Методическая разработка на тему: «Обучение чтению на английском языке младших школьников»
методическая разработка по иностранному языку (2 класс)

Енацкая Стефания Андреевна

Методическая разработка на тему: «Обучение чтению на английском языке младших школьников» 

В работе рассматриваются такие аспекты, как 

  1. теоретические основы обучения чтению младших школьников на начальном этапе, 
  2. дается определение чтению и начального этапа в обучении чтению 
  3. принципы обучения английскому языку на начальном этапе 6
  4. технология обучения чтению младших школьников 

а также описаны приемы обучения чтению младших школьников, используемые в группе «Английский для первоклассников» ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kategoriya_metod._razrabotka.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Обучение чтению на английском языке младших школьников»

Автор: Енацкая Стефания Андреевна

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» г. Санкт-Петербурга

Санкт - Петербург

2021

Содержание

Введение   3

Теоретические основы обучения чтению младших школьников на начальном этапе   5

1. Определение чтения и начального этапа в обучении чтению 5

2. Принципы обучения английскому языку на начальном этапе 6

3. Технология обучения чтению младших школьников на начальном этапе 7

4. Роль чтения в обучении английскому языку 9

Приемы обучения чтению младших школьников, используемые в группе «Английский для первоклассников» ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» 10

Список литературы   12

Введение

На сегодняшний день возникли предпосылки для кардинального пересмотра системы обучения иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Сегодня предмет «Иностранный язык» занимает значимое место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан нашей страны. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

В зоне особого внимания оказалось обучение иностранным языкам в начальной школе. Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранным языкам и базисный учебный план, принятые в Российской Федерации в 2004 году, а также новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году, предусматривают обязательное изучение иностранного языка со второго класса. Это говорит о том, что государство и общество признали тот факт, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно детям и позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранных языков, развивать мышление, воображение, память и т. д.

Младшие школьники обладают большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

Новый государственный стандарт четко определяет направления работы учителей иностранного языка в начальной школе и выделяет достижение следующих целей в процессе изучения английского языка:

- формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младших школьников; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и и использования английского языка как средства общения;

Одной из главных задач первого года обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в том числе, естественно, и чтению. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Овладение умением читать на английском языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

В результате изучения английского языка на начальном этапе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в области чтения:

  • знать алфавит, основные буквосочетания, звуки и знаки транскрипции изучаемого языка, находить звукобуквенные соответствия;
  • знать основные правила чтения и уметь применять их на практике;
  • уметь читать вслух небольшие тексты;
  • уметь находить в тексте необходимую информацию;

Цель работы: выявить и обосновать наиболее эффективные методы обучения чтению младших школьников на начальном этапе.

Предметом внимания в данной методической разработке выступают методы обучения чтению младших школьников, которые являются наиболее эффективными на начальном этапе.

Задачи работы:

  • провести теоретический анализ по проблеме обучения чтению на английском языке младших школьников на начальном этапе;
  • провести теоретический анализ различных методик по обучению чтению на английском языке младших школьников;
  • раскрыть принципы обучения английскому языку на начальном этапе и роль чтения в обучении английскому языку;
  • изучить технологию обучения английскому языку на начальном этапе;
  • дать подробную характеристику форм и методов обучения чтению, которые наиболее характерны в работе с младшими школьниками;
  • разработать и представить фрагменты уроков с использованием разных методик по обучению чтению младших школьников;
  • представить анализ результатов с использованием различных методов исследования.

Данная работа может быть использована преподавателями английского языка на уроках в период овладения младшими школьниками правил чтения. Предложенные упражнения способствуют снятию монотонности при обучении чтению, закреплению правил чтения, повышению качества обучения, поддержанию интереса к предмету и развивают творческие способности детей.

 Теоретические основы обучения чтению младших школьников на начальном этапе

В жизни современного человека значительное место занимает чтение. Из книг человек черпает новые знания. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Книги формируют сознание человека, воздействуют на его чувства.

В наше время, время возрастающего обмена информацией между различными странами большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Чтение является чрезвычайно важным средством, помогающим учащимся в овладении иностранным языком. Поэтому одной из основных задач обучения иностранному языку в начальной школе является обучение чтению.

1. Определение чтения и начального этапа в обучении чтению

Чтение – это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка. Чтение – это процесс коммуникации посредством письменных и печатных текстов на родном или на иностранном языке с целью:

а) общения с их автором,

б) декодирования содержащейся в тексте информации,

в) научения родному и иностранному языкам,

г) развития образного мышления и выразительной речи,

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Под начальным этапом в начальной школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами английского алфавита, основными буквосочетаниями, знать правила чтения и орфографии и уметь применять их при чтении и письме, уметь читать слова, сочетания слов. Все это позволит младшим школьникам читать вслух и про себя небольшие тексты с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном материале. На втором и третьем годах обучения требования по чтению несколько усложняются: учащиеся должны уметь читать несложные тексты, содержащие отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию.

Как известно, необходимым условием в обучении является учет психолого-педагогических особенностей учащихся. Не менее важен он и в обучении чтению на английском языке младших школьников.

2. Принципы обучения английскому языку на начальном этапе

Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Рассмотрим те принципы, которые в первую очередь определяют специфические принципы обучения английскому языку:

  1. Принцип коммуникативной направленности

В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета. Данный принцип проявляется как в постановке целей, отборе содержания, так и в выборе приемов обучения, и в организации речевой деятельности учащихся.

Общение осуществляется не только устно, но и через чтение. Поэтому при чтении учеником текста необходимо обращать главное внимание на содержательно-смысловую сторону читаемого, а для этого надо шире использовать задания коммуникативного характера, то есть что узнал, о чем прочитал, как к этому относишься и т.д.

  1. Принцип дифференциации и интеграции обучения английскому языку

Установлено, что для каждого вида речевой деятельности характерен свой «набор» действий и даже свое лексико-грамматическое оформление. Это позволило сформулировать методический принцип дифференцированного подхода в обучении иностранному языку. При этом дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения; проводится четкое разграничение в обучении. Например, внутри чтения – в обучении чтению вслух и чтению про себя.

При обучении английскому языку на начальном этапе осуществляется и процесс интеграции. Иными словами, когда все четыре вида речевой деятельности рассматриваются как взаимосвязанные части речевой практики и используются в целях создания условий учащимися для формирования коммуникативной компетенции всеми возможными способами.

  1. Принцип учета родного языка

Родной язык должен учитываться при отборе содержания обучения – учебного материала, его организации и в самом учебном процессе.

Так, на начальном этапе учащиеся овладевают тем, что им близко, что для них очевидно, и поэтому усваиваемый ими материал не вызывает трудностей в понятийном плане.

3. Технология обучения чтению младших школьников на начальном этапе

Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями данного языка. Много трудностей связано с изучением английского алфавита, поскольку есть существенные различия между русским и английским алфавитами.

При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в закрытом и открытых слогах и перед согласной “r”; чтение сочетаний гласных и согласных букв. Также следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Так как для младших школьников характерно «пословное» чтение, то с первых шагов необходимо обучать их чтению по синтагмам, объединяя слова в смысловые группы. Известно, что пословное чтение не может обеспечить понимание.

Известно, что в ходе разработки различных методик по обучению чтению выделяется несколько основных направлений:

  • whole-word approach, то есть чтение, основанное на восприятии слова целиком, без членения его на буквы и слоги;
  • phonic approach, звуковой метод, основанный на выделении звуков в слове;
  • sentence approach, то есть чтение, основанное на восприятии предложения целиком.

При обучении чтению путем чтения целых слов учащихся сначала учат читать отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. Учащиеся, глядя на картинку, припоминают название предмета и затем «накладывают» звуковой образ на графический, и, таким образом, прочитывают слово про себя, а затем вслух.

При работе над чтением отдельных слов, обеспечивающих учащимся установление графемно-фонемных соответствий на основе принципа сознательности, необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, то есть на темп прочтения слов. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками со словами.

Контроль чтения слов можно осуществлять вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается при чтении незнакомых слов.

Перейдем к рассмотрению следующего метода в обучении чтению – метода чтения целых предложений, то есть чтение, основанное на восприятии предложения целиком. Чтение предложений разного типа: утвердительных, отрицательных, вопросительных, повелительных дает возможность как формировать технику чтения (процессуальный план), так и «пропускать» через зрительный канал учащихся (печатное слово) все то, что усваивалось устно. Осуществляется как бы вторичное «прокручивание» всего учебного материала через чтение, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала и оказывает подкрепляющее действие в формировании устной речи.

Затем учитель приступает к обучению учащихся чтению текста (на начальном этапе – учебного текста) разной протяженности – от 3-4 предложений до нескольких абзацев. При работе над текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного чтения. Есть определенная последовательность в обучении нормативно- выразительному чтению текста вслух:

- интонационная разметка текста. Небольшой текст в 3-4 предложения предъявляется учащимся либо на экране, либо на доске. Учитель предлагает просмотреть данный текст, прослушать его и провести разметку текста, то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодию.

- коллективное чтение вслух (хором) размеченного текста. Оно рассматривается как прием акустической наглядности, так как дает возможность привлечь внимание ко всем необходимым интонационным явлениям;

- парное обращенное чтение. Оно направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания текста и передачи его другому лицу;

- индивидуальное контрольное чтение вслух. Оно завершает работу над чтением вслух и показывает результаты этой работы.

Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения засчет многократного прочтения одного текста, но с разными заданиями. Такая детальная отработка, естественно, не проводится при работе со всеми текстами учебника, а лишь с теми, которые позволяют привлечь внимание учащихся к тому, что составляет суть нормативно- выразительного чтения.

4. Роль чтения в обучении английскому языку

В процессе овладения языком чтение может выступать как средство и как цель обучения. Рассмотрим чтение как средство, обеспечивающее детям возможность усваивать материал через зрительное его восприятие, а также чтение как средство, способствующее развитию других видов речевой деятельности.

Обучение правильному, выразительному чтению помогают звукозаписи, на которых записана речь квалифицированных дикторов, носителей английского языка. Использование звукозаписей в процессе обучения чтению строго обязательно.

Самостоятельное устное или письменное выполнение упражнений, в основе которых лежит чтение, создает условия для активной работы зрительного, слухового анализаторов. А это в свою очередь способствует удержанию в памяти усваиваемых слов в том многообразии связей, которое возможно на данном этапе обучения языку и которое обеспечивается усваиваемыми грамматическими структурами и ситуацией, определяемой тематикой. Чем большим количеством связей «обрастает» слово, тем лучше оно удерживается в памяти, легче опознается при аудировании и чтении и «всплывает» при говорении и письме.

Чтение также обеспечивает усвоение способов образования слов, характерных для английского языка, таких, как конверсия, словосложение, аффиксация и способов опознавания интернациональных слов, что создает необходимые условия для расширения реального и потенциального словаря учащихся. Формировать необходимые навыки узнавания слов можно и нужно, прежде всего, посредством чтения. Необходимость обучения догадке с первых уроков чтения очевидна, так как она дает возможность учащимся в будущем экономить время на поиск незнакомых слов в словаре, что в свою очередь положительно скажется на воспитании и развитии интереса к чтению.

Чтение является важным средством овладения грамматическим аспектом английского языка как в плане морфологии, так и синтаксиса. Выполнение упражнений, связанных с чтением, будет способствовать более прочному овладению грамматикой, которую дети предварительно усваивают в устной речи. При чтении важно следить за тем, чтобы понимание читаемого достигалось и благодаря узнаванию грамматических форм, грамматических сигналов, грамматической структуры предложения, а не только за счет знания слов. Упражнения, формирующие такие навыки, называются структурно-информационными, поскольку учащийся идет от осознания структуры к пониманию содержания предложений, к информации, заключенной в этих предложениях. Чем больше дети читают, тем прочнее усваивается ими грамматика, тем легче осуществляется понимание читаемого.

Приемы обучения чтению младших школьников, используемые в группе «Английский для первоклассников» ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Как показывает практика, традиционные упражнения на тренировку в чтении слов не вызывают у младших школьников интереса, но стоит предложить им игру «Пираты Карибского моря», как настроение меняется.

  • Игра «Пираты Карибского моря»

Детям дается задание прочитать цепочку слов на доске или в учебнике. Объясняем, что каждое слово – это риф, который можно умело обойти, читая правильно слово. Капитан Джек Воробей ведет класс через рифы, то есть читает слова, а команда следует за капитаном, повторяя хором за ним слова. Если капитан ошибается, корабль получает пробоину. Команда спасает капитана (хором читают слово правильно), но после этого выбирает другого капитана, который поведет корабль дальше. И так до тех пор, пока не найдется самый умный капитан, который способен преодолеть все рифы. В этой игре ценно то, что сколько бы раз ни прочитывалась цепочка слов, дети с неослабевающим вниманием следят за своим капитаном.

  • Упражнение: снежная баба

Учитель «бросает» первый «снежок», то есть называет слово, например, cat. Дети «катят снежный ком» дальше, по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу чтения: black, bag, lamp и т.д. Как правило, данную игру мы используем после изучения разных слогов.

  • «Новогодняя елка»

Предлагаем учащимся украсить новогоднюю елку игрушками. В качестве игрушек выступают английские слова на разные правила чтения, которые необходимо правильно разместить на елке. Побеждает та группа, у которой самая нарядная елка и все игрушки расположены правильно.

  • Рифмовки

На начальном этапе обучения английскому языку следует использовать рифмовки, в которых русское слово легко рифмуется с английским словом, так как запас лексики у младших школьников пока еще не достаточен. Приведем примеры таких рифмовок:

  1. Это птичка. It’s a bird. - Она семечки клюет.
  2. Вот огонь. It is a fire. - Он опасен, каждый знает.
  3. Look at the boy - He has a toy.
  4. Draw, draw, draw - Нарисуй скорей ведро

Таким образом, использование игр, соревнований в период овладения правилами чтения способствует повышению интереса к изучению английского языка и качества обучения, развивает у учащихся наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, способствует снятию трудностей при обучении и закреплению правил чтения, а также развивает творческие способности младших школьников.

Существуют и другие упражнения, целью которых является развитие тех или иных механизмов чтения. Приведем примеры некоторых таких упражнений, которые используются в обучении чтению младших школьников:

  • Прочитайте слова и догадайтесь об их значении по сходству с русскими словами;
  • Прочитайте заголовок и догадайтесь, о чем пойдет речь в тексте;
  • Прочитай слова и составь словосочетание/предложение;
  • Прочитай несколько слов и скажи, о чем текст;
  • Выбери из текста слова, в которых есть буква/звук;
  • Прочитай и ответь на вопрос;
  • Прочитай и нарисуй;
  • Прочитай и соотнеси картинки;
  • Прочитай и поставь предложения по порядку;
  • Прочитай и исправь неверные предложения;
  • Прочитай и продолжи предложения;
  • Прочитай и найди в тексте описание героя.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что на начальном этапе обучения чтению следует уделять особое внимание технике чтения и умению понимать читаемое. Работа над техникой чтения и развитием умений в чтении предполагает учет психологических особенностей младших школьников, поэтому большую роль в активизации учебной деятельности учащихся играет широкое использование в учебном процессе игровых приемов обучения, упражнений с элементами соревнования, а также максимальный учет особенностей личности обучаемых, их интересов и склонностей при подборе упражнений и текстов для чтения.

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Добрынина Н.В. Ленская Е.А. Английский язык: Книга для учителя к учебнику «Английский с удовольствием» / Enjoy English для 2 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2009.- 120 с.;
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2006.-48 с.;
  3. Доля Г.Н. Счастливый английский. - Книга 1. -М.,1992. - 123 с.Ижогина Т.И. Как научить малышей читать. // Иностранный язык в школе. -1999. - №5. -49-51 с.;
  4. Клементьева Т.Б., Монк Б. Happy English. Кн.1. Учеб. для 5-6 кл. сред. К.- М.: Просвещение, 2000. - 416 с.;
  5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. // Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1993. -207 с.;
  6. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. Английский язык: Кн. для учителя к учеб. для 5 кл.общеобраз.учрежд.- М.: Просвещение, 2004.- 190 с.;
  7. Лысикова И.В. Взаимосвязанное обучение письму, чтению и говорению. // Иностранный язык в школе. - 2009. - №7. -44-49 с.Маева Т.С. Практические вопросы обучения иностранным языкам. // Иностранный язык в школе. -1999. - №5. -15-19 с.;
  8. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. - 3-е изд.- Минск: «Вышейшая школа», 1997. - 522 с.;
  9. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 кл. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 380, [4] с.;
  10. Обучение чтению: учебное пособие / Под ред. Пассова Е.И., Кузнецовой Е.С.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40с.;
  11. Пассов Е.И. «Гаммы» для начинающих. // Коммуникативная методика. - 2002. - №3(3). - 18-21 с.;
  12. Попова Е.Н. Английский язык. 2-4 класс: Материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. - Волгоград: Учитель, 2007. -151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка при обучении младших школьников".

Чтобы заинтересовать ребят изучением английского языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к пре...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Методическая разработка по теме: «Аудирование на уроках английского языка».

психологические особенности аудирования , трудности аудирования  и подготовка аудиотекста...

Обучение чтению на иностранном языке младших школьников.

Обучение чтению на иностранном языке младших школьников....

Методическая разработка на тему "Употребление настоящего времени (английский язык)"

Методическая разработка. Презентация, на тему Present Simple, предназначена для учеников 2-3 классов, для введения темы настоящее продолжительное время. Данная презентация поможет объяснить детям мате...

Обучение чтению на английском языке младших школьников.

Игры, формирующие устойчивый зрительный образ буквы:Игра «Здравствуйте, буквы!» (“Hello, letters!”)Учитель вырезает из цветного картона крупные буквы английского алфавита. В иг...

Фрагмент урока для 2 класса по теме : Обучение чтению на английском языке.

Данный урок подходит для обучения детей и школьников чтению на английском языке, как в школе, так и на индивидуальных занятиях. Данный способ обучения был апробирован на школьниках во 2 классе на 1м г...