Приём кластера как способ осмысления информации на начальном этапе обучения иностранному языку
статья по иностранному языку на тему

Степанова Анна Сергеевна

В статье представлен опыт применения кластера на начальном этапе обучения иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_anna_sergeevna_klaster.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Приём кластера как способ осмысления информации на начальном этапе обучения иностранному языку.

Учителя высшей квалификационной категории

Степанова Анна Сергеевна,

Шубина Галина Владимировна

Современная система образования предполагает овладение обучающимися различными компетенциями, в том числе и информационной - способностью результативно мыслить и работать с информацией. При обучении работе с текстом мы столкнулись с тем, что дети видят только информацию, представленную в явном виде. Для обучающихся представляет сложность работать с информацией, представленной в косвенном виде с использованием синонимов, отрицательных конструкций, сокращённых форм. Кроме того, непосредственную сложность представляет само восприятие текста на иностранном языке. 

Умение работать с текстом является одним из основополагающих при формировании познавательных учебных действий. Умение извлечь информацию из текста и структурировать её необходимо при работе с любыми видами текста, на любых предметах.

На своих уроках мы решили использовать приём кластера как один из способов осмысления информации. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо   с помощью приема кластера

-  позволяет осмыслить информацию;

- может служить основой для монологического высказывания;

-  учит умению работать по алгоритму;

- помогает в работе с информацией, представленной в косвенном виде;

- способствует пополнению лексического запаса;

- развивает способность учащихся мыслить творчески.

Для начала мы изучили имеющийся опыт коллег в применении приема кластера. Столкнулись с тем, что в основном кластеры используются в старшей и средней школе.  Поскольку мы работаем с младшими школьниками, то мы решили определить наиболее эффективные способы работы с кластером.  Наиболее прост в применении лексический кластер.

Для начала мы познакомили детей с понятием кластера, научили составлять лексический кластер на этапе актуализации знаний в начале изучения модуля. В конце изучения модуля предлагали дополнить кластер новыми лексическими единицами. Новые слова предлагали записать другим цветом. Третьим цветом записывали  слова, которых нет в учебнике, но ученики их знают по этой теме. Лексические кластеры можно вести в тетради, можно составить один общий кластер и иметь его в классе на виду в течение изучения всего модуля, пользоваться им, дополняя его. Можно составлять лексические кластеры в парах на этапе актуализации знаний по теме, можно провести соревнование, у кого самый «гроздистый» кластер.  Поскольку темы,  изучаемые во 2 и 3 классе, совпадают и изучаются параллельно примерно в одно и то же время, повторяются с усложнением и расширением лексики и грамматики, у детей 2-х классов повышается интерес, мотивация к изучению новых слов, если они видят кластер в общем доступе в кабинете.

Кроме лексических, мы использовали и грамматические кластеры при повторении времён глаголов. Детям предлагалось выписать глаголы в настоящем,  прошедшем времени, модальные глаголы.

Затем мы познакомили обучающихся с  принципом составления кластера по тексту. Первый кластер составляли коллективно. За основу был взят текст из учебника про эму, в котором надо было выписать не только части тела, но и их характеристики. А затем предложили по этому кластеру составить монологическое высказывание по цепочке всем вместе, а потом записать самостоятельно текст. Кластер подходит для обучения  монологической речи, т.к. он представляет собой систему ключевых слов.

Таким образом, учим детей как составлять по тексту кластер, так и делать обратный перевод кластера в текст. При этом пополняется не только лексический запас, но и развивается речь, повышается интерес к изучению языка, обучающиеся с радостью выполняют подобные задания.

В 4-м классе по программе «Планета знаний» в учебнике очень объёмные тексты. У менее успешных  детей только их вид вызывает испуг. Но представление этого текста в виде кластера помогает снять трудности при составления монологического высказывания по тексту и вычленения основной информации. Так мы предложили ученикам самостоятельно составить кластер по тексту о достопримечательностях Москвы, а на его основе составить небольшой рассказ о том, что они могут увидеть в Москве. С этим заданием справились почти все, т.к. сам принцип составления кластера им понятен.

Применение приема кластера способствует развитию умения понимать текст и использовать его информацию для выполнения предметных и метапредметных   заданий. К достоинствам применения приёма кластера можно отнести следующее:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться;

в ходе данной работы формируются и развиваются умения выделять главное;

устанавливать причинно-следственные связи;

учит детей систематизировать материал;

способствует творческой переработке информации.

Применение приёма кластера позволяет снять трудности в понимании текста, помогает в систематизации знаний и делает урок интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»

использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...

Использование методического приема "игра" на начальном этапе обучения иностранному языку

Одним их эффективных приемов обучения английскому языку на начальном этапе является использование различных сюжетов, историй, игровых ситуаций, придуманных снасала учителем, а потом и детьми.Говоря об...

Методические рекомендации на тему: «Интеграция бессознательного и сознательного на раннем этапе обучении иностранному языку»

Повышение требований к уровню овладения иностранным языком и введение обязательной итоговой аттестации по иностранному языку побуждает преподавателей искать эффективные пути совершенствования методики...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...