Применение опор при обучении монологическому высказыванию
методическая разработка по иностранному языку (4 класс)

Изместьева Зинаида Ивановна

При обучении монологическому высказыванию, особенно на начальном этапе обучения, не обойтись без опор.  Опора является стимулом, побуждением к действию. Задачи опор - в сообщении определённой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Изместьева Зинаида Ивановна Ленинградская область г. Кириши МОУ «КСОШ  №8»

 Применение опор при обучении монологическому высказыванию

При обучении монологическому высказыванию, особенно на начальном этапе обучения, не обойтись без опор.  Опора является стимулом, побуждением к действию. Задачи опор - в сообщении определённой информации. В одних случаях опора может быть развёрнутой, в других - сжатой.

        Назначение опор – помочь порождению речевого высказывания за счёт вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом детей.

        Различаются словесные и изобразительные опоры. Можно использовать их и параллельно в одном упражнении, так как они дополняют друг друга.

        Опоры управляют либо содержанием высказывания, либо смыслом. Отсюда ещё одно деление опор – на содержательные и смысловые.

Зрительно это можно представить так:

Опоры

Содержательные

Словесные (вербальные)

Изобразительные

Текст (зрительно)

Текст (аудитивно)

Микротекст (зрительно)

Микротекст (аудитивно)

План

Логикосинтаксическая схема

Кинофильм, картина, фотография

смысловые

Слова как смысловые вехи

Лозунг

Афоризм, поговорка

подпись

Диаграмма, схема, таблица, цифры, даты, символика

Плакат

карикатура

         В начальной школе преимущественно используют содержательные опоры.

        Более правильно использовать опоры в сочетании, например: рисунки и ключевые слова к ним.        

Необычайно интересным представляется использование в качестве комбинированной опоры коллажа. Коллаж способен привлечь внимание к объекту.

        По форме и содержанию коллаж - это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное или в виде схемы отображение предметного содержания, объединённого ключевым понятием. Вокруг ключевого понятия группируется  сопроводительная информация. Это могут быть рисунки, фотографии, слова, фразы, предложения, грамматические категории и т. д.

        Коллаж может представлять собой фабулу текста, ход событий, смысловую опору для пересказа. Приём коллажирования позволяет соединить вербальную, графическую и изобразительную наглядность, развивает творческое мышление. Важным для построения и введения вербальных опор являются принципы доступности и наглядности.  Внимание обучаемых должно быть сконцентрировано на наиболее значимых компонентах будущего монологического высказывания. Следует помнить, что увеличенный шрифт, курсив, цветовое выделение являются средствами привлечения внимания обучаемых.

        Вербальные опоры  представляют обучаемым свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня знаний и степени владения языком. Применение опор привносит необходимую индивидуализацию в учебный процесс.

        Постепенное снятие опор способствует повышению самостоятельности обучаемых в речевых высказываниях. При выполнении продуктивных упражнений  не рекомендуется  опираться на опоры, так как опоры развивают «речевое иждивенчество»

Опоры всегда информативны

Для создания  ситуаций общения могут также использоваться рисунки. Кроме текстов и рисунков можно применить полный план, даже на завершающей стадии развития умения говорения. Он обязан отвечать двум требованиям:

1. лексические единицы, составляющие опору, не являются обязательным материалом в данном цикле уроков;

 2. используется в опорах преимущественно та лексика, которой ученики владеют рецептивно.

Очень полезно привлекать самих учащихся к созданию опор в виде коллажей.

Таким образом, опоры помогают создать логичные, последовательные высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы

Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...

Составление предложений из слов. Практическое овладение монологическим высказыванием по определенной теме

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по ФГОС. Тема "Составление предложений из слов. Практическое овладение монологическим высказыванием по определенной теме"...

Презентация-план монологического высказывания по теме "Животные"

Данная презентация поможет учащимся составить монологическое высказывание по теме "Животные"....

Методический подход к разработке практики монологического высказывания учащихся на начальном этапе обучения

В статье показаны эффективные подходы овладения учащимися начального этапа обучения монологическими высказываниями на доступных примерах....