Ролевая игра - средство развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка . Часть 1
статья по иностранному языку

Ролевая игра представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий. Индивидуальные и коллективные действия игроков составляют сюжет игры. Как правило, существуют правила проведения ролевой игры, где описаны рамки действий игроков, их поведения, моделирования игровых ситуаций. Действия игроков представляют собой вольную импровизацию в рамках выбранных правил, а также определяют суть игры и её результатРолевая игра представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий. Индивидуальные и коллективные действия игроков составляют сюжет игры. Как правило, существуют правила проведения ролевой игры, где описаны рамки действий игроков, их поведения, моделирования игровых ситуаций. Действия игроков представляют собой вольную импровизацию в рамках выбранных правил, а также определяют суть игры и её результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra.docx730.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра –  средство развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Ролевая игра представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий. Индивидуальные и коллективные действия игроков составляют сюжет игры. Как правило, существуют правила проведения ролевой игры, где описаны рамки действий игроков, их поведения, моделирования игровых ситуаций. Действия игроков представляют собой вольную импровизацию в рамках выбранных правил, а также определяют суть игры и её результат[1].

Разрабатывает сюжет ролевой игры и следит за её ходом мастер или группа мастеров. Игровой мир может быть историческим, авторским либо основываться на уже существующем вымышленном мире из литературного произведения, фильма или игры. Ролевые игры неразрывно связаны с ролевым сообществом, а также с исторической реконструкцией (реконструкторы являются наиболее родственной ролевикам субкультурой, многие люди входят в оба движения одновременно), историческим фехтованием, стрельбой из лука и арбалета, культурой бардов и менестрелейисторическим танцембальной культуройкосплеемстрайкболом. Регулярно проходят различные фестивали и конвенты, посвящённые околоролевой тематике. На них, как правило, проходят семинары по различным вопросам, мастер классы по созданию чего-то или владению чем-то, анонсы предстоящих проектов, выступают барды и менестрели, проходят конкурсы костюма и т. п. В ролевом сообществе распространяются некоммерческие издания, посвящённые играм и вопросам исторической реконструкции, авторские сборники, в том числе музыкальные.

Основное отличие исторической реконструкции от ролевой игры заключается в том, что мероприятие исторической реконструкции требует полной исторической достоверности (часто вплоть до ручных швов на одежде), а на ролевой игре эта достоверность условна. То есть, говоря усреднённо, историческая реконструкция отображает внешнюю сторону, а ролевая игра внутреннюю.[1]

Ролевая игра на уроках английского языка

Ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях, Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает большими обучающими возможностями:[2]

1. Сюжетно-ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Например, разыгрывается ситуация «Утро школьника». Мать входит в комнату. Она говорит: «Вставай, уже 7 часов, пора…» Действительность - комната, в которой спит мальчик и в которую входит мать, время и место действия составляют фон на котором совершается речевой поступок (обращение к сыну), т.е. осуществляется функция языка как средства общения. Из этого основного свойства ролевой игры вытекает ряд других, делающих её эффективным средством обучения устной речи.

2. Сюжетно-ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно - побудительного плана. Общение немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: «Расскажи о своём друге», «Расскажи о своей семье», так как учителю хочется проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если учащиеся вовлечены в сюжетно-ролевую игру. Точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива. Например, разыгрывается сцена в спортивном кружке. Ученик - член этого кружка приводит сюда своего друга. Руководитель кружка сообщает ребятам, что кружок уже полностью укомплектован. Тогда ученик рассказывает о своем друге, убеждая руководителя кружка, что тот достоин быть принятым в этот кружок. Сама ситуация диктует линию речевого поведения.

Сюжетно-ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. С позиции учителя сюжетно-ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений учащихся. Она выполняет определенные функции:

  • обучающую;
  • воспитательную;
  • ориентирующую;
  • мотивационно-побудительную;
  • компенсаторную.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в построении деятельности. Являясь моделью межличностного общения, сюжетно-ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. Именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Сюжетно-ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, так как она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

Воспитательная функция сюжетно-ролевой игры заключается в том, что именно в сюжетно-ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Сюжетно-ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, сюжетно-ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.

Компенсаторная функция сюжетно-ролевой игры заключается в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действия. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.[3]

Игровые формы обучения, как никакая другая техно­логия, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Мотивы общения. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей
  • Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои зна­ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отно­шение к деятельности, к людям
  • Познавательные мотивы. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нуж­но знать больше других).[4]

Подборка ролевых игр:

Тема «Одежда»

 Стихи для изучения одежды на английском.  

Для детей помладше отлично подойдут стихи на русском, где по смыслу будет подходить английское слово, например:

 Ничего приятней нет,

Чем примерить шляпу (hat).

 Пусть не радуется ветер,

 Ношу я теплый свитер (sweater).

 Кто и что здесь разберет,

Где моя рубашка (shirt)?

 Я однажды в шкаф залез

 И обнаружил платье (dress).

Моя мама шьет и ткёт,

Чтобы вышла юбка (skirt).

 Загляни-ка в темный шкаф,

 Там на полке шарфик, (scarf).

Рядом дремлет серый кот,

На моем пальтишке (coat).

A по полкам, прыг да скок,

Скачет мой носочек (sock).

 Наряд ношу всегда один —

Голубые джинсы (jeans).

 Чтобы ходить, как важный туз,

 Нужны ботинки, туфли, (shoes).

Знает даже мышка mouse,

Что блузка по-английски (blouse).

 Чтоб пойти играть на корт,

 Одевай-ка шорты (shorts).

Стишок-зарядка для изучения одежды

Children with (red shirts/blue pants/etc.),

Дети в (красных рубашках/синих штанах/др.),

Children with (red shirts/blue pants/etc.),

Дети в (красных рубашках/синих штанах/др.),

Please stand up, please stand up.

Пожалуйста, встаньте, пожалуйста встаньте.

Clap your hands and turn around,

Похлопайте в ладоши и повернитесь,

Clap your hands and turn around,

Похлопайте в ладоши и повернитесь,

Then sit down, then sit down.

Затем садитесь, затем садитесь.

Соедини слова с картинкой .

Это самая очевидная игра, но эффективная.

https://hoc360.net/wp-content/uploads/2019/07/2019-07-28_16h00_21.png

Угадай кто?

 Угадай кто? На картинке дети, одетые в разноцветную одежду, ребенок должен выбрать кого-нибудь и парой слов описать во что он одет, а вы попробуйте угадать. Можно выбрать кого-нибудь из класса и описать во что он надет , а класс угадывает кто это.

https://5.lipetskddo.ru/files/images/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-3.jpg

 Кроссворд

 Возможно, написание слова пока не будет даваться ребенку, но заполнить пустые квадратики на первых порах можете и вы, от ребенка в таком случае необходимо будет правильное название предмета одежды.[5]

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/20/s_59ea61c45c20f/716951_13.jpeg 

Тема « Еда»

 Овощи — фрукты — напитки

Водящий бросает мячик по очереди всем ученикам, произнося одно из трех слов: «Vegetable», «Fruit» или «Drink». Поймавший должен быстро назвать слово из названной категории. Игру можно усложнить  — к примеру, говорить слово можно только после просьбы «Please». Это добавит азарта, а значит и внимательности участникам.

Ресторатор

Ребята в группах разрабатывают проект нового ресторана (кафе, магазина), подробно описывают обстановку, одежду официантов и меню. По окончании работы они презентуют название, рисунки помещения, описывают рецепты, рассказывают, что входит в состав блюд их уникального заведения.

Догадайся по вкусу (по форме)

С завязанными глазами ученики пробуют фруктовое пюре или щупают овощи, стараясь угадать и назвать на английском, что же это такое. Сенсорные игры способствуют эмоциональному развитию детей. Провести ее можно на заключительном занятии по теме или на внеклассном уроке.

Пять шагов

В данной игре принимают участие двое учеников. Они становятся на расстоянии пяти шагов от учителя или доски и должны пройти вперед пять шагов, называя пять слов — названий продуктов. При этом им нужно не сбиться с ритма и не остановиться. Побеждает тот, кому удалось это лучше сделать. Можно усложнить задание, например, не ограничивать движение пятью шагами, а делать как можно больше шагов к учителю, называя слова по теме.[6]

Тема «Транспорт»

Игра «This is my…» («Это моё…»)

Перед участниками раскладываются игрушки по теме или картинки. По очереди участники называют объект во фразе «This is my…», если правильно назван объект, участник забирает его себе. Побеждает тот, у кого больше объектов. Подсчёт ведётся по-английски: «One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten».

Игра «What is missing?» («Чего не хватает?»)

На столе раскладываются картинки или предметы, ребёнок смотрит и запоминает 20 сек, затем  ребенок отворачивается, или стол накрывается непрозрачной тканью, а взрослый убирает 1 предмет или картинку, которую нужно будет отгадать и назвать на английском языке: «A … is missing!».

Игра «Мемо»

Два комплекта картинок перемешивается и раскладывается на столе лицевой стороной вниз. Игроки по очереди открывают  по две картинки, называя их изображение по-английски «This is a …». Если они совпадают «There are…», игрок их забирает и переворачивает следующую пару. Если картинки разные, то их возвращают на место изображением вниз, и игру продолжает следующий игрок. Необходимо подобрать наибольшее число картинок. Их подсчёт тоже можно проводить по-английски.

Подвижная разминка «Go by bus»

На полу в свободном порядке расставляются игрушки различных видов транспорта. Взрослый называет вид транспорта, на котором нужно ехать «Go by …», ребёнок находит нужную игрушку и изображает, как он едет на этом виде транспорта.

Можно предложить ребёнку изобразить путешествие на разных видах транспорта, совмещая просмотр клипа «Cars, planes, trains».[7]

  Тема « Погода»

Игра состоит из цветных,  и черно-белых игровых полей, которые можно распечатать и начинать играть на занятиях английского языка с детьми.

Если вы проходите тему «Погода», и дети уже хорошо знают лексику по этой теме, эта игра поможет закрепить лексику по теме.

 Правила игры:

- Все пчелки ставят свои фишки на поле «Start«.

- С помощью считалочки или другим способом определяем, кто за кем будет ходить.

- Игрок бросает кубик, и передвигает свою фишку. Если игрок попадает на поле с картинкой, он должен описать какая погода на ней. Есть также поля:

«A friendly bee helps you. Go ahead 3.» — Дружелюбная пчелка тебе помогает. Передвигайся на три клетки вперед.

«Your honey was stolen. Go back 3.» — Ваш мед был украден. На три клетки назад.

«Ouch! You got stung. Go back 3.» — Ой! Тебя ужалили. На три клетки назад.

4. Выигрывает тот, кто быстрее всех доберется до клетки «Goal«.

Второй вариант этого же игрового поля, но на этот раз не с картинками, а со словами. Это вариант для «читающих». Ребенок должен прочитать слово, и сказать 2-3 предложения, чтобы описать такую погоду и свое отношение к ней. Остальные правила игры те же.[8]

Who knows the most words?

Для этой игры вам понадобятся две команды и список вопросов о погоде. Напишите на доске название каждой команды. Задавайте ученикам по очереди вопросы из списка. Каждый ученик отвечает одним предложением. Каждый раз, когда он в ответе использует новое слово, которое относится к теме «погода», записывайте его на доску под названием команды. Новое слово – одно очко для команды.

Для того, чтобы игра была интересной и веселой, иногда задавайте учениками вопросы, которые не имеют никакого отношения к погоде, например, What did you have for breakfast? Ученик должен постараться в ответе сказать что-то о погоде, например, I had porridge, because it’s very cold outside and I like to start the day with something warm. Команда, которая за игру использовала больше всех новых слов, побеждает.

Weather forecast

Включите ученикам передачу о прогнозе погоде в англоязычных странах: Британии (для дополнительной практики можно отдельно взять Англию, Шотландию, Ирландию и Уэльс), Австралии, Соединенных Штатах, Канады и других. Ролики можно взять с YouTube. Проиграйте каждый дважды. Во время просмотра ученики делают записи.

После этого раздайте каждому ученику или группе лист с картой страны. Учащиеся должны расставить значки погоды в соответствующих регионах на карте и прокомментировать их. Группа или ученик, которые наиболее полно передали информацию ролика на карте, получают очко. После этого включите следующий ролик и раздайте новые карты. Кто набрал большее всего очков за игру, тот и победитель.

Weatherman

После того, как ученики потренировались с помощью игры Weather forecast, — it’s show time! В этой игре студенты выполняют роль метеоролога телевизионной передачи. Раздайте каждому название страны. Для того, чтобы сделать игру еще интереснее, выбирайте экзотические страны, к примеру, Австралию. С помощью интернета попросите учеников подготовить передачу «Прогноз погоды» и выступить в качестве ведущего.

Если в классе есть доска, учащийся может нарисовать на ней карту страны до начала «вещания», а во время своего выступления рисовать разные погодные символы на карте, объясняя какой будет погода в различных регионах этой страны. Ученики могут выступать по очереди перед всем классом или работать в небольших группах.

Weather in the world

Подготовьте карточки с разными городами мира и сложите их в пакет. Каждый ученики по очереди вытягивает из пакета по одной карточке. Он должен представить, какая в этом городе сейчас погода, приблизительная температура. Если кто-то из учеников думает иначе, он говорит свою версию. После этого преподаватель проверяет в интернете. Кто угадал правильно, получает очко. Тот, кто за игру собрал больше всех очков, побеждает. В эту игру также можно играть в командах.

Tourist agency

В эту игру ученики играют в небольших группах. Распечатайте для каждой группы карту мира. Преподаватель — путешественник, а каждая группа — туристическое бюро, которое хочет, чтобы путешественник выбрал именно их. Преподаватель загадывает погоду, например, I want to go somewhere sunny and warm. Каждое туристическое бюро должно как можно быстрее подобрать для путешественника страну или город, где сейчас именно такая погода. Для этого разрешите ученикам пользоваться интернетом. Группа, которая быстрее всех правильно подобрала место, получает очко. Кто за игру получил больше всех очков, тот и победитель.

Choose your outfit

Для этой игры вам понадобится собрать мешок одежды и аксессуаров для разной погоды (купальник, вязаная шапка, панамка, дождевик, шорты и т.д.), но поверьте, игра того стоит. Положите мешок в одном конце класса, а учеников распределите на две команды. Попросите каждую команду выбрать волонтера, который становится возле мешка. Остальные участники собираются в другом конце класса. В начале каждого раунда огласите тип погоды. Один ученик из каждой команды бежит к мешку и выбирает одежду или аксессуар, который носят в такую погоду, и надевает его на волонтера. Волонтер при этом не должен помогать. Ученик, который первым надел правильную одежду или аксессуар в каждом раунде на волонтера, получает очко. Команда, которая за игру собрала больше очков, победила.[9]

В заключение хотелось бы   подчеркнуть, что ролевая игра является перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

Рифмовки как средство развития устной речи на уроках английского языка.

Рифмовки играют огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикция, слух, темп, умение регулировать силу голоса....

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей. Использ...

Развитие глобальных компетенций на уроках английского языка

Функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных с...