В гостях у народа мари
классный час по иностранному языку (4 класс)

Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "В гостях у народа мари"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_naroda_mari.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

Тема: Занятие – путешествие «В гостях у народа мари».

Цели и задачи: 1) Создать атмосферу добра, сопричастности к культуре    народа;

                           2) Познакомить с этнографическими группами мари и особенностями их

                                культур;

                           3) Развивать кругозор, воображение.

Материалы  презентация к уроку: куклы в костюмах, шымакш, сорока, шарпан, нашмак, карта Республики Марий Эл, таблицы с названиями этнографических групп, компьютер, проектор.

Ход урока.

                                I.            Организационная часть.

- Салам тылат, туныктышем,

Салам, йоратыме школем,

Салам, шумбел Морко кундем,

Салам лийже, йолташ – влакем!

                             II.            Вступительное слово учителя.

- Поро кече, удыр ден рвезе – влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям «Поро кече». Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки… С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по земле Марий Эл. Мы побываем в гостях у луговых, горных, восточных марийцев. В Марий Эл по доброй традиции гостей встречают песней.

Дети слушают марийскую народную песню «Мландыжат шем рокан».

- Шичса, удыр – влак, шичса, рвезе – влак.

                           III.            Основная часть.

2 слайд (Онар)

- Прекрасен наш марийский край. Богат он живописными озёрами, лесами. Характер, душевный склад марийцев определила сама природа: душевные, гостеприимные. Марийцу любо лесное приволье и поэтому мы зовём свою республику Марий Эл – край лесов, Земля Онара. – земля могучего великана, некогда жившего в нашем крае.

Речевая разминка.

- Прежде, чем мы двинемся дальше по земле Онара, проведём речевую разминку и ответим на вопросы.

- Тыйын лумет кузе? Таче могай числа?

- Тыйын лумет кузе? Таче могай арня кече?

- Тыйын лумет кузе? Кызыт могай идалык жап?

- Тый кушто илет?

- Тый кушто шочынат?

- Тый кушто тунемат?

што

ште

- Молодцы, вспомнили и повторили, что слова в местном падеже отвечают на вопрос где?- кушто? и образуются при помощи окончаний

3 слайд (карта РМЭ)

Посмотрите на карту нашей республики. Что она вам напоминает? Кленовый лист. Говоря о её территории, вспоминаются слова марийского поэта семёна Вишневского «Марийский край родной…»

(хоровое чтение стихотворения)

4 слайд (луговые марийцы)

- Мы начнем наше путешествие со знакомства с олыкмарий – луговые марийцы, живущие на левом берегу Волги. Поздороваемся «Салам лийже!» (Дети здороваются). Знакомая пословица гласит: «По одёжке встречают», а я могу добавить: по одёжке определяют, к какой этнической группе относятся те или иные марийцы, в какой местности они проживают.

Ош марий! Белый мари! Так называли себя марийцы, прославляя белизну традиционной одежды, чистоту своих помыслов. Одежду шили из белого домотканого холста (показываю). Она богато украшалась вышивкой и непременным дополнением к костюму были украшения из серебряных монет (показываю).

5 слайд (вышивка)

6, 7 слайд (украшения)

Олыкмарий – наиболее многочисленная этническая группа, внутри которой различают несколько подгрупп. Отличительным элементом является женский головной убор.

8 слайд (головные уборы)

Остроконечный головной убор шымакш характерен для марийцев , проживающих в северо-   восточных районах.

Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов   состоит из шарпана - узкого прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и нашмака – налобной повязки. Эту группу марийцев называют «Шарпанан – нашмакан марий».

Раньше костюм горных мари не отличался от луговых. Начиная с конца 19 века он начинает меняться, на это сильное влияние оказал чувашский костюм. Обогащение разноцветными лентами, кружевами, блёстками, бисером. А горномарийские танцы напоминают птичий полёт, а гусли – один из любимых инструментов, переливчатые звуки которой уходят в глубь старины. «Не умеешь играть на гуслях – не видать женихов» - говорили в народе. Давайте послушаем нежные звуки гуслей.

(прослушивание   игры на гуслях)

- Ну а нам настала пора прощаться с горной стороной, мы говорим «Цеверын».

Восточные марийцы сохранили язык, традиционный быт, культуру, но в то же время много переняли от своих соседей: татар, башкир, русских.

Поприветствуем друг друга: «Эсен лийже». Костюм восточных мари выделяется особо. Если раньше она была белой, то затем её стали шить из тканей в мелкую клетку – пестряди. Вышивка заменилась отделкой тканым узором, оборками, лентами. Основным головным узором является «ялух» - платок, хотя раньше восточные марийцы носили шымакш. Песни и танцы восточных мари также отличатся от луговых и горных мари. в их мелодии прослушиваются интонации тюрских народов. Давайте и мы с вами отдохнём и исполним частушки восточных марийцев.

Физминутка   (исполнение частушек и перепляс)

- Прощаясь с восточными марийцами, пожелаем им всего доброго «Сай кодса»!

                                 IV.      Закрепление.

-Мы пропутешествовали по   разным уголкам великой России, где проживают марийцы. Вы уже заметили, что у большинства марийцев одежда богато украшена вышивкой. Как вы думаете, почему?

- По мнению древних, следовало обезопасить отверстия, края в одежде. Оберегом служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы. На предыдущих уроках   мы узнали, что в  марийской вышивке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные   - всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи,  рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от зла, нечисти и болезней.

- Как только девушка выходила замуж, она уже не могла ходить с неприкрытой головой. Поэтому надевала   головной убор – шарпан, нашмак, шымакш, сорока, в зависимости от местности, где проживала. Сегодня мы с вами будем делать эскиз головного убора, который наиболее распространен в наше время – шовыч – платок (показ образца платка).

С помощью цветных карандашей нанесите узоры на бумагу.

                                   V.      Самостоятельная работа учащихся.

                                 VI.      Подведение итогов. Демонстрация работ. Домашнее задание: раскрасить шовыч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс

Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"...

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

В гостях у народа мари

Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "шочмо вер, шочмо вел" ...

В гостях у народа мари

Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: "шочмо вер, шочмо вел" ...

В гостях у народа мари

Конспект урока для 4 класса по теме: "Мыйын ешем" ...

В гостях у народа мари

Конспект урока для 4 класса по теме: "Мыйын ешем" ...