя из своего опыта использования различных мнемотехнических приемов, могу отметить, что  мнемотехника значительно облегчает процесс изучения языка. Я считаю, что мнемотехника обеспечивает долговременное запоминание, развивает навык говорения и понимание английской речи без внутреннего перевода на английский язык. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка по теме “Travelling”

Использование новых приемов чтения на уроке английского языка....

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Приемы мнемотехники при изучении иностранного языка

Процесс запоминания иностранных слов представляет большую трудность для младших школьников. Вместе с тем, большой объем изучаемого материала заставляет обучающихся и учителей обратиться к более продук...

Приемы рефлексии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

В данной статье представлены современные приемы рефлексии....

Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе

Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе...

Использование мнемотехники на уроках английского языка

Не секрет, что во всем мире стала формироваться потребность в знании иностранных языков. Для успешного формирования языковой и речевой компетенций, учителя должны постоянно искать эффективные способы ...