"О чем поведал Каргопольский узор. Орнамент народов России".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Азналина Виолетта Рустамовна

              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.11.2018

ФИО учителя: Балдина В.А

Школа: №104

ФИО студента: Гиниятуллина В.Р.

Класс: 1 «м/х»

ФИО методиста: Мотовилова Н.В.

Кабинет: 211

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ТЕМА: «О ЧЕМ ПОВЕДАЛ КАРГОПОЛЬСКИЙ УЗОР. ОРНАМЕНТ НАРОДОВ РОССИИ».

Цели деятельности учителя: создать условия  для ознакомления со звуками  [т], [т'], с печатными буквами Тт.

Планируемые результаты.

Предметные:

знать: особенности народного художественного ремесла – каргопольская игрушка, ее узоры(символ солнца, земли, зерен).

уметь: выполнять роспись силуэтов игрушек гуашью.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: Открытие «нового» знания

Оборудование:

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

слово учителя

1 мин.

Начинаем урок. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. И научитесь украшать окружающую вас действительность. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Я желаю вам творческих успехов!

Готовят рабочее место.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

фронтальный опрос

2 мин.

Повторение изученной темы

Зрительный ряд: роспись хохлома и каргопольские птички.

- Знакомы ли вам эти росписи?

- Какие названия элементов травного орнамента вы знаете?

- Какие цвета используют в хохломской росписи?

- Каких птичек в данной группе можно назвать лишними? Почему?

- Видели ли вы такую роспись раньше?

- Сегодня я вам предлагаю познакомиться с новым видом росписи, который называется…

Ученики отвечают на вопросы.

-Хохломская роспись

-«Капелька»,«усик»,«завиток, «кустик».

-Черный, золотой, красный, зеленый

Читают на слайде -

Каргопольский узор

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный фронтальный опрос

- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке?

- А ещё сегодня мы узнаем, как правильно выполнить каргопольский узор.

Почему узор так называется?

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

П: постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие нового знания»

Словесный

Беседа

Наглядный

презентация

Словесный

рассказ

 10 мин.

- Есть на севере нашей страны  небольшой старинный городок Каргополь Архангельской области.

- Освободившись зимой от сельскохозяйственных работ, каргопольчане целыми семьями принимались за создание глиняной посуды.  А из остатков материала лепили маленькие незамысловатые фигурки.
- Рассмотрите  таблицу.

- Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства.

- Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен и идёт из глубины веков.

- Посмотрите на знаки-символы:

земля изображена в виде ромба;

зерно в виде смыкающихся скобок;

дерево жизни – древнейший мотив народного орнамента – изображён в виде ростка, на концах ветвей которого нарисованы плоды;

солнце изображено в виде круга и розетки.

- В народном искусстве многие изделия украшены знаками поклонения солнцу и земле. Солнце славят в своих работах многие мастера и художники, славите  его и вы! Когда?...

- Когда  водите  хоровод.

- Скажите, есть ли цветочки или листики на этих узорах?

- Как называются такие узоры?

- Итак, какие фигуры используют каргопольские мастера в своей росписи?

- Действительно, мы видим разные фигурки, и  называются они...

- Соответственно,  узор, орнамент какой?

- Какие цвета преобладают в каргопольской росписи?

- Какие элементы каргопольской росписи нашли вы? Покажите.

Дети высказывают своё мнение.

Нет

Травные

Круги, ромбы, полоски, овалы, волнистые линии

… геометрические.                                                            

геометрический    

                                                   

красный, чёрный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Динамическая пауза

Практический

1 мин.

Динамическая пауза

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!

Повторяют упражнения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический

3 мин.

Творческая работа.

- Повтори элементы  каргопольского узора.

- Рисуй сразу кистью!

- Используй палитру каргопольского узора.

- Что вы должны сделать до начала творческой работы?

Дети должны решить, из каких элементов будет состоять орнамент;

выбрать цвет;

подготовить альбом и начать рисовать.

Рисуют.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин.

- Сейчас каждый из вас получит рисунок, на котором дана фигурка. А ваша задача украсить фигурку так, чтобы она была похожа на настоящую каргополькую игрушку. Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ.

Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ.

-Не спешите, работайте аккуратно. Старайтесь, чтобы получилось красиво. Главное не скорость, а результат. 

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный

беседа

2 мин.

Ребята, время творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Приносим свои работы и кладём их на пол у доски.

- Из каких элементов состоит каргопольский узор и что они означают?

- Какова палитра каргопольского узора?

Я очень довольна вашей работой на уроке. Наш урок окончен! До свидания!

Итак, ребята, работа завершена!

Выставка

Анализируют свою работу на уроке

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение символов в орнаментах народов Крайнего Севера

Проект, выполненный совместно с детьми....

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Технологическая карта урока изобразительному искусству по ФГОС "В гостях у народного мастера С.Веселова". Орнамент народов России

Познакомить учащихся с традиционными народными  промыслами  России,  с элементами  хохломской  росписи....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «О чём поведал каргопольский узор» (1 класс)

Цель урока: формирование навыков рисования каргопольского узора, представлений о происхождении каргопольской игрушки.Задачи урока Дидактические:освоить приёмы рисования каргопольского узора;закре...