Обучение говорению на основе прочитанного текста
статья по иностранному языку (4 класс)

Пронина Анна Адольфовна

Обучение говорению на основе прочитанного текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение говорению на основе прочитанного текста

Среди многочисленных процессов, происходящих в обществе, наиболее характерным для современного мира является процесс интеграции. Он затрагивает все сферы жизнедеятельности человечества.Это проявляется и в интегрировании ряда учебных предметов в те или иные образовательные области. Современные технологии обучения позволят интегрировать различные виды деятельности: познавательную, учебную, трудовую и др.

Интеграционные процессы не обошли стороной и иностранный язык. Коммуникативная компетенция как методическая категория по своей сути интегративна, т.к. включает разные виды компетенций: языковую, речевую социокультурную, компенсаторную, учебную. А если иметь в виду, что в процессе формирования коммуникативной компетенции должны реализоваться и воспитательные, и образовательные, и развивающие цели, то еще более очевидным становится интегративный характер целей обучения ИЯ.

В связи с этим новое звучание получает один из основополагающих принципов обучения иностранным языкам, а именно: принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. Этот принцип необходимо соблюдать на всех этапах обучения иностранному языку, при обучении не только видам речевой деятельности, но и аспектам языка. На старшем же этапе, когда после окончания школы учащиеся владеют умениями чтения на уровне продвинутой коммуникативной компетенции, данный вид речевой деятельности может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения. Говорение на основе текста – это предпосылка для качественного осуществления ситуативного (неподготовленного) говорения.

На старшем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению представляется нам важным еще и потому, что усложняется проблематика речи и текст может служить стимулом для обсуждения самых разных проблем, связанных с современной молодежной тематикой, с вопросами истории, культуры страны изучаемого языка и своей собственной страны и т.д.

Поскольку текст для чтения является исходным при осуществлении этого процесса, то важно учитывать его характеристики: особенности типа и жанра текста, а также принимать во внимание предпосланную  ему коммуникативную задачу и определяемые ею способы работы над текстом. Текст преобразуется в конкретное упражнение, если он снабжен заданием, указывающим на методическую задачу и способ ее решения и создающим у учащихся определенную психологическую установку.

 Стратегия чтения определяет степень проникновения в содержание текста, что, в свою очередь, оказывает влияние на вид порождаемого РП. При чтении текста с пониманием основного содержания можно оперировать только основными фактами и идеями текста. Если планируется достаточно высокая степень проникновения в содержание текста, то текст читается с полным и точным пониманием, и диапазон возможных РП достаточно широк. В этом случае ученик может не только сформулировать основную мысль и высказать свое мнение, но он хорошо ориентируется в тексте, знает его детальное содержание, может его пересказать, если потребуется, и вместе с тем он может отойти от текста, использовать содержащуюся в нем информацию при составлении своего собственного высказывания. Приведенная ниже таблица помогает наглядно представить возможный диапазон РП в зависимости от коммуникативной задачи, сформулированной к тексту для чтения.

Читать с полным и точным пониманием

Читать с пониманием основного содержания

- высказывание своего мнения

- формулировка главной мысли текста

- краткое изложение основных идей текста

- высказывание о том, что узнали нового и что         было известно ранее

- постановка вопросов к тексту и ответы на них для уточнения понимания его содержания

- ответы на вопросы к тексту, позволяющие выделить детали и др.

- комментарии к тексту

- инсценирование диалога

- составление диалога по образцу

- характеристика главного героя

- пересказ

- придумывание продолжения истории

- ответ на письмо

- составление программы/объявления по аналогии

- связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика

- дискуссия

- высказывание своего мнения

- формулировка главной мысли текста

- краткое изложение основных идей текста

- высказывание о том, что узнали нового и что было известно ранее

 Однако не всегда коммуникативная задача подкрепляется теми способами работы, которые имеют место после текста. В послетекстовых заданиях необходимо осуществлять проверку понимания содержания текста. Если перед чтением текста перед учащимися ставится задача – высказать свои предположения по развитию содержания текста, то в послетекстовых заданиях должен присутствовать вопрос, подтвердились они или нет.

Лишь затем возможны задания, направленные на создание определенного РП.

Следовательно, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать для управления процессом порождения РП на основе текста:

  1. Поскольку чтение – это тоже общение, важным фактором является коммуникативная задача, предпосланная тексту для чтения, содержащая указание на глубину проникновения в текст и ориентировку на возможное РП.
  2. Все предтекстовые упражнения должны обеспечивать «вхождение» в текст, а иногда снятие трудностей и опору на предыдущий опыт.
  3. Послетекстовые упражнения должны обеспечить проверку понимания текста и дальнейшую работу по углублению понимания текста.
  4. Упражнения по работе над текстом при взаимосвязанном обучении чтению и говорению должны содержать задания, которые нацелены на порождение собственного высказывания.

Нужно соблюдать определенную иерархию в постановке заданий с одной стороны, и с другой – весь характер работы над текстом при взаимосвязанном обучении чтению и говорению должен обеспечивать порождение речевого высказывания, которое планируется создать на основе именно этого текста. Если не обеспечивается определенная пошаговость, логическая и методическая последовательность в работе над текстом, то выйти на планируемое РП трудно, а иногда и невозможно. Поэтому очень важно организовать управление процессом взаимосвязанного обучения чтению и говорению, которое бы учитывало вышеперечисленные факторы, в частности ступенчатость самого процесса понимания и поэтапность в формировании умений создания РП на основе текста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на осознанность прочитанного текста для 3 класса

Проверка навыков чтения молча в 3 классе строится на основе отрывка из текста А.И. Куприна "Скворцы". Проверяется так же понимание прочитанного текста. Документ состоит из отрывка из текста, заданий, ...

урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных выскзаываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова" УМК "Школа России"...

Тест на осознанность прочитанного текста для 2 класса

Текст, задания, ключ оценивания и анализ работы по проверке осознанности прочитанного текста молча во 2-х классах (по ФГОС)....

Умение пересказывать прочитанный текст.

Даны рекомендации для помощи родителям....

Проверка осознанности прочитанного текста молча.

Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста....

Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова"

Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Обучение монологической и диалогической на базе прочитанного текста"

Урок английского языка по учебнику Верещагиной в 3 классе школы с углубленным изучением предмета. Обучение диалогической речи  с использованием лэпбука, обучение аудированию, обучение письму и мо...