«Использование интерактивных методов на уроках английского языка»
статья по иностранному языку

Халимонова Александра Валерьевна

Методический семинар для учителей английского языка, работающих в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Методический семинар по теме

«Использование интерактивных методов на уроках английского языка»

Халимонова Александра Валерьевна,

учитель английского языка

МОУ «СОШ № 9»

г. Благодарный

Добрый день, дорогие коллеги! Свое выступление я хотела бы начать с просмотра небольшого ролика, который поможет нам раскрыть сущность понятия «интерактивное обучение». Ролик вы будите смотреть, чтобы выполнить следующие задания: те, у кого на столе зеленый цвет – расскажите, что вы  посмотрели, используя только глаголы; красные - прилагательные, синие – существительные.

(просмотр видео)

Примерные ответы: цель, сотрудничество, проблема, группа, команда, делать, думать, пытаться, действовать, достигать, выполнять, дружные, отзывчивые, упорные, оригинальные и т.п.

С вашего позволения я сформулирую все сказанное вами в одно предложение.

Для достижения результата необходимо взаимодействовать, обмениваться знаниями, опытом, что способствует развитию личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Это и есть Концепция Российского образования. Это и есть главная идея новых стандартов. Это требование современной жизни.

Жизнь в свою очередь – это взаимодействие, иначе интеракция.

Интерактивный  — inter (взаимный), act (действовать).

Интеракция – это взаимодействие, воздействие друг на друга; динамичная, меняющаяся последовательность взаимно ориентированных действий партнеров, вносящих в свои действия изменения в зависимости от того, что делает или говорит  другой; это социальный контакт, выстроенный на сочетании инициативного действия и действия – реакции.

    Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная  методика  позволяет  сделать  процесс  обучения  активным  и  для учителя, и для ученика. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

На мой взгляд, Технология интерактивного обучения является самой удачной технологией, она как нельзя точно, совпадает с тем, что наши ученики встретят в реальных условиях, выйдя из стен школы.

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, равно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе.  

И суть обучения во взаимодействии выражает китайская пословица:

«Скажи мне, я забываю,

Покажи мне, я могу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда»

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вот так выглядит так называемая «Пирамида запоминания» (слайд 4)

Из этого можно сделать вывод, что во время имитации участия в реальном процессе обучения ученик запоминает до 90% информации.

Существует огромное количество  методов интерактивного обучения.

Дьёрдь Пойа сказал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Когда я готовилась к данному мероприятию, мне попался на глаза один прием, который мне показался наиболее подходящим для проведения моего семинара. Я держу в руках разные карандаши – простые и цветные. Скажите, а чем они отличаются друг от друга?

Ответы участников:

Простые: Мы одинаковые, серые, обычные.  (Мы можем дать определение – стандартные)

Цветные: Мы разные, необычные, яркие. (Мы можем дать определение – нестандартные)

Я думаю, что вашим определениям «одинаковые» и «разные», подойду также слова «традиционные» и «нетрадиционные». Свяжем эти слова с понятием «уроки английского языка». Да, уроки английского языка могут быть традиционными или нетрадиционными. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы могут увлечь ребят. Я, как учитель иностранного языка, постоянно ищу резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что моя главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Во многом эффективность и результативность иноязычного образования зависит от того, как построен процесс освоения иностранного языка. Интерактивные методы обучения английскому языку полностью соответствуют требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Таким образом, интерактивный метод обучения английскому языку является одним из методов проведения нетрадиционных уроков. Коротко расскажу , как выглядят мои нетрадиционные уроки.

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «учитель-ученик»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «ученик-ученик»

АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ

Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными.

АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ

Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах.

СОЦИАЛЬНО-ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ

Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками.

УЧИТЕЛЬ – «НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ»

Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ

Я организую учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ)

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА)

Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Я  работаю с учащимися младшего звена.  И  хочу показать применение интерактивных технологий в обучении английскому языку в начальных классах.

 «Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие ли стоящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики по команде меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги. Например тему «Знакомство»

Метод «Мозговой штурм»– универсальный педагогический метод по свободной выработке множества идей на заданную тему.

С моей точки зрения этот прием позволяет заставить учащихся размышлять, путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя- роль проводника.

Метод «Карта памяти» “Mind Map”

 Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

  Возможности использования «Карты памяти»:

•        При систематизации, повторении материала

•        При работе с текстом

•        При повторении в начале урока

•        При введении в тему

•        При сборе необходимого языкового материала и.т.д.

Так, например, на уроке в 3 –ем классе, при повторении темы “Food”, ребята создали такую карту памяти. Затем, работая в парах разыграли диалоги за столом, используя данные слова.

Метод проектов

Огромную  популярность  в  последнее  время  приобретает  метод  проектов.  Метод  проектов  позволяет  творчески  применить  языковой  материал,  превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

Метод проектов я использую в тесном контакте с учебной программой. После изучения тем идет проект. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной цели – наглядное представление результата, будь  это рисунок, поделка, аппликация или сочинение. Ребята с увлечением включаются в работу над проектом. Задания подбираются так, чтобы соответствовали индивидуальному уровню учащегося. Некоторым ученикам помогаю определиться с темой, посоветовать, где брать информацию, как лучше ее представить. Считаю, что при данной работе происходит тесное сотрудничество учителя с учениками, так как вместе обсуждаются результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических единиц. У детей исчезает страх перед иностранным языком, в памяти учащихся надежнее закрепляются грамматические и лексические единицы  английского языка. Каждый ученик становиться способным к самореализации и самое главное, развивается положительное отношение к предмету и иностранному языку в целом.  

        Метод театральной педагогики

Творчество можно считать воображением, примененным на практике. Театр – это прежде всего игра, в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их. Цель театральной педагогики – создание условий для развития воображения и памяти обучающихся, обучение свободному выражению мыслей и чувств посредством слова, интонации, мимики, жестов. 

Использование интерактивных методов позволяет эффективно работать над повышением качества обучения, мотивации к изучению английского языка и совершенствованием коммуникативных навыков у обучающихся.

Спасибо всем. Хочется верить, что предложенные идеи и методические решения будут вам интересны и полезны. Успехов и новых открытий!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов  в образовательном ...

«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».

Данная работа позволяет анализировать  игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько  важных функций, которые она вып...

Использование интерактивной доски на уроке английского языка

Представлен материал для выступления о возможностях использования интерактивной доски на уроке...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. Nelson Mandela. Если вы разговариваете с человеком на яз...

Использование интерактивных сказок на уроках английского языка, как средство повышения мотивации изучения предмета.

Информатизация системы образования подразумевает использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе современной школы. С учётом возрастных особенностей детей начальной школы в качес...

реферат: Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку младших школьников

В данной работе рассматривается методика использования интерактивных тетрадей. Что такое интерактивная тетрадь. Для чего она нужна. Для какого возраста подходит. Основные ошибки при внедрении интеракт...

«Использование интерактивных упражнений на уроках английского языка».

В этой статье рассказывается о сайте LearningApps.org   который можно использовать на уроках английского языка, и с помощью этого сайта можно создавать разные интерактивные упражнения,задани...