Мастер-класс "Приемы мнемотехники на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты

Мордвинова Снежана Николаевна

МО нач.кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мордвинова С.Н. учитель начальных классов,

 высшей квалификационной категории,

МБОУ Азевская ООШ Агрызского муниципального района

Республики Татарстан.

Мастер- класс: «Приёмы мнемотехники в начальных классах»

Вы все, наверное, видели передачу «Удивительные люди», где люди демонстрируют уникальные способности своей памяти, действительно диву даешься, как это вообще возможно. Оказывается, они пользуются одним из приемов запоминания.

           

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.

Приведу примеры работы над конкретными словами.

При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.

“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите  в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

 

“Деревня” В деревне все дома сделаны из дерева. В слове “деревня” в слабой позиции пишут букву гласного “е”.

“Крестьянин” Человека, который работает на земле, называют крестьянином. Он должен быть крепким. Буква “е” из слова “крепкий” перепрыгнула в слово “крестьянин”.

Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.

 

Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Можно использовать звуковые ассоциации    

Суть мнемотаблиц ( пиктограммы) заключается в следующем: на каждое слово или предложение, главу  придумывается картинка (изображение); т.о.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы    - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Такую работу можно проводить на уроках литературного чтения при пересказе текстов. Ребенок учится во- первых делить текст на части, во- вторых выделять главное, в-третьих развивается связная речь, а так же развитие моторики.

Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Когда мы выбираем учебники, мы всегда стараемся выбрать хорошо иллюстрированные книги. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие связной устной речи.

Вывод.

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют "думать при запоминании", "осмыслить запоминаемый материал".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

01. " Использование приёмов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи "

Данный материал описывает особенности использования приёмов мнемотехники в работе с учащимися начальных классов. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание ...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...