«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »
статья по иностранному языку (4 класс)

Липай  Елена Валерьевна

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик), в частности американского метода «Interactive Notebooks (INBs)» («Интерактивные тетради»).          Метод – совокупность способов взаимосвязей деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса

учащихся начальных классов на уроках английского языка

посредством использования метода

«interactive notebooks (inbs)»

Актуальность данной темы заключается в том, что познавательный интерес признаётся важнейшей характеристикой личности учащегося и самым сильным мотивом учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе. Являясь устойчивой чертой характера человека, интерес к познанию способствует формированию активной, любознательной и творческой личности учащегося. Однако сегодня я всё больше сталкиваюсь с тем, что многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, интерес к учебе заметно падает. Что же необходимо предпринять, чтобы вызвать заинтересованность учащихся и сделать их активными участниками процесса обучения?

Психологи и педагоги по-разному трактуют понятие «познавательный интерес». На мой взгляд, наиболее обоснованным является определение Щукиной Г. И., которая рассматривает познавательный интерес как особую избирательную направленность личности на процесс познания [11, с. 7].

Важно отметить, что познавательный интерес детей младшего школьного возраста развивается в процессе учебной деятельности только тогда, когда учащимся накоплен определённый опыт, знания, навыки; когда у него имеется психологическая готовность к работе и уверенность в её успешном завершении.

На пути своего развития познавательный интерес проходит следующие уровни: 1) уровень фактов и репродуктивной деятельности, элементарный уровень (на этом уровне интерес находится на поверхности отдельных факторов); 2) уровень выделения существенных связей и стремление к поисковой деятельности (на этом уровне учащиеся, ещё не имея достаточного багажа знаний, способны к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении), 3) уровень выявления существенных закономерностей и глубоко-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности [7].  

Развивая познавательного интерес младших школьников, необходимо соблюдать и определённые педагогические условия: 1) максимально опираться на активную мыслительную деятельность учащихся; 2) проходить учебный процесс на оптимальном уровне развития учеников; 3) преподносить учебный материал, содержащий определённую новизну и элементы занимательности, при правильной реализации принципа доступности; 4) создать условия для благоприятной эмоциональной атмосферы.

Считаю, использование метода «Interactive Notebooks» как нельзя лучше соответствует данным педагогическим условиям. В чем же заключается суть этого метода? Учащиеся заводят отдельную тетрадь (блокнот) и прономеровывают страницы. Левая сторона тетради (четные страницы) используется для размещения интерактивных шаблонов, правая сторона (нечетные страницы) при необходимости используется для ведения записей или выполнения упражнений. В данном случае интерактивная тетрадь можно рассматривать как «библиотеку», «лабораторию» и «журнал»: как «библиотека» интерактивная тетрадь служит местом хранения и накопления знаний; как «лаборатория» является средством для постановки значимых вопросов и поиска ответов на них; в качестве «журнала», интерактивная тетрадь содействует интеллектуальному росту учащихся [1].

Многообразие видов и форм интерактивных шаблонов/мини-книжек (Приложение 1) позволило мне разработать такой дидактический материал, который в интересной и доступной форме позволит учащимся овладеть необходимым объемом знаний по учебному предмету «Иностранный язык».

В соответствии с концепцией учебного предмета «Иностранный язык» образовательные цели обучения иностранным языкам состоят в овладении начальными нормами иностранного языка (фонетическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета; алфавитом изучаемого иностранного языка, основными буквосочетаниями; звуко-буквенными соответствиями, знаками транскрипции, основными правилами чтения и умением применять их при чтении; графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками письма; разными видами иноязычной речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование); умении (в объеме изученного материала) находить, выделять, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные языковые единицы: звуки, буквы, части слов, части речи, предложение, текст [6].

Для реализации данных целей метод «Интерактивная тетрадь» предоставляет мне ряд возможностей: формирование лексических навыков грамматических навыков, способствует обучению чтению, говорению, письму; дает возможность использовать интерактивные шаблоны в качестве демонстрационного материала, для развития мелкой моторики; создает условия для использования разных форм организации деятельности учащихся (фронтальной, парной, групповой); осуществлять совместную работу с родителями, самостоятельную работу.

Работая над учебниками я придерживалась следующего алгоритма действий: 1) определяла целесообразность и место применения интерактивного шаблона на уроке; 2) подбирала или разрабатывала шаблон (определяла вид интерактивного шаблона, размещала необходимый материал, подбирала упражнения); 3) проводила максимальную подготовку шаблона к использованю (распечатка, вырезание, склеивание частей шаблона), 4) апробировала его на учебных занятиях (при необходимости вносила изменения и дополнения).

Изучение методик преподавания иностранного языка Т. П. Леонтьевой, Е. Н. Солововой,  позволило мне систематизировать работу с интерактивными шаблонами следующим образом:

1) Для обучения чтению учащихся начальной ступени необходимы упражнения и задания, направленные на формирование и совершенствование навыков техники чтения и извлечения и понимания информации иноязычного текста. Использование интерактивных шаблонов считаю целесообразным именно на этапе формирования и совершенствования навыков техники чтения. Изучение английского языка для учащихся III класса начинается со знакомства с алфавитом: на протяжении первой четверти учащиеся изучают алфавит, звуко-буквенные соответствия, знаки транскрипции. На данном этапе я предлагаю учащимся работу с интерактивным шаблоном «The Alphabet. English ABC». Примерный комплекс заданий к интерактивному шаблону «The Alphabet. English ABC» представлен в приложении 2.

Для освоения основных правил чтения в III, IVклассах, я использую интерактивные шаблоны «Домик» (для отработки правил чтения гласных букв в открытом и закрытом слогах) и «Интерлок» (для работы с буквосочетаниями). Примерный комплекс заданий к интерактивным шаблонам «Домик», «Интерлок»  представлен в приложении 3.

2) Обучение иноязычной лексике осуществляется на нескольких этапах: ознакомление с новым материалом и первичное его закрепление, тренировка лексических единиц, активизация лексических единиц. Считаю рациональным использование метода «Интерактивная тетрадь» на этапе ознакомления с новым материалом и первичным его закреплением:  на этом этапе интерактивные шаблоны обеспечивают беспереводной способ семантизации слов с опорой на рисунок (например, разноуровневые шаблоны («All about me», «Look at me»), книжки-гармошки («Vegetables», «Fruit», «I can» и др.), шаблон со складками («At the circus», «At the zoo», «Aren’t pets great?» «Seasons», «What’s in my bag?»  (Приложение 4) и др.). Воспроизведение новых лексических единиц при первичном закреплении следует проводить изолированно и в контексте в уже усвоенных грамматических структурах.

Например, Form 3. Unit 5. Food. Lesson 4: Do you like carrots?

a) Write a pair to each picture. Model: a potato – potatoes, …

b) End the sentence. Use the words in plural: I like … . / I don’t like … . Write them into your interactive notebook.

Model: I like apples, bananas and oranges. / I don’t like tomatoes and lemons.

c) Speak about what you like / don’t like.

Form 4. Unit 3. Daily life. Lesson 3: Breakfast, lunch and dinner.

 

a) Look at your template, listen to me and say: What is missing?

Write the missing word in the template.

b) Look at the template and answer: When do we have breakfast / lunch / dinner? / What do we have in the morning / in the afternoon / in the evening?

c) Open the fold number one. What food do you see? Imagine it is your breakfast. Write about it. Fill the missing information in the model.  Model: I have … for breakfast.

d) Speak about it. (The same for lunch and dinner)

e) Speak about your real breakfast / lunch / dinner.

3) Формирование грамматических навыков происходит в соответствии со следующими этапами: ознакомление (введение, объяснение, первичное закрепление), тренировка, применение. Для введения, объяснения и первичного закрепления грамматического материала целесообразно использовать флэпбуки (шаблоны с окошками). Такие шаблоны помогут структурировать, систематизировать материал и предоставить возможность учащимся проработать его в парах, группах или индивидуально. Здесь каждый флэп соответствует определённому типу предложения (повествовательному, отрицательному, вопросительному). Учащиеся наполняют их отсутствующей информацией, собственными примерами или примерами на основании подсказок, размещенных на флэпах. Примерный комплекс заданий на примере флэпбука «Have got / Has got » представлен в приложении 5.  

4) Интерактивные шаблоны также можно использовать для обучения говорению (диалогической и монологической речи).

а) Для обучения диалогической речи так же считаю целесообразным использовать флэпбуки. Они наиболее эффективны для обучения подготовительной речи. При порождении подготовительного высказывания учащиеся опираются на память, ассоциации, правила и многочисленные подсказки (опоры). В данном случае флэпбук является содержательной опорой. Учащиеся заполняют его изучаемыми лексическими структурами, отрабатывая материал в парах или группах, а внешний вид шаблона, фоном которого я делаю соответствующую картинку, непроизвольно формирует определённые ассоциации с отрабатываемой речевой ситуацией.

б) Для обучения монологического высказывания наиболее эффективными нахожу флэпбуки и книжки-гармошки. Эти виды интерактивных шаблонов как нельзя лучше подходят для развёртывания высказывания от элементарной единицы (предложения) к законченному монологу и включают следующие этапы: 1 этап – предполагает задания, стимулирующие короткие высказывания учащихся по ситуации; 2 этап – конкретизируется и уточняется сказанное, что ведет за собой нарастание объема высказывания каждого учащегося; 3 этап – этап самостоятельного развернутого высказывания [8, c. 92].

Например: Form 4. Unit 5. Lesson 7: My pet and I.

1) Look at the template «My pet and I»! Here you can see some pets. Guess: what is my pet? Yes, it’s a cat. His name’s Chuck. Help me to write about my cat to the «My Pet» magazine.

The question in the template will help us. Answer the questions: What colour is my pet? What can you say about his ears, eyes and nose? OK. What does he drink / eat? Guess: What Chuck can do? Thanks a lot.

2) Let’s play a guessing game. Make a riddle about your pet. Write the answers on the questions into the template. You’ve got 5 minutes.

3) Present your riddle.

Используя интерактивные шаблоны, можно вовлечь учащихся в игровую деятельность. Решая игровые задачи, учащиеся приобретают познавательный опыт, испытывают яркие эмоциональные переживания, снимают напряжение [4]. Например, изучая цвета на уроках английского языка в III классе, учащиеся работают с интерактивным шаблоном «Colours» (шаблон в форме цветка с двигающимися лепестками). Учащийся-ведущий выходит к доске, загадывает определенный цвет, загибая его на своем шаблоне, и задает вопрос «What colour?». Остальные игроки должны догадаться, какой цвет загадан, называя цвета по-английски. Работая над грамматическим материалом, например The Present Simple Tense, я провожу настольную игру «Колесо фортуны». Используя подручные средства (карандаш / ручку, скрепку) и игровой элемент «колесо фортуны», на секторах которого изображены смайлики соответствующие типам предложения (повествовательному, отрицательному, вопросительному), я устанавливаю ручку со скрепкой на середину «колеса» и раскручиваю скрепку, тем самым выбирая тип предложения, которое будет составлять учащийся-игрок.

Как мы видим интерактивные шаблоны можно использовать в обучении практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности.

Необходимо отметить, что использование интерактивной тетради на уроках английского языка имеет свои достоинства и недостатки:

Метод «Interactive Notebooks»

Достоинства

Недостатки

1) делает урок более интересным и удивительным;

2) визуализирует теоретический материал;

3) создаёт возможность для более доступного объяснения материала;

4) позволяет учащимся запомнить материал и самостоятельно организовать его повторение в домашних условиях;

5) учитывает различные типы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты);

6) развивает познавательный интерес и творческое мышление.

1) разработка и изготовление шаблонов требуем много времени и материала (бумага, принтер, краска для принтера, клей);

2) на начальном этапе работы с шаблонами у учащихся возникают проблемы с пониманием инструкций учителя;

3) ограничение во времени.

Однако недостатки данного метода компенсируются за счет повышения интереса к изучению английского языка и положительной динамикой в результатах учебной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование метода «Интерактивная тетрадь» позволяет сделать обучение иностранному языку более эффективным, так как использование данного метода на уроках английского языка стимулирует развитие познавательного интереса учащихся. Об эффективности моего опыта свидетельствует повышение интереса к изучению английского языка,  а именно учащиеся изъявляют желания принять участие в олимпиадном движении, наблюдается постоянный рост числа желающих принять участие в игре-конкурсе «Лингвистенок», «Неделе предметов гуманитарного цикла», в написании работ исследовательского характера. А желание и способность самостоятельно приобретать знания, проявлять творческий подход к деятельности и есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. 

Список литературы

1. Joseph Hill’s English Classes at Carlmont High School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/josephhillsenglishclasses/interactive-notebooks. – Дата доступа: 15.10.2018.

2. Language Teaching Professionals [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ltprofessionals.com/interactive-notebooks-inbs. – Дата доступа: 15.10.2018.

3. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448с.

4. Академия последипломного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/uch%20god%202020/pr1. – Дата доступа: 15.10.2018.

5. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с.

6. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»: приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 29 мая 2009., № 675 // Нац. образовательный портал [Электронный ресурс]. / Нац. институт образования. – Режим доступа: https://adu.by/ry/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya/kontsetsii-uchebnykh-predmetov.html. – Дата доступа: 20.10.2018.

7. Лебедева, А. В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А. В. Лебедева // Среднее профессиональное образование, СПО. – 2010. – № 2. – С. 62–64.

8. Методика преподавания иностранного языка : учеб. пособие / Т. П. Леонтьева [и др.] ; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. – 3-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.

9. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Маслыко. – 9-е изд., стер. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 522 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....

Презентация: " Формирование УУД в начальной школе на уроках английского языка"

Сегодня в пределах программ ФГОС много пишут и говорят об универсальных учебных действиях. Эта презентация посвящена УУД в начальной школе по английскому языку....

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...