Язык общения учителя на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Вопрос коммуникации учителя и учащихся на уроке всегда вызывал интерес. Необходимо ли вести урок на английском языке? На каких этапах урока допускается использование русского языка? Данные вопросы рассмотрены в статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Язык общения учителя на уроках английского языка в начальной школе        

    Российские и зарубежные ученые часто обращаются к теме коммуникации учителя и учащихся на уроке английского языка в начальной школе. Учитель организует учебную деятельность при помощи речи на уроке.
Речь – это «процесс общения людей посредством языка, а также используемая человеком для передачи информации система звуковых сигналов и письменных знаков» [4: 83]. Речь учителя отражает содержание предмета, направления и своеобразие работы, а также является примером речи на иностранном языке для учащихся. Речь учителя способна повлиять на формирование навыков общения учащихся на иностранном языке. Какой язык должен преобладать в речи учителя английского языка на уроке?

  Очевидно, что на уроке английского языка учитель должен отдавать предпочтение использованию иностранного языка. Так как основная цель обучения – научить учащихся общению на иностранном языке. Однако, не стоит забывать, что учащиеся начальной школы только начинают знакомиться с новым для них предметом «иностранный язык», языковой опыт у таких учеников невелик.

Для создания иноязычной атмосферы на уроке английского языка необходимо, чтобы преобладал английский язык общения. Однако, существуют ситуации на уроке английского языка, когда использование учителем родного языка обосновано. Важно отметить, что количество таких ситуаций должно быть ограничено, а использование родного языка должно иметь определенные цели. Выделим перечень ситуаций, в которых учитель может использовать родной язык:

а) На этапе формулирования цели и задач урока, а также на этапе подведения итогов урока у учащихся могут возникнуть трудности в понимании иностранного языка. Во время формулирования цели и задач урока, а также в процессе подведения итогов  учителю английского языка необходимо использовать родной язык. В таком случае у учащихся не возникнут сложности с пониманием формулировок цели и задач урока, которые настроят учеников на дальнейшую работу. Благодаря использованию родного языка, младшие школьники смогут принимать участие в подведении итогов урока.

б) Важно объяснять учащимся, как выполнять домашнее задание. С целью исключить недопонимание со стороны учащихся, учителю следует объяснять порядок выполнения домашнего задания, используя родной язык.

с) На уроках английского языка в начальной школе в программе обучения имеется грамматический материал. Объяснение грамматического материала учителю английского языка следует проводить на родном языке, так как у младших школьников небольшой языковой опыт. Учащиеся могут столкнуться с трудностями в понимании грамматического материала на английском языке. Более того, слушая объяснение на родном языке, ученики с легкостью смогут обратиться с вопросами на родном языке к учителю.

д) В современно методике обучения английскому языку просматривается  тенденция – увеличенное внимание специалистов к лингвокультурной информации при обучении английскому языку. Современные педагоги говорят о необходимости изучения языка неразрывно с  информацией о культуре страны изучаемого языка [3: 22-25; 1: 5]. Однако, лингвокультурная информация на английском языке является достаточно сложной для учеников начальной школы. Следовательно, при объяснении лингвострановедческого материла, учителю английского языка следует использовать родной язык.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальскова Н.Д. Еще раз о лингводидактике // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 2-10.
  2. Оршанская Е.Г. Модели речевого поведения учителя иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. 2011. №1. С. 127-134.
  3. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. С. 22-27.
  4. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока "Профессии."  Урок разработан по требованиями ФГОС  для 3 класса. Урок составлен на основе авторской программе  и основное внимание уделяется на формирование УУД. (Личностные...

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока:Профессии.Цель:Введение новой лексики по теме «Профессии», актуализация грамматических навыков, научить вести диалог-расспрос о будущей профессии, обучение неподготовленной моно...

Презентация к уроку английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant» Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Презентация к уроку английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant» Ларионова И.В., Комарова Ю.И.Тема урока: Знакомство....

Конспект урока английского языка "What’s for breakfast?" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «What’s for breakfast?»Цели деятельности учителя: Формирование лексического навыка по теме «еда», формирование произно...

Конспект урока английского языка «We Are Pirates» (УМК «Английский язык. Brilliant» Ю.А. Комарова, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(a bag, a pen, a pencil, a rubber, a ruler, blue, red, green, yellow, red, all); введение и первичн...

Конспект урока английского языка «We Are Pirates» (УМК «Английский язык. Brilliant» Ю.А. Комарова, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue, green, pink, grey, brown); введение и первичное закрепление новой...