Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку

Боброва Галина Генндьевна

Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и грамматике. В своей статье я расскажу, как не тратя много времени от урока, совершенствовать фонетические навыки в комплексе с остальными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskiy_navyk_statya.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

       Фонетика является базовой характеристикой речи, соответственно именно со звуковой стороны речи начинается изучение любого языка. Речь будет малопонятна слушающему  или непонятна вообще, если говорящий не в полной мере обладает произносительными или фонетическими навыками, поскольку уникальные слуховые образы и эталоны накапливаются, а далее хранятся в человеческой слуховой памяти. Мы слышим те самые образы или эталоны, а затем сверяем их с теми, что накопили в своей памяти. Во время таких видов деятельности как чтение и письмо срабатывает внутреннее проговаривание, то есть внутреннее озвучивание и произнесение. А значит только благодаря наличию хорошо сформированных произносительных навыков будут нормально функционировать остальные виды речевой деятельности.

       Однако современные общеобразовательные школы не уделяют должного внимания данному аспекту речи, в отличие от грамматики или лексики. Хотя начальный уровень изучения английского языка это самое благоприятное время для формирования фонетических навыков, поскольку на этом этапе закладываются основы для элементарной коммуникативной компетенции. Соответственно, правильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для хорошего усвоения языкового материла и положительным образом влияют на правильное формировании умений устной речи, чтения и письма.

       Основная причина того, что фонетическим навыкам не уделяют должного внимания это недостаточное количество часов для прохождения программы, поэтому обучение фонетики идет совместно с изучением других аспектов языка. Таким образом, материалом для формирования и развития фонетических навыков может быть все что угодно и внедряться может на любом этапе урока.

       Целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенцией, т.е. умении пользоваться имеющимся языковым материалом в бытовых и более формальных условиях, проще говоря, умение общаться на иностранном языке. Однако, чтобы научиться понимать иностранную речь, говорить и читать на английском языке необходимо овладеть звуковой стороной иноязычной речи. И целенаправленная работа по формированию и развитию фонетических навыков может обеспечить данное условие.

       Каким же образом работать над формированием и совершенствованием фонетических навыков не выходя за рамки рабочей программы?

       Во первых, как можно чаще прибегать к аудио наглядности. Обучающиеся должны слышать не только речь учителя, но и речь носителя языка в разных вариациях. Авторы современных пособий уже позаботились об этом и включили в УМК аудиоматериалы, осталось не пренебрегать ими.

       Во-вторых, необходимо включать в урок фонетическую зарядку. Материалом могут служить рифмовки, пословицы, поговорки, чистоговорки и прочее. Главным критерием отбора фонетического материала должна служить функциональность. Благодаря правильно подобранному материалу, вы можете не только совершенствовать фонетические навыки, но и решать другие учебные задачи, ввести или отработать новую лексику, грамматическую конструкцию, познакомить обучающихся с клише и этикетными нормами общения, культурным своеобразием страны изучаемого языка.

        К примеру, с помощью пословицы «An apple a day keeps the doctor» away можно ввести тему или помочь сформулировать цель урока. Можно поработать с такими грамматическими понятиями как, артикли или настоящее простое время. Решая задачу в рамках социокультурной компетенции, можно поговорить о том, какой продукт считается наиболее полезным в стране изучаемого языка, и какой в родной стране. Можно предложить детям вспомнить пословицы на родном языке на указанную тему.

       Хорошо, если выбранный материал будет интересен детям, презентован носителем языка и визуально иллюстрирован. При отработке проблемных фонем необходимо показать правильную артикуляцию, положение органов речи при произнесении.

      В заключении можно сказать, что работа над формированием и совершенствованием фонетических навыков будет проходить успешнее, если учитель будет представлять собой хороший пример для подражания. Педагогу следует следить за качеством своего произношения и  исправлять ошибки в произношении обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе

Статья "Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе"...

Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)

В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...

Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"

Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"...

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в формировании ключевых компетенций метапредметного характера на уроках английского языка в начальной школе"

1.Упражнение на релаксацию2.Компетенция личностного самосовершенствования.3.О здоровьесберегающей технологии.4.Пальчиковая гимнастика.5.Упражнения для сосудов головного мозга и зрения.6.Упражнен...

Практические основы формирования фонетических навыков при изучении китайского языка в начальной школе

В любом языке присутствуют звуки, непривычные для тех, кто изучает его. Отсюда и возникают трудности в произношении, а поэтому изучение языка следует начинать именно с постановки произношения. Проблем...