Главные вкладки

    Урок истории и культуры народов Марий эл. Тема урока "Река" 2 класс
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Юрьева Марина Витальевна

    Урок истории и культуры народов республики Марий Эл во 2 классе по теме "Река"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_ikn_reka.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    История и культура народов Марий Эл  2класс

    Тема «Река»

    Тип урока  урок ознакомления с новым материалом 

    Форма урока урок-путешествие

    Цель формировать умения УУД

    Задачи:

    Сформулировать представление  о реке; познакомить с основными частями реки: исток, устье, приток.

    Развивать логическое мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

    Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.

    Предметные

    1. Формировать понятие река, ее части
    2. Формировать  понятие значимости рек в жизни
    3. Формировать умение находить реки на карте, пользоваться толковым словарем
    4. Формирование мотива на охрану природы

    Метапредметные

    Регулятивные

    1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению
    2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию
    3. Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности
    4. Оценивать свою и коллективную работу

    Коммуникативные

    1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения
    2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

    Познавательные

    1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях

    Личностные

    1. Формирование положительного отношения к учению
    2. Формирование установки на здоровый образ жизни

    Оборудование

    1. Презентация
    2. Учебник
    3. Карточки с заданиями
    4. Сигнальные карточки
    5. Физическая карта России
    6. Аудиозапись песни Л. Зыкиной «Издалека – долго…»

         7.Толковый словарь C. И.Ожегова.

    Ход урока

    1 СЛАЙД

    1. Организация

    Прозвенел для нас звонок

    Начинается урок

    К нам без опоздания

    Приходи, старание!

    Помоги нам потрудиться

    Мы пришли сюда учиться.

    -У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас? (дети показывают смайлики)

     -Замечательно! С таким настроением только вперед…

    2.Актуализация знаний

    2 СЛАЙД

    Вижу чудное приволье,

    Вижу нивы и поля…

    Это - русское раздолье,

    Это русская земля!

    Вижу горы-исполины,

    Вижу реки и моря –

    Это русские картины,

    Это Родина моя.    (Феодосий Савинов)

    -Мы с вами продолжаем путешествовать по родным просторам. Где мы уже побывали?     (поле, нива, лес).

    - Сегодня наше путешествие продолжается.

    3 СЛАЙД

     -Прежде, чем начать наше путешествие проверим домашнее задание.  Вам нужно было найти загадки и пословицы о лесе. Из которых мы составим викторину и пошлем в детский журнал «Кече».

    3.Мотивация и постановка учебной задачи

    4 СЛАЙД

    - Продолжим наше путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:   Течет, течет – не вытечет,

                   Бежит, бежит – не выбежит     /Река/

    5 СЛАЙД

     -Прежде, чем отправиться в наше путешествие, нужно составить план, по которому мы будем сегодня работать.

    -Что мы узнаем?

    1. Что такое река?
    2. Где рождается река, и куда несёт она свои воды?
    3. Есть ли реки там, где мы живём?
    4. Как река служит человеку?
    5. Нужно ли охранять и беречь реки?

    6 СЛАЙД                 4. Изучение нового материала

    1.-  Что такое река? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

      -Как вы думаете, с чего начинается река? /ответы детей/

     7 СЛАЙД

     -То место, откуда река «истекает» - берет начало, называется исток. Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины.

    8 СЛАЙД

    /Иванова Диана /

     2.  - В нашем Сернурском районе очень много родников. Один из них Марьян Памаш.  Место на дальней окраине Сернурского района на самом стыке с Вятской губернией. Бытует красивая легенда, объясняющая происхождение этого названия. Девушку насильно хотели выдать замуж за богатого, но она сбежала из дома вместе с любимым и сыграла с ним свадьбу возле ключа. Вскоре и дети пошли. После этого источник стали звать Марьян Памаш, то есть родник Марии. Люди убеждены, что в этом ключе – мягкая, полезная для здоровья вода. Она особенно помогает женщинам, которые хотят зачать ребенка, но не могут. Считается, что омовение в роднике обязательно поможет этой мечте сбыться.      /Иванова Диана /

    -Находится в 3 км к северо-востоку от деревни Калеево, центра Кугушенской сельской администрации.

    Здесь же находится каскад Святой Ключ, насчитывающий свыше 7 источников, стекающих с трех уровней в речку, впадающую в реку Собака. Первый называется Верховой, вода из него вытекает в закопанную в склон металлическую трубу. Источник Средний представляет собой стилизованную скульптуру марийского божка, украшенного короной и обхватывающего руками фонтан чистой воды.

    9 СЛАЙД      Физкультминутка /Даша и Валерия/

    10 СЛАЙД

    3.-Какая великая русская река протекает по территории нашей республики?

    / Волга. Аудиозапись Л.Зыкина «Издалека – долго…»/

    -Я предлагаю продолжить наше путешествие по реке Волга от истока до моря.

    / Фадеев Роман/

    Скорей бы ключ, скорей бы ключ!

    Одна верста, всего верста

    До заповедного куста,

    А там вода, там родничек,

    Звенит, поет лесовичек.

    Ах, сколько раз в июльский зной

    Поил он нас водой живой!    

    4.Работа по карте.

    - А как обозначаются реки на карте?

    -Вот мы в местечке на Валдайской возвышенности в Тверской области у деревни Волговерховье. Здесь из небольшого болотца, окруженного лесом, вытекает маленький ручеек. Это и есть исток нашей великой реки Волги. Здесь над родником построена небольшая деревянная часовня.    

    Побежал ручеек дальше и подружился  с другими ручейками, и стал наш ручеек речкой. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду. Их  называют притоками.

    11 СЛАЙД /1 часть/

    -У реки могут быть левые и правые притоки. Чтобы определить, где находиться левый берег, а где правый, где левый приток, где правый нужно встать лицом по течению, т.е. в сторону устья и с права будет правый приток, а слева левый. Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё. А если вдруг река на своём пути встретит более крупную реку, то она становится притоком. Наиболее крупные притоки Волги, Кама – правый приток, а Ока - левый.

    – А куда может впадать река? / В море, озеро, другую реку/.

    -То место, куда река впадает в море, озеро или другую  реку называют

    11 СЛАЙД /2 часть/ устьем. 

    12 СЛАЙД    Части реки           5.Первичное закрепление

    5.-У реки, как у человека, есть имя. Нет реки без имени.

    -Какие реки вы знаете? А какие реки нашей республики вы знаете? Немда, Лаж, Ветлуга и т.д. На территории  Марий Эл притоки Волги - реки Ветлуга, Сура, Большая и Малая Кокшага, Илеть. По Марий Эл она протекает  на протяжении 155 км.

    - В республике насчитывается 476 рек общей протяженностью более 7 тысяч километров. Главной водной артерией является река Волга.

    13 СЛАЙД

    - Какая река протекает  рядом с  нашим посёлком?  / речка Сердяжка/ 

    6.Домашнее задание

    -Провести небольшое исследование: Почему река Сердяжка носит такое название?

    -Составьте обращение к ребятам на тему «Берегите воду»

    14 СЛАЙД   Физкультминутка  /Просто/

    15 СЛАЙД    6.-Какое значение  в жизни человека имеет река?

    -Как  река служит человеку? Найти ответ в книге на странице 38-39.

    16 СЛАЙД

    7.-К сожалению, наши реки и речушки болеют. Кто в этом виноват?

    /Вершинин Саша/

    Были дни, когда журчала,

    Веселилась, не скучала,

    Бирюзою рассыпалась.

    Но пришел хозяин мой,

    И воздвиг завод с трубой.

    Стала я преображаться,

    В сток мазута превращаться,

    Задыхаться стала я,

    Мертвой стала плоть моя,

    Солнце больше не искриться,

    Рыба здесь не нереститься.

    Помогите мне, друзья,

    Так существовать нельзя.  

    - Вторая часть домашнего задания: составьте обращение к ребятам на тему «Берегите воду»

                                6.Закрепление  материала

    17, 18 СЛАЙД       Работа  в парах

    Заполни схему. Укажи буквами истоки (И), притоки (П), устья рек (У).

    19 СЛАЙД            Творческая работа

    Озаглавь текст, выбрав одно из названий:

     «Вода – Живая вода - Святая вода»

    -Из сказок ты знаешь еще и о «живой воде», которая оживляет мертвое тело. А есть вода особая - святая. В январе, в праздник Крещения Господня, на реках делают проруби. Священник крестом и молитвой святит воду. Святая вода, по вере многих людей, очищает человека, помогает не умереть и телу, и душе.                          

     20 СЛАЙД         7. Подведение итогов

    -Наша заочная экскурсия подходит к концу.

    -Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия?

    «Во время путешествия: я узнал (а); я увидел (а); я услышал (а);

    я почувствовал (а); понял (а)…»

    21 СЛАЙД            8. Рефлексия

    -Давайте пустим по нашей речке кораблики. Если вам занятие

    очень понравилось – зелёный кораблик, понравилось – синий кораблик.

    не понравилось – красный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

    Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

    Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

    Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

    "История и культура народов Марий Эл"

    программа внеурочной деятельности...

    Презентация по ИКН "Музыкальная культура народов Марий Эл"

    Презентация к уроку Музыкальная культура народов Марий Эл...

    Технологическая карта урока истории и культуры народов РМЭ "Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны", 9 класс

    Более 75 лет над нами мирное небо. Залечила раны измученная, истерзанная земля. Выросли новые поколения граждан нашей страны. Но никогда не перестанет скорбить сердце матери, потерявшей сына. Никогда ...

    Педагогический проект Использование игровых технологий при изучении истории и культуры народов Республики Марий Эл в начальных классах.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...