Игра как ведущий метод обучения немецкому языку во внеурочной деятельности при работе с первоклассниками
учебно-методический материал по иностранному языку (1 класс)

Шатилова Светлана Алексеевна

Организация внеурочной деятельности по немецкому языку в первом классе с помощью игровой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как ведущий метод обучения немецкому языку во внеурочной деятельности при работе с первоклассниками.

С.А. Шатилова

Бесспорно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся прочными и полезными. У первоклассников обычно неустойчивое внимание, запоминание даётся им с трудом, особенно если детям не нравится учиться. Поэтому во внеурочной деятельности учителю не просто стоит чаще использовать игру, а сделать её сквозным методом обучения. В. А Сухомлинский отмечал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [Сухомлинский 2016]

Игровая форма занятий создается во внеурочной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые побуждают учащихся действовать самостоятельно. Соблюдая некоторые методические рекомендации по организации игры, можно в полном объёме использовать её возможности для достижения своих педагогических целей. Предоставьте ребёнку возможность занимать активную позицию в организации игры, и вместо объекта обучения Вы получите союзника в процессе моделирования обучающего пространства. Пусть ребёнок сам выбирает, как действовать, какую роль играть. Само участие в игре должно быть добровольным, а не принудительным. Хоть такое и редко случается, но при желании ребёнка оставьте за ним право не участвовать в игре, если она не соответствует его интересам и потребностям. При выборе игр следует ориентироваться на уровень умственного и социального развития детей.

Для того, чтобы стать эффективным средством обучения, игра должна быть ориентирована на зону ближайшего развития и совмещать педагогическую цель с привлекательным для ребёнка мотивом деятельности.

Любой игровой приём вносит в процесс обучения элемент соревнования. Дети стараются проявить себя с лучшей стороны, это активизирует мыслительные процессы, усиливает энергию играющих, создает атмосферу умственной и эмоциональной напряженности.

Создать игровое пространство проще всего с помощью игрушек. Больше всего дети любят игровое общение с использованием кукол. Удобны в этом плане куклы-рукавички, которые легко "оживают" в руках учителя.

Изучение букв алфавита с помощью игры.

Игра "Забери малыша из детского садика"

На доске изученные маленькие буквы алфавита. Игрок наугад вытягивает из коробки заглавную букву и должен правильно найти для неё прописную из выставленных на доске. Можно играть, разбив участников на 2 команды и подсчитывая баллы за каждый верный выбор.

Развитие навыков аудирования и произношения с помощью игр.

Навыки восприятия речи на слух, различение звуков по качеству очень важны
Неумение воспринимать звучащую речь, идентифицировать звуки в дальнейшем ведёт к сложностям в формировании и артикуляционных навыков, и понимании иноязычной речи. А в межкультурной коммуникации неправильное произношение чаще ведёт к непониманию, чем неверный грамматический строй речи. Поэтому в самом начале обучения иностранному языку важно уделять достаточно внимания формированию навыков идентификации в речевом потоке и соединения в смысловые единицы фонем. Этому способствуют игровые приёмы, направленные на вычленение одного звука из набора вариантов (анализ фонем), различение похожих по звучанию фонем и слов, вычленение ключевых слов.

Игры на определение позиции фонемы в слове, на вычленение в звучащей речи заданного звука под общим названием "Кто быстрей придёт на праздник?"
Каждый верный ответ даёт право игроку сделать шаг вперед. Первый дотянувшийся до прикреплённой на доске буквы, обозначающей отрабатываемый звук, выигрывает. [Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst, S. 7]

Игра «Пчёлка – змейка».  

Ведущий называет какое-либо слово из прочитанных, а игроки сигнализируют об услышанном звуке либо карточкой с пчелой, либо - со  змейкой, в зависимости от качества услышанного звука. За ошибку выбывают из группы играющих, переходя в группу судей, под руководством учителя следят за правильностью поднятых сигнальных карточек.

Данная игра хорошо развивает фонетический слух, закрепляет навыки произношения. Умение различать звуки в потоке речи и правильные произносительные навыки тесно связаны между собой. Поэтому, совершенствуя процесс восприятия на слух сегодня, мы заботимся о том, чтобы завтра у ребёнка было меньше проблем с формированием правильных произносительных навыков. [Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst, S. 25]

Игры-"ходилки" на отработку навыков чтения.

Участники по очереди бросают кубик, читают соответствующую выпавшему числу строку в таблице, если ошибок при чтении не было, игрок может пойти вперёд, сделав количество шагов равное выпавшему числу точек. Если ошибки при чтении допущены, фишка игрока остаётся стоять на месте. [Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst, S. 15]

Игры, направленные на введение и закрепление лексического материала.

Без достаточного словарного запаса невозможно сформировать навыки говорения. Каждому учителю приходится решать сложный вопрос, с помощью каких средств и методов будет вводиться и закрепляться лексический материал. К решению этого вопроса при обучении младших школьников приходится подходить творчески.

Игра "Man darf nicht!" развивает  внимание, самоконтроль, быстроту реакции.
Дети выполняют команды ведущего: 1, 2, 3, 4 alle alle tanzen wir! Заранее договариваются с ведущим, какое движение не выполняется. Под слова ведущего дети выполняют команды. Ребята, показавшие движение, не соответствующее команде, либо  демонстрирующие запретное движение выбывают из игры. Последний оставшийся в игре становится ведущим.

Игра “Was fehlt?”

Игра кроме формирования лексических навыков развивает память, внимание.
На доске располагают несколько картинок, объединённых одной темой. Играющие закрывают глаза. Один из учеников убирает одну из картинок. Остальные ученики открывают глаза и называют отсутствующую картинку по-немецки. Первый, кто верно назвал, становится ведущим.

Игры на основе песен.

На мотив песни «В траве сидел кузнечик» дети поют о том, каких животных они видят, сопровождая слова движениями:

Ich sehe eine Katze

Ich sehe eine Katze

Ich sehe eine Katze

Die Katze ist so klein!

Ведущий показывает картинки с изображением разных животных, а игроки включают в песню новые названия животных. Ученик, который первым называет нужное слово, становится ведущим.

Игра на основе песни "Wo sind meine Hände?"

Ведущий дополняет вопрос "Wo sind deine ...?" названиями частей тела во множественном числе. Игроки быстро "прячут" названные части тела, закрыв их руками, со словами: "Ich habe keine ... mehr". Те, кто не успел "спрятать", либо ошибочно закрыл руками не названные части тела, выбывают из игры. Последний оставшийся становится ведущим. [Edgardis Garlin, Stefan Merkle, 2007]

«Fliege, fliege, Schmetterling»

Дети достают из коробки бабочек, вырезанных из цветной бумаги, и называют их цвет: Der Schmetterling ist blau, gelb...).Если цвет назван верно - бабочка "взлетает".

Игра « Bingo-Spiel»

Варианты «Zahlen-Bingo», «Buchstaben-Bingo».

С помощью данной игры можно закрепить знание букв алфавита или цифр.
Каждый ученик получает карточку, где вписаны либо 9 букв, либо 9 цифр.
Учитель называет числа на немецком языке в любом порядке. При этом игроки закрывают в своих карточках названные числа фишками, если это число есть на карточке. Тот, кто первый закроет в своей карточке все цифры (буквы), становится победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. [Gabriele Kopp, Josef Alberti, Siegfried Büttner, S. 17]

Игра "Лексический квадрат для игры с кубиками"

Игрок бросает кубик и ходит, затем он должен показать картинку внутри квадрата, соответствующую слову, на котором он остановился. Верная картинка даёт право  остаться на этом поле. Ошибка возвращает игрока назад, и ход переходит к другому. [Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst, S.37]

Известная игра "Мемори" возможна в двух вариантах. Либо игроки по очереди открывают на доске по две карточки, пытаясь найти пару (картинки называются по-немецки). Либо карточки распределяются между игроками, и они ходят по классу, тихонько повторяя своё слово, и ищут пару. Первый вариант предпочтительней для развития памяти и внимания, второй - если необходимо повысить двигательную активность учеников для снятия умственного напряжения. [Gabriele Kopp, Josef Alberti, Siegfried Büttner, S. 8]

Ratespiel. Wer ist das? Закрепление грамматических конструкций Ich bin... / Du bist...

Ведущий с закрытыми глазами показывает на какого-либо участника игры, задавая по-немецки вопрос "Кто ты?" Участник отвечает "Я ..." , вместо имени называя магическое слово. Ведущий по голосу узнаёт игрока и говорит по-немецки, как зовут игрока: "Ты ..." Если ведущий верно угадал, то на его место становится игрок, чьё имя было угадано. [Gabriele Kopp, Josef Alberti, Siegfried Büttner, S. 10]

Подвижные игры. Развитие навыков говорения, закрепление грамматических конструкций.

Игра "Ich bin der Wolf, der böse Wolf"

Один ребёнок играет роль волка. Он называет имя того из детей, кого хочет съесть: " Ich bin der Wolf, der böse Wolf. Ich habe Hunger. Ich will Katja fressen" Другие ребята стараются быстро выстроиться вокруг названного игрока в круг, чтобы закрыть его от волка. Если круг успевает замкнуться, волк выбирает себе новую "цель". Если у волка получается схватить игрока, то пойманный игрок становится волком. [Gabriele Kopp, Josef Alberti, Siegfried Büttner, S. 70]

Игра “Wir fahren mit dem Zug”

Ведущий «едет» по классу со словами:

Wir fahren mit dem Zug,

Wir hören tuk-tuk-tuk.

Останавливаясь около ученика, приглашает его «сесть» в поезд “Komm herein!” Ученик присоединяется к «поезду» и знакомится с попутчиками, представляясь по-немецки. Игра продолжается, пока все ученики не окажутся в поезде.

Таким образом, практика использования игровых технологий во внеурочной деятельности показывает, что играя, дети могут запомнить даже то, что взрослым кажется сложным. Конечно, игра требует от учителя временных затрат по её подготовке, физических усилий и творческих способностей для её реализации, но затраченные усилия окупаются детской увлечённостью иностранным языком, который становится для них пространством новых открытий.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, изд-во Концептуал, 2016, - 320 с.

2.  Fabuli, Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst – Ernst Klett Sprachen GmbH, Stuttgart, 2008

3. Kikus Deutsch Liederheft “Guten Morgen” Edgardis Garlin, Stefan Merkle, Hueber Verlag, Ismaning, 2007

4. Tamburin 1, Gabriele Kopp, Josef Alberti, Siegfried Büttner, Max Hueber Verlag, 2006

A GAME AS THE LEADING METHOD OF TEACHING GERMAN IN THE FIRST FORM WITHIN THE FRAMEWORK OF GERMAN CLUB ACTIVITIES

S.A. Shatilova

Games are very popular with children. A game is the leading method of teaching in the first form. The game-based extra-curriculum in German helps to develop interest in the subject and practice the language in a joyful way.

Key words: extra-curriculum, motivating activity, German, game


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Программа обучения английскому языку по внеурочной деятельности 1-2 класс

В программе отражены основные принципы обучения английскому языку во внеурочной деятельности, содержание обучения и примерные упражнения на занятиях с учащимися 1-2 классов....

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...

Использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку во внеурочной деятельности

Кузьмина Е.В. Использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку во внеурочной деятельности.  Статья посвящена использованию Интернет-ресурсов  во внеурочной деятельнос...

Ведущий метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический метод.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода : подготовительный (добукварный) и основной (букварный) .  В современных вариативных учебно-методических комплексах по обучению грамоте подгото...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

                 Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный р...